МААМ-картинки

Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

Ирина Чернышова
Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема заикания в настоящее время стоит очень остро. В системе образования недостаточно групп, работа которых была бы полностью направлена на помощь таким детям.

Я хочу рассказать об особенностях работы с заикающимися детьми. Дам краткую характеристику данной категории детей. Дети с заиканием плаксивы и обидчивы, подвержены истерикам. Для них характерны неустойчивость деятельности, слабость переключения, пониженный самоконтроль, что отражается на их общей организованности. И действительно мои наблюдения показывают, что большинство заикающихся детей даже на третьем году обучения испытывают определенные трудности при организации собственной деятельности. У некоторых детей отмечается трудность "вхождения" в работу. Такие дети производят много лишних, ненужных манипуляций, которые отодвигают начало деятельности. При выполнении сложных заданий, требующих большого интеллектуального и волевого напряжения заикающиеся дети "пасуют" перед возникающими трудностями, не проявляют эмоционально-волевых усилий для их преодоления, многие стараются перейти с заданного вида работы на более привычный, освоенный ранее.

Публикация «Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи» размещена в разделах

Изменение привычных условий вызывает у большинства из них неустойчивость деятельности, что выражается в повышенной отвлекаемости, рассеивании внимания. Это наблюдается иногда даже у детей, хорошо усваивающих программу.

Психологическое состояние детей с заиканием очень неустойчиво, любые отрицательные или сильные положительные эмоции оказывают на него неблагоприятное воздействие, поэтому при работе с такими детьми недопустимы подвижные и дидактические игры соревновательного характера.

Двигательная активность для детей очень важна, но для заикающихся она частично снижена. Вместо 3 физкультурных занятий предлагается 2 : одно в зале, другое на свежем воздухе. Уменьшено число подвижных игр, проводимых в течение дня. Отдается предпочтение играм малой подвижности, хороводным играм, играм с пропеванием слов. Например : игра "Найди и промолчи", "Теремок" и т. д.

Все усилия воспитателей, учителей-логопедов, музыкальных руководителей направлены на восстановление правильного дыхания и темпа речи. В самом начале работы с заикающимся ребенком, когда группа детей только сформирована, соблюдается режим молчания, ответы детей односложны. Это делается для того, чтобы избежать спонтанной речи, в которой проявляется заикание. Воспитанники должны слышать правильную речь без заикания. Через некоторое время при ответах детей допускается фразовая речь и работа по развитию речи проводится, усложняясь на каждом последующем этапе.

Для коррекции заикания очень полезными являются упражнения с пропеванием слов, упражнения на координацию речи с движением (логоритмика) и декламирование стихов под мяч. Эти упражнения помогают на протяжении определенного отрезка времени сохранять правильный темп речи и правильное дыхание.

На восстановление правильного темпа речи и устранение заикания направлена и дыхательная гимнастика, которая выполняется каждое утро. Дыхательная гимнастика носит также оздоравливающий эффект, она стимулирует работу мозга, регулирует нервно-психические процессы. Существует большое количество дыхательных упражнений, они подобраны в соответствии с изучаемым материалом. Если мы говорим об осени, то берется дыхательное упражнение "Лети листок", "Вей ветерок" и т. д. Если изучаем зиму, то листок заменяет снежинка, ветер меняется на вьюгу. Можно использовать упражнение "Задуй свечу", "Закати шарик в ворота" и многие другие.

Очень важным для детей с заикание является их эмоциональное состояние. Поэтому для осуществления лечебно-оздоровительных и коррекционных мероприятий я широко использую метод арт-терапии. Арт-терапия снимает у детей с заиканием самые разные проявления нестабильности настроения и тревоги. Лечебный эффект оказывает любая творческая деятельность, особенно собственное творчество, поэтому устранение заикания осуществляется в том числе посредством искусства: рисование, лепка, аппликация, декоративно-прикладное искусство. Эту деятельность с детьми организует как учитель-логопед, так и воспитатель. Использование музыки также положительно влияет на коррекцию заикания и оздоровление детей. Использую в своей работе разные музыкальные направления, но чаще всего классическую музыку, ведь общеизвестным фактом является лечебное воздействие классической музыки на человеческий организм. В ходе музыкального воздействия (музыкотерапии) ребенок успокаивается, создается благоприятный эмоциональный фон. Релаксирующие упражнения, выполненные под музыку снимают нервное и мышечное напряжение.

Моя работа, как воспитателя, направлена не только на устранение дефекта речи ребенка, но и носит обучающий характер. Очень важно подготовить ребенка к обучению в школе, чтобы он чувствовал себя успешным, был раскрепощен, эмоционально отзывчив, коммуникабелен, имел знания об окружающем мире. Весь материал, который мы изучаем, разделен нами на лексические темы. Каждая лексическая тема изучается в течение недели. С переходом на Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, мы перешли к проектной деятельности. Изучение каждой лексической темы ни что иное, как реализация краткосрочного проекта, участниками которого являются дети, педагогические работники (учителя-логопеды, воспитатели, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре) и родители. Эта форма работы оправдывает себя, так как обучение и воспитание носит неформальный характер. Учебная деятельность очень разнообразна и позволяет максимально вовлекать родителей в воспитательный и образовательный процесс. На ряду с краткосрочными проектами я реализую долгосрочный проект, который выбирается мною на учебный год. В прошлом учебном году это был проект "Театрализованная деятельность". Реализовывался проект на протяжении всего учебного года, плавно переходя из одной лексической темы в другую и постепенно усложняя решение речевых задач, которые ставились перед детьми. В ходе реализации проекта были использованы и пальчиковый театр, и театр теней, и кукольные спектакли, и спектакли с привлечением родителей. Менялась и аудитория зрителей. От детей своей группы, родителей, до зрителей из других групп. Это способствовало развитию речи детей, формированию коммуникативных способностей и социальной адаптации детей с заиканием.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ Использование ИКТ позволяет сделать.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Консультация для родителей Тема: Особенности проведения артикуляторных упражнений с детьми, имеющими нарушения ОДА Консультация для родителейТема: Особенности проведения артикуляторных упражнений с детьми,имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.

Коррекционная работа воспитателя с детьми имеющими нарушения речи Для того чтобы вести разговор о коррекционно-речевом направлении работы нам необходимо разобрать основные понятия этой темы. За последние.

Коррекционная работа воспитателя с детьми имеющими нарушения речи (продолжение) Основные направления коррекционной работы воспитателя • Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной (воспитанию правильного речевого.

Организация работы с детьми в детском саду, имеющими нарушения речи Все дети дошкольного возраста в детском саду в большинстве своём одинаковы в развитии. Они аналогично проходят адаптацию, похоже плачут.

Специфика работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения Нарушение зрения отрицательно сказывается на: -нервно-психическом статусе детей; - двигательной активности и - ориентировке в пространстве;.

Специфика работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения. Нарушение зрения отрицательно сказывается на: -нервно-психическом статусе детей; - двигательной активности и - ориентировке в пространстве;.

Статья из опыта работы с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра «Особые дети» (из опыта работы). Я работаю педагогом-психологом на протяжении 16 лет, и сегодня хочу рассказать о своей работе с «особыми».

«Песочная страна». Занятие по экспериментированию с детьми 4–5 лет, имеющими нарушения зрения Задачи: 1. Расширять представления детей о свойствах песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого песка можно лепить. 2. Упражнять в его обследовании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
Опубликовано: 26 ноября 2016 в 20:26
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Чернышова (УИ 908428) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД