Лучший педагог года

Психологический аспект работы родителей с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения речи

Олеся Ладутько
Психологический аспект работы родителей с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения речи
▼ Скачать

Семья, как один из важнейших социальных институтов общества, оказывает огромное влияние на формирование и развитие процессов высшей психической деятельности ребенка. Система отношений ребенка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с самого раннего возраста слышал правильную, отчетливую речь, на примере которой формируется его собственная.

Публикация «Психологический аспект работы родителей с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения речи» размещена в разделах

Попустительское отношение родителей к дефекту ребенка, может быть обусловлено тем, что у самих родителей такой же дефект, с которым они живут, и он им не мешает; либо родители считают, что речь – это не самое главное в жизни, либо надеются, что со временем проблема сама себя исчерпает. Непонимание одним или обоими родителями объективного статуса психического развития ребенка, либо неприятие рекомендаций специалистов в этом вопросе, нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций, где в большем случае страдает ребенок. Так или иначе, на отношение ребенка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей. Как они настраивают ребенка по отношению к данному дефекту, какие установки ему дают, является основным формирующим компонентом отношения ребенка к своему речевому дефекту. Также неполноценность речи и связанная с этим не успешность в обучении приводят к ряду характерологических изменений и снижению самооценки ребенка. Поэтому немаловажным моментом является здесь работа участников образовательного процесса (психолога, логопеда, воспитателя) с семьей.

Практика показывает, что достижение коррекционного эффекта в системе специальных занятий в детском саду не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребенка. Необходимым условием закрепления достигнутого является вооружение родителей адекватными способами коммуникации, их готовность к полноценному сотрудничеству с дошкольным учреждением в процессе коррекционной работы, понимание важности и необходимости этого, наличие обратной связи со стороны родителей, оказание помощи взрослым в создании комфортной для развития ребенка семейной среды.

Психологическим аспектом в работе родителей с ребенком имеющим речевые нарушения, является не только правильное и адекватное понимание проблемы ребенка и оказание помощи в преодолении проблемы с которой столкнулся их ребенок, но и доброжелательное отношение к ребёнку, и эмоционально-положительный систематический речевой контакт с ним, что таит в себе большие возможности для воспитания у него полноценной речи. Создание благоприятных для развития речи ребёнка условий. В первую очередь здесь необходимо исключить возможное травмирующее воздействие окружающей среды. Об этом приходится говорить по той причине, что далеко не всегда даже самые близкие люди, желающие ребёнку только добра, относятся к нему правильно. Ведь всякого рода «вторичные психические наслоения», связанные с речевой неполноценностью детей, своим происхождением обязаны в первую очередь ближайшему социальному окружению ребёнка. Кто-то не понял его вопроса, кто-то над ним подшутил или даже позволил себе передразнить, кто-то просто пренебрежительно махнул на него рукой или вообще не заметил его присутствия — и постепенно ребёнок начинает понимать, что с ним «что-то не так» и сам начинает сторониться окружающих, замыкается в себе. Основное правило в подходе к ребёнку с любыми (и тем более серьёзными) нарушениями речи состоит в следующем : к нему нужно относиться как к здоровому, ничем не выделяя его из среды других детей. Точно такое же отношение нужно сохранять и в присутствии друзей и знакомых — тогда оно невольно передастся и им, а также самому ребёнку. И ни в коем случае не следует допускать в его присутствии никаких разговоров об имеющемся у него речевом расстройстве! При соблюдении этих условий вообще не придётся говорить о каком-либо специальном воспитании «правильного отношения ребёнка к своему речевому дефекту». Главное, чтобы ребёнок чувствовал себя спокойно и естественно, то есть, чтобы у него с самого начала не формировалось тех негативных форм поведения, которые в дальнейшем бывает так трудно преодолевать.

Обеспечение возможности общения ребёнка с нормально говорящими детьми, которые младше его по возрасту. Это очень важный фактор, дающий мощный стимул, необходимый толчок к развитию речи. Дело в том, что ребёнку, резко отстающему в речевом развитии, бывает очень трудно подражать речи взрослых или уже достаточно хорошо сформировавшейся речи сверстников. Общение же с малышом, умеющим произносить лишь самые простые слова и фразы, как бы возвращает и нашего ребёнка на более ранний этап развития и стимулирует его к подражанию этой элементарной и гораздо более доступной для него речи. Кроме того, в этом случае устраняется и чисто психологический барьер — ребёнок не стесняется малыша, не боится оказаться перед ним несостоятельным, что сразу снимает многие преграды на пути к овладению речью.

