Ирина Чернышова
Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема заикания в настоящее время стоит очень остро. В системе образования недостаточно групп, работа которых была бы полностью направлена на помощь таким детям.
Я хочу рассказать об особенностях работы с заикающимися детьми. Дам краткую характеристику данной категории детей. Дети с заиканием плаксивы и обидчивы, подвержены истерикам. Для них характерны неустойчивость деятельности, слабость переключения, пониженный самоконтроль, что отражается на их общей организованности. И действительно мои наблюдения показывают, что большинство заикающихся детей даже на третьем году обучения испытывают определенные трудности при организации собственной деятельности. У некоторых детей отмечается трудность "вхождения" в работу. Такие дети производят много лишних, ненужных манипуляций, которые отодвигают начало деятельности. При выполнении сложных заданий, требующих большого интеллектуального и волевого напряжения заикающиеся дети "пасуют" перед возникающими трудностями, не проявляют эмоционально-волевых усилий для их преодоления, многие стараются перейти с заданного вида работы на более привычный, освоенный ранее.
Публикация «Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2016
Изменение привычных условий вызывает у большинства из них неустойчивость деятельности, что выражается в повышенной отвлекаемости, рассеивании внимания. Это наблюдается иногда даже у детей, хорошо усваивающих программу.
Психологическое состояние детей с заиканием очень неустойчиво, любые отрицательные или сильные положительные эмоции оказывают на него неблагоприятное воздействие, поэтому при работе с такими детьми недопустимы подвижные и дидактические игры соревновательного характера.
Двигательная активность для детей очень важна, но для заикающихся она частично снижена. Вместо 3 физкультурных занятий предлагается 2 : одно в зале, другое на свежем воздухе. Уменьшено число подвижных игр, проводимых в течение дня. Отдается предпочтение играм малой подвижности, хороводным играм, играм с пропеванием слов. Например : игра "Найди и промолчи", "Теремок" и т. д.
Все усилия воспитателей, учителей-логопедов, музыкальных руководителей направлены на восстановление правильного дыхания и темпа речи. В самом начале работы с заикающимся ребенком, когда группа детей только сформирована, соблюдается режим молчания, ответы детей односложны. Это делается для того, чтобы избежать спонтанной речи, в которой проявляется заикание. Воспитанники должны слышать правильную речь без заикания. Через некоторое время при ответах детей допускается фразовая речь и работа по развитию речи проводится, усложняясь на каждом последующем этапе.
Для коррекции заикания очень полезными являются упражнения с пропеванием слов, упражнения на координацию речи с движением (логоритмика) и декламирование стихов под мяч. Эти упражнения помогают на протяжении определенного отрезка времени сохранять правильный темп речи и правильное дыхание.
На восстановление правильного темпа речи и устранение заикания направлена и дыхательная гимнастика, которая выполняется каждое утро. Дыхательная гимнастика носит также оздоравливающий эффект, она стимулирует работу мозга, регулирует нервно-психические процессы. Существует большое количество дыхательных упражнений, они подобраны в соответствии с изучаемым материалом. Если мы говорим об осени, то берется дыхательное упражнение "Лети листок", "Вей ветерок" и т. д. Если изучаем зиму, то листок заменяет снежинка, ветер меняется на вьюгу. Можно использовать упражнение "Задуй свечу", "Закати шарик в ворота" и многие другие.
Очень важным для детей с заикание является их эмоциональное состояние. Поэтому для осуществления лечебно-оздоровительных и коррекционных мероприятий я широко использую метод арт-терапии. Арт-терапия снимает у детей с заиканием самые разные проявления нестабильности настроения и тревоги. Лечебный эффект оказывает любая творческая деятельность, особенно собственное творчество, поэтому устранение заикания осуществляется в том числе посредством искусства: рисование, лепка, аппликация, декоративно-прикладное искусство. Эту деятельность с детьми организует как учитель-логопед, так и воспитатель. Использование музыки также положительно влияет на коррекцию заикания и оздоровление детей. Использую в своей работе разные музыкальные направления, но чаще всего классическую музыку, ведь общеизвестным фактом является лечебное воздействие классической музыки на человеческий организм. В ходе музыкального воздействия (музыкотерапии) ребенок успокаивается, создается благоприятный эмоциональный фон. Релаксирующие упражнения, выполненные под музыку снимают нервное и мышечное напряжение.
Моя работа, как воспитателя, направлена не только на устранение дефекта речи ребенка, но и носит обучающий характер. Очень важно подготовить ребенка к обучению в школе, чтобы он чувствовал себя успешным, был раскрепощен, эмоционально отзывчив, коммуникабелен, имел знания об окружающем мире. Весь материал, который мы изучаем, разделен нами на лексические темы. Каждая лексическая тема изучается в течение недели. С переходом на Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, мы перешли к проектной деятельности. Изучение каждой лексической темы ни что иное, как реализация краткосрочного проекта, участниками которого являются дети, педагогические работники (учителя-логопеды, воспитатели, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре) и родители. Эта форма работы оправдывает себя, так как обучение и воспитание носит неформальный характер. Учебная деятельность очень разнообразна и позволяет максимально вовлекать родителей в воспитательный и образовательный процесс. На ряду с краткосрочными проектами я реализую долгосрочный проект, который выбирается мною на учебный год. В прошлом учебном году это был проект "Театрализованная деятельность". Реализовывался проект на протяжении всего учебного года, плавно переходя из одной лексической темы в другую и постепенно усложняя решение речевых задач, которые ставились перед детьми. В ходе реализации проекта были использованы и пальчиковый театр, и театр теней, и кукольные спектакли, и спектакли с привлечением родителей. Менялась и аудитория зрителей. От детей своей группы, родителей, до зрителей из других групп. Это способствовало развитию речи детей, формированию коммуникативных способностей и социальной адаптации детей с заиканием.