Наталья Езжалова
Организация работы с детьми в детском саду, имеющими нарушения речи
▼ Скачать + Заказать документы
Все дети дошкольного возраста в детском саду в большинстве своём одинаковы в развитии. Они аналогично проходят адаптацию, похоже плачут и капризничают, практически одинаково познают азы нового и неизведанного. И работа всех педагогов складывается из основных требований программы, применяемых к основной массе детей.
Но в детском саду всегда есть дети, имеющие особенности развития. Каждый ребёнок индивидуален и развитие зачастую у каждого ребёнка проходит индивидуально. Мне хотелось бы остановиться на такой особенности развития детей в детском саду как нарушения речи.
Публикация «Организация работы с детьми в детском саду, имеющими нарушения речи» размещена в разделах
Формирование речи у ребенка - одна из основных характеристик его общего развития. Часто нарушения становления речи наблюдаются именно в детстве. Дети с нарушениями речи – это отдельная категория детей, имеющих отклонения в развитии, имеющие нормальный слух и сохранный интеллект. И следует отметить, что сложные речевые нарушения не проявляются только в дефекте произношения отдельных звуков. Наряду с этим дети не различают звуки на слух, не умеют правильно построить предложение, их словарный запас очень часто не соответствует возрастной норме.
Учитывая тот факт, что речь – высшая психическая функция, потому и важно уделять особое внимание и построить всю коррекционно – педагогическую работу с детьми, имеющими нарушения речи.
Несомненно, работу с такими детьми нужно строить с учётом их индивидуальных особенностей, проявляющихся именно в несовершенстве всей языковой системы их речи. Специфика педагогов заключается в том, что, кроме общеобразовательных задач, они выполняют и ряд коррекционных задач, направленных на на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом педагоги направляют своё внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии детей, на обогащение их представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребёнка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.
В детском саду для детей с нарушениями речи педагогам предоставлены все возможности для всестороннего формирования поведения и личности ребёнка с речевым дефектом.
Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость освоения тех видов деятельности, которые предусмотрены программой массового детского сада. К ним относятся трудовая, игровая, изобразительная и другие виды деятельности.
Наряду с тем, как ребёнок овладевает этими видами деятельности, особое внимание педагоги должны уделять развитию восприятия, мнестических процессов (процессы запоминания, мотивации, доступных форм словесно-логического мышления.
Одним из самых важных аспектов работы с детьми, имеющими нарушения речи является развитие познавательных процессов. Обязательно следует учитывать специфическое отставание в формировании познавательной активности, которое имеет место быть из-за существующего речевого дефекта, ограничения контактов с окружающими, неправильных приёмов воспитания в семье и другие причины.
Основными задачами педагогов, работающих с детьми с речевыми нарушениями являются создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление у детей веры в собственные возможности, формирование интереса к занятиям, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью. Реализовать указанные задачи возможно только педагогам, имеющим хорошие знания возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Воспитатели, педагог – психолог, учитель – логопед, инструктор по физическому развитию, музыкальный руководитель детского сада, кто непосредственно работают со всеми детьми и в том числе и с детьми с речевыми отклонениями, должны уметь разбираться в различных негативных проявлениях ребёнка, вовремя замечать признаки повышенной нервозности, агрессивности или, напротив, повышенной утомляемости, пассивности и вялости. Правильно организованное и грамотно подобранное психолого-педагогическое воздействие педагога предупреждает появление дополнительных нежелательных отклонений в поведении и развитии ребёнка, помогает формировать доброжелательные, коммуникативные, коллективистские отношения в группе.
С данной категорией детей проводится коррекционно – развивающая работа, запланированная учителем – логопедом и другими педагогами на основе адаптированных специально разработанных программ для детей с нарушениями речи. Очень важно всем педагогам при проведении различных форм работы обеспечивать необходимую познавательную и мотивационную основу для формирования речевых умений.
Также в задачи педагогов детского сада входит также повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей на каждом этапе коррекционного процесса. Особые дети требуют особого внимания.
В детях нужно развивать интерес к речи. К речи правильной, чистой и грамотной. Этому способствует вовлечение детей в разнообразную жизнь детского сада и умелое использование различных видов деятельности, направленных на всестороннее развитие, а, главное, на общение. Только подобным образом можно научить ребёнка говорить, а используя коррекционные формы работы, и говорить правильно.
Для детей с нарушениями речи является благоприятным само общество сверстников, коллективные игры и занятия. При этом у детей формируются и закрепляются коммуникативные умения и, конечно же, создаётся положительный фон для регуляции речевого поведения.
Видные деятели педагогической и медицинской общественности неоднократно указывали на отрицательное влияние речевой патологии на формирование психики и личности в целом. По этой причине и возникла необходимость разработки специальных программ для работы с такими детьми и, соответственно, особого внимания со стороны педагогов.
А особое внимание и состоит в реализации различных задач как общеобразовательной и коррекционной программ для детей с нарушениями речи. Работа всех педагогов в детском саду с такими детьми вполне обоснованно может называться коррекционно – развивающей. Этот процесс очень чёткий и планомерный. Своевременное обследование детей, расписание занятий, планирование индивидуальной работы, наличие фронтальных видов работы, оснащение необходимым оборудованием и наглядными пособиями, совместная работа с родителями – всё это, педагогическое и коррекционное воздействие всех педагогов детского сада при работе с детьми с речевыми нарушениями позволяет ребёнку с особенностями этой составляющей его развития формироваться полноценной личностью. В этом и состоит основная цель работы педагогов дошкольного учреждения с детьми, имеющими особенности развития.
Коррекционная работа невозможна без активного участия в ней родителей воспитанников. Однако зачастую родители привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недостатков. Об особенностях коррекционной работы в дошкольной организации они узнают только при рассматривании наглядной агитации, стендов или во время посещения традиционных родительских собраний. А ведь включение родителей в совместную коррекционно – развивающую работу значительно повышает её эффективность. Это тоже является неотъемлемой частью работы педагогов детского сада – тактично и грамотно объяснить родителям, в чём состоят особенности речи их ребёнка и предложить совместные формы и методы работы по преодолению недоразвития речи.
Главное, не опоздать и использовать абсолютно все возможности для преодоления недостаточности в речевой, познавательной, эмоционально – волевой сферах.
Организовать работу с детьми с особенностями в развитии нужно таким образом, чтобы ребёнок не чувствовал себя неполноценным и не таким как все, чтобы он смог освоить общеобразовательную программу детского сада в соответствии с возрастом и коррекционную программу, которая зачастую для детей с особенностями в развитии, является основной.