Родителям очень важно понять, что речь усваивается ребёнком по подражанию, поэтому (в лучшем случае) он может овладеть лишь тем, что чаще всего слышит в речи окружающих его людей. По этой причине ему необходимо обеспечить правильный образец для подражания, на который он мог бы с самого начала равняться. Неблагоприятное влияние на развивающуюся речь детей оказывает и такой нередко встречающийся в нашей жизни социальный фактор, как «двуязычие». В этих случаях ребёнок, только начинающий овладевать речью, вперемешку слышит слова из разных языков, с разными особенностями звукопроизношения и грамматического строя. Вряд ли нужно объяснять, что это существенно затрудняет для него овладение полноценной речью на «основном» языке. Особенно неразумным представляется нам «сюсюкание» с детьми, выражающееся в подлаживании взрослых под детскую речь с воспроизведением при этом всех имеющихся в ней неправильностей. Это тоже один из видов неблагоприятного социального воздействия, оказываемого на ребёнка «по доброй воле» родителей, но с нисколько не меньшими от этого отрицательными последствиями. Здесь ребёнок лишается даже необходимого стимула для совершенствования своей речи, поскольку взрослые и без того выражают полнейший восторг в отношении её качества.

Часто в семейном воспитании имеют место случаи переутомления детей как следствие введения большого количества “дополнительного” образования детей: компьютер, “школа развития” и так далее. Дети этой категории быстро утомляются и отличаются малой работоспособностью, поэтому занятия имеют строгую дозировку, либо исключаются, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. По мере нормализации мозговых функций и совершенствования речи объём занятий и соответственно речевой нагрузки будет постепенно увеличиваться.

Очень важно, чтобы в работе с детьми над речью, родители не навязывали ее ребёнку откуда-то извне, в процессе специальной «работы» над нею, а самым естественным образом включали во всю его повседневную жизнь, в привычные для него и любимые им занятия, что является психологически комфортным для ребенка. Необходимо также отметить, что мало внимания уделяется обеспечению необходимой двигательной активности ребенка. Развитие общей и ручной моторики важно для усовершенствования двигательных функций ребёнка, что необходимо, в том числе и для нормализации его речевой функции.

Подводя итог, можно сказать, что при правильном подходе семьи к воспитанию ребенка с проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать многих проблем, ведь родители проводники детей и от них зависит их будущее. Родители являются теми движущими силами, которые могут сформировать у детей стремление преодолеть свой дефект, осознанное отношение к работе над речью и веру в успех, что в свою очередь обязательно приведет к хорошему результату.

Список литературы

1. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ Использование ИКТ позволяет сделать.

Консультация для родителей Тема: Особенности проведения артикуляторных упражнений с детьми, имеющими нарушения ОДА Консультация для родителейТема: Особенности проведения артикуляторных упражнений с детьми,имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.

Коррекционная работа воспитателя с детьми имеющими нарушения речи Для того чтобы вести разговор о коррекционно-речевом направлении работы нам необходимо разобрать основные понятия этой темы. За последние.

Коррекционная работа воспитателя с детьми имеющими нарушения речи (продолжение) Основные направления коррекционной работы воспитателя • Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной (воспитанию правильного речевого.

Организация работы с детьми в детском саду, имеющими нарушения речи Все дети дошкольного возраста в детском саду в большинстве своём одинаковы в развитии. Они аналогично проходят адаптацию, похоже плачут.

Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи Проблема заикания в настоящее время стоит очень остро. В системе образования недостаточно групп, работа которых была бы полностью направлена.

Система работы с семьями детей, имеющими нарушения в речевом развитии в рамках «Школы родителей» Система работы с семьями детей, имеющими нарушения в речевом развитии в рамках «Школы родителей» Семья и дошкольное образовательное учреждение.

Специфика работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения Нарушение зрения отрицательно сказывается на: -нервно-психическом статусе детей; - двигательной активности и - ориентировке в пространстве;.

Специфика работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения. Нарушение зрения отрицательно сказывается на: -нервно-психическом статусе детей; - двигательной активности и - ориентировке в пространстве;.

Статья из опыта работы с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра «Особые дети» (из опыта работы). Я работаю педагогом-психологом на протяжении 16 лет, и сегодня хочу рассказать о своей работе с «особыми».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологический аспект работы родителей с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения речи
Опубликовано: 9 декабря 2016 в 13:59
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологический аспект работы родителей с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения речи» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Ладутько в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД