Анна Басурина
Психологическая служба в образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая служба образования является одним из необходимых структурных компонентов системы образования на современном этапе развития общества и в перспективе. Психологическая служба образования – подсистема системы образования, целью которой является содействие образовательному учреждению в создании такой ситуации, которая обеспечивает позитивное развитие личности всех участников образовательного процесса.
Темочки:
В настоящее время психологическая служба образования интенсивно развивается и становится одним из существеннейших компонентов целостной системы образования России. Министерством Просвещения была разработана Концепция развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года (Письмо Министерства просвещения РФ от 30 мая 2022 г. N ДГ-1349/07). Целью Концепции является формирование единого пространства психологического сопровождения (нормативного, организационного, управленческого, методического) в системе образования для повышения доступности и качества психологической помощи участникам образовательных отношений.
Основная цель психологической службы образования – обеспечение психического и психологического здоровья детей.
Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза. Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих такое развитие, является целью психологической службы образования.
Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. В основе психологического здоровья лежит духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт; это внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни, как таковой.
Основные задачи психологической службы :
1. Реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста.
2. Развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.
3. Создание благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой – созданием для каждого ребенка на всех этапах онтогенезе ситуаций успеха в той деятельности, которая является лично для него значимой.
4. Оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, педагогам.
Основным средством достижения главной цели психологической службы являются создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Нарушение этих условий мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей детей, что ведет к ухудшению их психологического здоровья и вызывает необходимость коррекционной или специально развивающей работы с ними.
Основной целью психологической службы образования является обеспечение психического и психологического здоровья детей дошкольного и школьного возрастов.
Образование, как целенаправленный процесс становления человека, его обучения и социализации, требует четких критериев его эффективности и качества. Одним из таких критериев выступают развивающие возможности образования. Отсюда следует, что в системе образования должна присутствовать структура, основной миссией которой является обеспечение развивающего компонента образования.
1. Психологическая служба является частью системы образования, поэтому ее основные задачи и функции должны исходить из миссии системы образования. Декларируемые в ст. 2 Закона Российской Федерации "Об образовании" принципы гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности и адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников должны быть организационно обеспечены системой образования. Следовательно, миссия психологической службы заключается в обеспечении развивающего характера образования, т. е. создании психолого-педагогических условий для успешного решения детьми задач образования и развития.
2. Психологическая служба образования как служба не может эффективно функционировать на уровне отдельного образовательного учреждения, города и даже региона. Психологическая служба системы образования - это многоуровневая структура с единой вертикалью управления, имеющая свои подразделения и представительства (психологические службы образовательных учреждений, методические объединения и пр.) на разных управленческих уровнях. Психолог образовательного учреждения - сотрудник этой службы, решающий профессиональные задачи на своем рабочем месте с учетом имеющихся у него ресурсов. Возможности психолога и службы сильно разнятся. Служба располагает значительно большим арсеналом средств достижения необходимого результата, нежели педагог-психолог образовательного учреждения.
Деятельность психологической службы образования затрагивает три направления:
· психологическое обеспечение развивающего компонента образования,
· психологическая помощь участникам образовательного и воспитательного процессов, сопровождение их в процессе решения задач образования и развития,
· совершенствование самой службы.
Основная задача – содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях.
Основное средство – создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенного в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности.
Психологическая служба - интегральное образование и рассматривается в трех аспектах: как одно из направлений педагогической и возрастной психологии, изучающее закономерности психического развития и формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной образовательной организации (научный аспект); как психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая составление учебных программ, создание учебников; разработку психологических основании дидактических и методических материалов, психологическую подготовку педагогов и пр. (прикладной аспект); как непосредственная работа психологов в организации или при РОНО (практический аспект).
Единство этих трех аспектов составляет предмет психологической службы. Каждый из них имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей определенной профессиональной подготовки. От четкой проработки каждого аспекта зависит развитие психологической службы в целом.
Научный аспект предполагает разработку методологических проблем психологической службы. Основная функция исполнителей — научные исследования, теоретическое обоснование и разработка психодиагностических, психокоррекционных (или развивающих) методов работы в психологической службе. Отличие этих исследований от академических заключается в том, что они не только выявляют те или иные психологические механизмы или закономерности и тем самым обогащают научные знания, но и определяют психологические условия становления этих механизмов и закономерностей в контексте целостного формирования личности конкретного ребенка. Научный сотрудник, выполняющий эти исследования, должен ориентироваться на практического психолога как основного заказчика. Научный аспект предполагает проведение научных исследований по проблемам методологии и теории практической психологии образования - нового научно-практического направления психологии развития, изучающего индивидуальные проявления возрастных закономерностей психического развития, условия становления личности и индивидуальности как предпосылок психологического здоровья в дошкольном и школьном возрастах. Одна из задач здесь - научное обоснование и операциональная разработка психодиагностических, психокоррекционных, психопрофилактических и развивающих программ, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в конкретных условиях современного образования.
Прикладной аспект предполагает использование психологических знаний работниками образования. Главными «действующими лицами» этого направления являются педагоги, методисты, которые или самостоятельно, или в сотрудничестве с психологами используют и ассимилируют новейшие психологические данные при составлении учебных программ и планов, разработке дидактических и методических материалов, построении программ воспитания и пр.
Практический аспект службы обеспечивают психологи, задача которых — работа с детьми, коллективом детей, педагогами, родителями для решения конкретных проблем. В их задачу не входит создание новых методов, исследование психических закономерностей и пр. Но они обязаны профессионально грамотно использовать все то, чем на сегодняшний день располагает психологическая наука. Они могут выдвигать перед научными центрами наиболее актуальные проблемы, требующие скорейшего разрешения.
Организационный аспект включает в себя создание действенной структуры психологической службы образования, обеспечивающей как взаимодействие всех звеньев службы по содержательным и организационным вопросам, так и контроль за профессиональной деятельностью и повышение профессиональной квалификации практических психологов.
Развитие прикладного, практического и организационного аспектов психологической службы образования целиком и полностью зависит от развития ее научного аспекта. Этот научный аспект является теоретической базой, которая может и должна определять содержание, функции и модель психологической службы в образовательной организации. Именно на основе этой базы создается концепция психологической службы и решаются проблемы практическими психологами образования.