ЭЛЬГАРОВА ЮЛИЯ
Психологические особенности развития ребёнка от 1 года до 5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Психологические особенности развития ребёнка от 1 года до 5 лет
Воспитатель : Эльгарова Юлия Хасанбиевна.
Как происходит психическое развитие ребенка дошкольного возраста?
Возрастная психология
Почему часто бывает так, что взрослый не может понять своего ребенка? К сожалению, это достаточно распространенное явление. Дело в том, что многие взрослые не знают особенностей возрастной психологии. У самых маленьких они одни, у старших дошкольников — другие, и если не обращать на это внимание, то появляется опасность взаимного непонимания и неперенимания мира детства и мира взрослости. В этом случае, когда ребенок вырастет, сформированная в раннем детстве проблема проявится с разрушительной для всей семьи силой. Именно этот аспект и есть прародитель так называемого девиантного поведения подростков. Так вот, чтобы по возможности предотвратить неприятности, следует подробно рассмотреть и изучить психологические особенности малышей.
Публикация «Психологические особенности развития ребёнка от 1 года до 5 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Психологические особенности младших дошкольников (от года до пяти лет)
Вот малютка только начинает делать первые шаги. Ему все интересно, все нужно. Он еще не осознает своего места в этом большом мире. С года до четырех лет малыш уже знает, что он — это он, все остальные — другие люди.
Чтобы познать все вокруг, малыш тщательно исследует окружающие его предметы, пробует их на ощупь, а иногда и на вкус. Он понимает, что бумагу можно рвать, карандашом рисовать (к примеру, на обоях, игрушки ломать, даже розетки представляются ему интересными, но тут — стоп, этот как раз тот случай, когда ребенок может причинить себе вред. Поэтому в комнате, где находится малыш, необходимо убирать и изолировать все травмирующие предметы. В этот период малыш очень нуждается в помощи взрослых, чтобы они направили его повышенную любознательность в конструктивное русло.
Мышление у ребенка данной возрастной группы несколько односложно, он способен различать такие понятия, как «да — нет», «можно — нельзя», «хорошо — плохо».
Малыш еще не научился адекватно реагировать на все явления, эмоциональное восприятие событий и явлений до конца не сформировалась, поэтому настроение и поведение постоянно меняются, носят импульсивный характер. Как часто можно встретить на прогулке плачущего навзрыд малыша и не понимающую его маму, которая на повышенных тонах требует, чтобы он замолчал, от чего ребеночек плачет еще громче. Такая мама не понимает, что в силу своих возрастных особенностей, ребенок еще не умеет сдерживать эмоции. Когда рыдающего малыша начинают утешать, он вместо долгожданного спокойствия плачет еще сильнее — либо ему нравится, что его жалеют, либо самому себя становится еще жальче. От года до двух лет утешать с помощью ласки, конечно, надо, но к детям постарше требуется другой подход. Многие пытаются подкупить ребенка конфетами, однако это не лучшее решение в данной ситуации. Иногда ради конфеты малыш замолкает, но он осознает, каким образом можно получить сладости, и начинает манипулировать взрослыми. Эта модель поведения закрепляется и ярко проявляется во взрослой жизни. Наверное, каждый встречал людей, которые добиваются своих целей в кругу близких людей и даже с коллегами по работе путем слез и истерик.
Вся жизнедеятельность малышей данной группы имеет подражательный характер. Главным примером, как себя вести и как реагировать на те или иные явления, безусловно, являются родители. В это время закрепляются результаты узнавания и распознавания различных свойств окружающей действительности — «холодное — горячее», «сухое — мокрое», «сладкое — кислое» и т. д. Маленький человечек услышал, но на слово не поверил, а проверил сам, в результате понял и запомнил.
У малыша, с помощью взрослых, начинают формироваться основные жизненные ценности, например, «обманывать плохо», «слушаться маму— хорошо».
На этом этапе необходимо формировать у ребенка его индивидуальность, он должен понять, что если ему нравится красный цвет, а соседскому Васе зеленый — это нормально. Дело в том, что если взрослые не будут стремиться развивать личностные качества малыша, подражательная модель поведения, которая так активно развивается в этот период, может закрепиться. Если послушать разговоры маленьких детей, как часто можно услышать слово «повторюша», которое непременно рифмуется с «хрюшей». Это и есть разделение своих особенностей и особенностей других.
Ребенок, говоря «повторюша», уличает сверстника в том, что тот присваивает себе чужие открытия — копирует рисунок, повторяет чужие мысли или действия. Вот здесь и надо поставить грань в подражательной тенденции развития детей. Повторять за родителями до того, пока ребенок не научится самостоятельно мыслить и принимать решения — это норма, но вот когда малыш застревает на повторе действий всех окружающих его людей и детей, это уже угроза. Здесь следует проявить внимание и изменять ситуацию с помощью расширения кругозора, выявления и закрепления положительных индивидуальных особенностей ребенка. Если этого не делать, ребенок усвоит деструктивное правило жизни — быть таким, как все. Взрослый человек, у которого с детства закрепилось такое восприятие жизни и людей, не сможет быть самостоятельной личностью. Он будет стремиться жить, как все, носить одежду, как все, выбирать машину, как у всех, и т. д. Это человек, у которого с детских лет отобрали возможность быть собой. Такая личность не станет брать на себя ответственность за ошибки и будет всегда искать виновных среди окружения или кого-то свыше. А в чем он виноват, если делал, как все, а случайно совершил преступление? Вспомним нашу страну в лихие девяностые, когда многие молодые люди стали промышлять разбоем. Как так получилось, что энергичные, здоровые парни становились грабителями или убийцами? Вероятно, по одну принципу: «куда все, туда и я». Таким образом, подражательное поведение взрослого «дитя» разрушает границы добра и зла, и остается одно понятие, которое управляет их поведением и жизнью, — «как все».