Татьяна Ноздрюхина
Психокоррекционные методики для работы педагога-психолога с детьми с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Под термином ЗПР понимается негрубое отставание в психическом развитии, которая с одной стороны требует специального коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой стороны, позволяет как правило, при наличии этого специального подхода – обучаться в общеобразовательной школе. При хорошей педагогической, медицинской, психологической помощи они могут «догнать» своих сверстников и учиться дальше как все. По идее, нарушения могут исчезнуть уже к 5 классу, но в последнее время это случается гораздо позже, и часто нарушения остаются до 9 класса.
Публикация «Психокоррекционные методики для работы педагога-психолога с детьми с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. А проще говоря эти дети ранимы, они очень обидчивы, импульсивны, им трудно заставить себя заниматься не всегда любимым делом, бывают часто агрессивными или, напротив испытывают чувство страха при общении со сверстниками.
Нет ничего удивительного в том, что эти дети с ЗПР сейчас есть если не в каждом классе, то уж в каждой школе – это точно. Вот только с ростом количества таких учеников остается один неизменный вопрос – а как их учить? Главная задача педагога, у которого есть ученик с задержкой, и образовательного учреждения в целом – создать для него такие условия, которые помогут ему наверстать то, что по каким- либо причинам упущено. Какие же нужны условия и что именно для этого нужно делать? Во – первых, найти в литературе, или в сети информацию об особенностях детей с ЗПР и хорошо ее изучить. Для чего это нужно? Чтобы знать, что стоит требовать от ребенка, а что ему будет не под силу. (какая у него задержка – легкая, умеренная, выраженная; какое происхождение ЗПР что наиболее страдает у ребенка и на что обратить особое внимание) И разобравшись в этом, вы сможете создать для него ситуации успеха, которые придадут ему силы и желание учиться дальше, преодолевать трудности, которых у него очень много.
Классификация ЗПР
1. ЗПР конституционального происхождения: эмоционально – волевая сфера находится на более ранней ступени развития (плотненькие, субтильные, очень аккуратные);
2. ЗПР психогенного происхождения : неблагоприятные условия воспитания, которые препятствуют правильному формированию личности ребенка (гиперопека, гипоопека, сюда можно внести педагогическую запущенность)
3. ЗПР соматогенного происхождения: длительная соматическая
недостаточность (соматически ослабленные дети, аллергики, длительное пребывание в условиях больницы, когда ребенок не может в силу определенных соматических и физических причин развиваться как сверстники)
4. ЗПР церебрально-органического происхождения: стойкость и выраженность нарушений. (Наиболее сложно поддается коррекции и здесь надо проводить четкую грань между ЗПР и УО)
При хорошей педагогической, медицинской, психологической помощи они могут «догнать» своих сверстников и учиться дальше как все. По идее нарушения могут исчезнуть уже к 5 классу, но в последнее время это случается гораздо позже, часто они остаются и до 9 класса.
ЗПР в начальной школе – это время, когда можно все компенсировать. И если мы это не сумеем сделать, то в средней школе можно получить умственную отсталость, которая будет препятствовать ребенку в обучении.
Я работаю педагогом-психологом с неоднородной группой детей. Посещают мои занятия и дети с РАС, дети с ДЦП, с умственной отсталостью, с гиперактивностью и с ЗПР. Но сейчас я остановлюсь на своей работе с детьми дошкольного и школьного возраста с ЗПР.
Начинается работа с ребенком, конечно со знакомства с ним, с его проблемами, а значит с - диагностики.
Психодиагностику я провожу чаще в игровой форме, не акцентируя внимания на том, что это какое –то особенное занятие, учитывая возраст ребенка и степень развития игры.
Психодиагностика
Психодиагностика – это направление практической психологии, которая изучает особенности применения диагностических методик с целью определения уровня познавательного, эмоционального и личностного развития.
Цель диагностической работы с детьми с ЗПР состоит в разработке методических рекомендаций на основе анализа выполнения диагностических методик
Основные группы диагностических методик, которые я применяю в своей работе :
Объективные тесты, предназначенные для исследования познавательных процессов
Это тесты субъективного самоотчета. Они предназначены для исследования личности, черт, типов личности, мотивации
проективные техники (с детьми с ЗПР я использую свободное рисование)
диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры. Игры развивают фантазию, повышают интеллект, помогают догнать сверстников)
Если речь идет об объективных тестах, то они подразумевают правильные ответы.
Если мы говорим об остальных группах, то мы больше ориентируемся на качественные данные и обобщаем их.
И сразу хочу подчеркнуть, что для детей с ЗПР очень важны качественные данные, потому что каждый ребенок с особенностями здоровья очень индивидуален и поэтому сложно всех уравнивать и здесь важны отражения индивидуальных особенностей.
