Анна Шевела
«Зима». Занятие по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зима»
Цель: учить детей составлять связный рассказ о зиме
Задачи:
Оборудование: мнемотаблицы с временем года «Зима», макет солнышка, снежинки на ниточке (для каждого ребёнка, снежный (ватный) комочек снега.
Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках.
Словарная работа:
Ход занятия:
Дети стоят рядом с воспитателем.
Воспитатель: «Собрались все дети в круг
Я - твой друг, и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся».
В: - Давайте и гостям улыбнемся, поздороваемся. Здравствуйте, гости!
В: - Ребята, отгадайте мою загадку:
Сколько снега намело!
Стало чисто и светло
И мороз почти до слез
Ущипнул меня за нос.
Знать на улице сама
Настоящая (зима) Правильно, время года – зима.
В: А сколько всего времён года? (четыре) Какие? (зима, весна, лето, осень). Сегодня мы будем говорить о зиме.
Дети проходят на стульчики
В: Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (декабрь, январь, февраль). А сейчас какой месяц? (февраль)
В: - Вам нравится зима? Чем она вам нравится? А зима какая? Передавая комочек снега, мы с вами сейчас назовём, какая у нас зима
Дети: (холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная, лютая, ветреная, тёплая, белая)
В: А теперь комочек снега мы будем передавать в обратном направлении и при этом будем называть слова, в которых встречается звук С:
Дети: снег, снежная, снеговик, снежинка, Снегурочка, заснеженный, санки, сосулька, сугробы, снегопад…
В: А теперь давайте вспомним наши зимние любимые развлечения. Чем вы любите заниматься зимой на прогулке?
Речевая подвижная игра «Зимой»
Мы зимой в снежки играем.
По сугробам мы шагаем.
И на лыжах мы бежим.
На коньках по льду летим.
И снегурку лепим мы.
Гостью – зиму любим мы.
В: Давайте составим рассказ о зиме, используя таблицы - помощники.
Что на них изображено?
- Буква «З» - обозначает что? (наступила (пришла, настала.) зима)
- Тучка – небо покрыто темными тучами.
- Снежинки – часто идет холодный снег.
- Девочки, мальчики и буква «У» – дети гуляют на улице.
- Снеговик, снежки – дети лепят из снега снежки и снеговика.
- Коньки, санки, лыжи – катаются на коньках, лыжах и санках - Солнце – солнце светит, но не греет
- кормушка для птиц – люди зимой заботятся о птицах
Ребята, послушайте, какой рассказ я составила.
Затем, предлагается желающим составить рассказ по таблице. (выслушать рассказ 1-2 детей) Далее. звучит в записи шум ветра, вьюги.
В: Что это ребята? Это зимняя вьюга (снежная буря). На какой звук похожа ее песенка? (у-у-у) Давайте подпоём ей. Подходите ко мне, а чтобы у нас получилась настоящая вьюга, возьмите снежинки. Наберите носиком больше воздуха в легкие, сделайте губы трубочкой, и подуйте на снежинки (выполняют упражнения для дыхательной гимнастики).
В: - Подул сильный ветер, и вьюга завыла громче. Полетели снежинки вверх-вниз. Начался настоящий переполох. Вот вьюга немножко стихает и снежинки опускаются тихо на землю. С новой силой завыла вьюга и закружила снежинки. Летели, летели снежинки и на полянку сели. (дети возвращаются на стульчики)
Зимой бывают не только пасмурные и снежные деньки, но и солнышко радует нас своими яркими лучами. А что мы с вами знаем про зимнее Солнышко? (оно ярко светит, но не греет)
Подведение итогов:
- Ребята, вам понравилось занятие? Чем понравилось заниматься больше всего? За что бы вы себя сегодня похвалили? Подумайте и скажите (по очереди) «Я сегодня молодец, потому, что…
Мне тоже было сегодня очень приятно с вами заниматься и играть! Большое спасибо за работу!