Светлана Шишкова
Система работы с семьями детей, имеющими нарушения в речевом развитии в рамках «Школы родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы
с семьями детей, имеющими нарушения в речевом развитии в рамках «Школы родителей»
Семья и дошкольное образовательное учреждение - два важнейших института социализации ребенка в первые годы жизни. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Публикация «Система работы с семьями детей, имеющими нарушения в речевом развитии в рамках „Школы родителей“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Современная семья в настоящее время переживает семейный кризис, который выражается в усугублении трудностей семейного воспитания, ослаблением внимания к духовным ценностям.
Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к их роли, снижение социальной установки на воспитание, образование детей, противоречивость представлений о целях, задачах воспитания, закономерностях психического развития ребенка – все это отрицательно влияет на стабильность молодой семьи и полноценное становление личности ребенка, усиливает эмоциональную напряженность в семье, отрицательно сказывается на развитии детей.
В нашем ДОУ комбинированного вида функционирует 6 групп из них две группы наших воспитанников – дети с речевыми нарушениями. Из опыта работы с такими детьми и их семьями были выявлены проблемы: отсутствие у родителей адекватного представления о серьезности речевой патологии у ребенка, незнание родителями методов коррекционно-развивающей работы с ребенком и др. Понимая значимость решения данных проблем мы предпринимаем попытку создания внедрения системы направленного сотрудничества ДОУ и семьи воспитанника, вовлечения родителей в разные формы взаимодействия.
Приоритетное направление МБДОУ на современном этапе – поиск эффективных форм взаимодействия с родителями по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания.
Одной из таких форм сотрудничества - «Школа родителей» для родителей детей, имеющих трудности в воспитании.
Цель «Школы родителей» в ДОУ:
знакомство с семьями воспитанников;
выявление трудностей семейного воспитания;
определение наиболее эффективных форм ребенка с родителями.
Исходя из этой цели, определяются следующие задачи:
1. Создать единую систему психолого-педагогического образования родителей по преодолению трудностей семейного воспитания;
2. Внедрять разнообразные формы работы по сохранению и укреплению семей воспитанников;
3. Формировать у родителей уверенность в собственных педагогических возможностях.
«Школа родителей» - первая ступень к развитию долгосрочных отношений в системе «Педагоги-родители» в пространстве непрерывного образования.
Реализация на практике данных положений показала необходимость более полного изучения семьи, ее статуса, семейных традиций, уклада жизни, культурно-образовательного уровня, а также, что особенно важно, умения педагогов варьировать приемы взаимодействия с семьей.
Наше дошкольное учреждение в течение многих лет, со дня открытия, проводит планомерную работу с родителями, подчиненную единой цели – созданию единого образовательно-оздоровительного пространства «детский сад – семья».
При этом решаются следующие приоритетные задачи:
1) повышение педагогической культуры родителей;
2) изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;
3) приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации.
В фойе первого этажа находится стенд для родителей, в котором содержится информация о работе ДОУ, о сотрудниках, о программе.
В каждой возрастной группе в раздевалках оформлены «Уголки для родителей», где помещаются консультативные материалы по всем разделам программы.
В специальных папках и папках-передвижках имеются подборки педагогических рекомендаций для родителей, составленных педагогами, психологом и специалистами МДОУ. Проводятся регулярные педагогические проекты, выходом которых являются выставки, коллажи, мини- книжки, музеи.
По вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников старшей медсестрой, инструктором по физкультуре выпускаются сан. бюллетени согласно годовому плану работы.
Регулярно обновляется специальный «Уголок здоровья», где родители могут получить всю интересующую их информацию.
В каждой возрастной группе имеются тетради, содержащие сведения о детях и их родителях, также тетради индивидуальной работы с детьми, которую ведут специалисты: учителя-логопеды, педагог-психолог, ПДО по ИЗО, ПДО по ОЧПС, музыкальный руководитель, инструктор физкультуры, ПДО по ритмике и хореографии.
Воспитатели регулярно оформляют информационные сведения для родителей :
«Чем мы занимались?», «Повторите дома.», «Выучите вместе с детьми.».
В течение года заведующий, заместитель заведующего по УВР, старшая медицинская сестра, педагог-психолог, учителя-логопеды и другие специалисты проводят групповые и индивидуальные консультации для родителей.
Во всех группах в сентябре для выявления наиболее выраженных проблем в семейном воспитании и для определения наиболее приемлемых и эффективных форм работы с родителями проводилось анкетирование: «Изучение отношений родителей к правилам внутреннего распорядка ДОУ».
Проводился опрос среди родителей с целью выявления интереса к различным мероприятиям, проводимым в саду (посещение собраний, посещение открытых мероприятий с участием детей, участие в оформлении ДОУ, участка, подготовки к празднику).
Согласно полученным данным (опрос, наиболее популярными для родителей являются мероприятия с участием детей (60%, общие родительские собрания (30%, групповые собрания с показом фрагментов детской деятельности (40%).
В нашем ДОУ стало традицией проведение в сентябре «Дня города» с участием родителей (выставка поделок из овощей и фруктов); «Дня матери» – 27 ноября, с чествованием мам и чаепитием; проведение три раза в год «Недели здоровья» и в рамках этих недель «Дней открытых дверей».
Для родителей предоставляется возможность увидеть своего ребенка в реальной обстановке общения его с воспитателями, педагогами и сверстниками, участие в жизни детского сада путем оказания помощи в подготовке проводимых мероприятий.
Родители активно поддерживают проводимые мероприятия, но из-за большой занятости на работе не имеют возможности достаточно часто посещать мероприятия ДОУ. Учитывая эти условия, мы стараемся проводить совместные мероприятия с ними во второй половине дня, показывая для них фрагменты детской деятельности под руководством воспитателей.
Традиционно ведется работа с родителями детей группы коррекционной направленности для детей от 6 до 7 лет. Регулярно проводятся консультации, индивидуальные беседы всех специалистов ДОУ с каждым из родителей, приглашаются на собрания учителя начальных классов, готовятся тематические выставки и папки-передвижки «Как подготовить ребенка к школе?»
Дети подготовительной к школе группы регулярно тестируются педагогом-психологом
Педагог дополнительного образования по ИЗО в течение года организует сезонные выставки детских работ и результатов совместного творчества детей и родителей («Игрушка своими руками», «Рисуем вместе», «Лепим с мамой», «Лепим с папой», поделки из природного материала и т. д.
Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже становятся традиционными:
«Осенние композиции из овощей и фруктов»,
«Зимние новогодние натюрморты».
Они вызывают огромный интерес малышей и желание мам и пап заниматься со своими детьми изобразительным искусством.