На слайде представлена цель диагностической работы. Цель диагностической работы с детьми с ЗПР состоит в разработке методических рекомендаций на основе анализа выполнения диагностических методик
Психологическое обследование детей с ЗПР обследуем поэтапно
Психологическое обследование детей с ЗПР проходит поэтапно
1. Беседа или проективная методика для установления контакта с ребенком, определение его информированности.
2. Исследование восприятия.
3. Исследования внимания
4. Исследование зрительной памяти.
5. Исследования мышления (уровень схематического мышления, способность к сравнению, обобщению, классификации).
6. Исследование звуковой и смысловой стороны речевой деятельности.
7. Исследование особенностей эмоционально-волевой сферы: узнавание эмоциональных состояний, разных по модальности, изучение уровня тревожности, определение эмоционального фона настроения в разных видах деятельности.
8. Общие выводы.
9. Психолого-педагогические рекомендации
Все выводы заносятся в карту психологического обследования ребенка.
Тесты
Для диагностики познавательного развития детей с ЗПР могут быть использованы следующие тесты:
-устойчивость, распределение и переключение внимания-методика Лиепинь;
-схематическое мышление – тест Когана;
-логичность мышления – «Обобщение понятий», «Конкретизация понятий», «Классификация», «Сравнение»;
произвольность – тест «Запрещенные слова»;
речевое развитие –ассоциативный эксперимент.
Методика С. Лиепинь
Цель – изучение устойчивости, распределения и переключения внимания. Предлагается бланк с изображением знакомых предметов трех видов (грибы, мячи, ели, расположенных по восемь в каждом ряду. Для оценки устойчивости внимания дается задание зачеркнуть все мячи. Для оценки распределения и переключения внимания надо вычеркнуть ели красным карандашом, а мячи – синим.
Эта методика не стандартизована и можно подобрать любые картинки.
Методика хороша для наблюдения: т. е. не сколько он сделал, а как. Очень важно обращать внимание на качественные характеристики деятельности: насколько часто ребенок отвлекается, насколько правильно он выполняет инструкции, как он сосредоточен, что именно нарушает его внимание. Все моменты здесь очень хорошо отслеживаются.
Обработка результатов
Выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития внимания, что может свидетельствовать о наличии ЗПР. Особенности выполнения методики. При выполнении данного задания дети с ЗПР сталкиваются с трудностями удержания инструкции до конца выполняемой деятельности, что выражается в низком уровне распределения между двумя предметами и переключении с одного предмета на другой. Дети с ЗПР отличаются крайней неустойчивостью внимания, неспособностью к длительному напряжению и концентрации внимания без игровой мотивации.
Тест Когана
Цель – исследование схематического мышления.
Стимульный материал: таблица с разными геометрическими фигурами и образцами разных цветов, отдельные карточки с теми же фигурами разных цветов. Тест проводится в 2 этапа.
Инструкция 1: Разложи карточки по цвету или по форме. Инструкция2: Посмотри на таблицу и разложи карточки так, чтобы каждая попала в свою клеточку.
По организации тест напоминает детское лото: или бочонки с цифрами надо прикрывать или какие-то картинки. Но здесь только вместо картинок геометрические фигуры, несущая менее выраженную эмоциональную насыщенность, но разных цветов, поэтому дает возможность ребенку классифицировать и поэтому классификация проводится по разным основаниям. Мы можем эту методику использовать в коррекционной работе.
Обработка результатов
Выполнение задания ниже 50%результата соответствует низкому уровню развития схематического мышления. Дети с ЗПР показывают неспособность к целостному восприятию, для них характерны затруднения, связанные с классификацией фигур, незначительные ошибки при сходности сенсорных эталонов (путаница цветов).
Еще одна методика, которая применяется для исследования мышления –это обобщение понятий.
Цель – исследование логического мышления. Стимульный материал: набор близких понятий. Детям дается задание на обобщение – предлагается назвать одним словом 10 рядов конкретных понятий:
- Шкафы, кровати, стулья.
-Футболки, куртки, брюки.
-Сапоги, туфли, тапочки.
-Васильки, ландыши, розы.
-Дубы, елки, березы.
-Вороны, голуби, утки.
-Смородина, малина, клубника.
-Картошка, морковь, помидоры.
-Яблоки, груши, мандарины
-Моряки, летчики, артиллеристы.
Обработка результатов
Выполнение задания ниже 50% логическое мышление находится на низком уровне
Цель – оценить сформированность произвольности, уровень развития речи.
Инструкция: предлагаю тебе поиграть в игру: я буду задавать вопросы, а ты отвечаешь на них, но при этом нельзя произносить слова «Да» и «Нет» и нельзя называть цвета.
Обработка результатов
Выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню произвольности, что может свидетельствовать о наличии ЗПР. У большинства детей с ЗПР слабо проявляются элементы произвольности, что выражается в недостаточном словарном запасе, неумение соотносить свои действия с правилами. В основном дети с ЗПР для ответов используют слова из вопросов:
Вода мокрая? –Мокрая
Взрослые любят яблоки? – Любят
И т. п.
Начинаем с приветствия. Ритуалы
-Затем погружение в среду (введение в тему, ознакомление с заданием, постановка проблемы)
-Проработка проблемы
-Физкультминутка
-Ритуал прощания.
Критерии эффективности работы педагога-психолога
1 Начинает воспринимать обращенную речь
2 Начинает работать по выполнению заданий (буквально некоторым детям 3-х минут достаточно и все- необходимо делать паузы, менять характер деятельности
4 Происходит принятие задачи.
5 Начинает принимать помощь специалиста ( раньше: не буду, не хочу, все, я пошел, где мама и т. п.
6 Адекватно выражает свои эмоции (отвечает на вопросы «тебе нравится?» Тебе сложно?» А то –хвалят, ругают – все равно.
Рекомендации педагога-психолога для учителей, работающих с детьми с ЗПР
Конечно, не все учителя готовы к работе с ребенком с ЗПР из-за отсутствия опыта. Особенно, когда он ведет себя как – то сложно – не сказать ничего.
И вам безусловно очень сложно, но деваться некуда. Прежде всего я рекомендую вам изменить отношение к ситуации. Ребенок с ЗПР не специально так себя ведет- он просто не может выражать свои мысли по-другому. Такой ребенок не может сказать, что ему плохо, шумно, что-то раздражает, что у него шумит в ушах, поэтому кричал, стучал – выражал свою боль агрессивными способами. А к тому же по характеру дети часто не злые, всегда здороваются с ребятами, учителем. Внутренне успокойтесь и тогда все изменится. И ребята в классе будут спокойнее к нему относиться, не видя вашего раздражения.
Итак, некоторые советы вам, учителя, работающие с детьми с ЗПР
1 Понять и принять ребенка. Осознать, что он не виноват в том, что ведет себя не так, как другие. Попытаться перестроиться на его волну и не осуждать.
2. Не злиться на себя и не считать себя виноватым в том, что на ваших уроках ребенок не слушает (плохо себя ведет)
3. Читать о конкретном нарушении здоровья ученика, посещать курсы для педагогов, посвященные работе с детьми с ОВЗ. А таких детей не убавляется, а становится все больше. Общаться с учителями, которые сталкивались с подобным опытом.
4. Попытаться найти к ученику индивидуальный подход, исходя из его особенностей. Если он не любит и не может писать, больше спрашивать устно. Контролировать выполнение заданий. Спрашивайте на уроках после ответов сильных учеников, чтобы у него была возможность увидеть и услышать образец ответа. Разрешайте ему пользоваться вспомогательными материалами: таблицами, памятками, алгоритмами, схемами. Это конечно означает для учителя большую предварительную работу, но только так возможно получение результата в обучения детей с проблемами.
Очень частый вопрос, который беспокоит учителя, обучающего детей с ЗПР, касается их оценивания: какими критериями пользоваться при выставление отметки? С чем или с кем сравнивать их уровень знаний и умений? Можно ли ставить положительные оценки «за работу», «за старание» или чтобы не отбить желание учиться? Тут еще раз напомню, что обучающиеся с ЗПР вполне могут усваивать общеобразовательную программу, поэтому не надо им ставить завышенные оценки из жалости. Оценивайте их в соответствии с той адаптированной программой, которую вы для них создали. Бывает так, что у ребенка с ЗПР настолько сильно запущен учебный материал, настолько много пробелов в знаниях, что при всем желании справиться с этим почти невозможно. В таком случае наилучший выход –повторное обучение в этом же классе. Это дает ученику дополнительное время, чтобы наверстать упущенное и тогда дальше учиться будет намного легче.
5. Объяснять родителям других детей и остальным ученикам, что важно принять этого ребенка и его особенности, не злиться на него, а относиться с пониманием.
6. Не сажайте детей за первую и последние парты. Он должен быть всегда в поле вашего зрения и присутствия. А первая парта – это повод постоянно крутиться на уроке и мешать другим. Им, конечно, нужна смена деятельности из –за невозможности сидеть за партой целый урок. (Просите стереть с доски, полить цветы, принести-отнести и т. п. Хвалите за помощь реальную. Это полезно для них).
7. Привлекайте в оказании помощи себе и ребенку других специалистов (педагога-психолога, социального педагога и учителей (музыки, ИЗО, физкультуры)
Я желаю вам всем успехов в жизни, в работе, хорошего здоровья.