Оксана Махота
Психокоррекционные механизмы музыкальной терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Использование музыкальной терапии имеет следующие эффекты:
- позволяет преодолеть психологическую защиту — успокоить или активизировать, настроить, заинтересовать ребенка;
- помогает развить коммуникативные и творческие
возможности ребенка;
- повышает самооценку на основе самоактуализации;
- способствует отреагированию чувств;помогает пережить катарсис;
- развивает эмпатические способности ребенка;
Публикация «Психокоррекционные механизмы музыкальной терапии» размещена в разделах
- помогает укрепить отношения с психологом и другими людьми, способствует установлению и развитию межличностных отношений;
- повышает социальную активность;
- облегчает формирование новых отношений и установок.
Учитывая все механизмы воздействия музыки на человека и ребенка, музыкальную терапию можно применять для людей любого возраста, поскольку:
1. Воздействие музыки на клеточном уровне позволяет говорить о глубинном влиянии на мозговые структуры и на весь организм ребенка. Поэтому использование музыки во время психокоррекции поможет обеспечить более эффективные каналы связи с телесной сферой ребенка и с различными уровнями его сознания.
2. Музыка способна вызывать многочисленные телесные и двигательные реакции в человеческом организме. Умело используя этот механизм, можно гармонизировать и стабилизировать эмоциональную сферу ребенка через изменение с помощью музыки его дыхания, сердечно-сосудистой деятельности, мозговой активности.
3. С моторно-двигательной реакцией на музыку связано оживление в памяти прошлого опыта. Музыка является ключом к системам человеческой памяти. Это важно учитывать в процессе психокоррекции, когда возвращение и воскрешение прошлых событий — одна из главных задач.
4. Музыка и речь — это родственные, взаимно влияющие друг на друга знаковые, семиотические виды деятельности. Это позволяет использовать музыку для стимуляции речевого общения в ситуациях, когда ребенок затрудняется говорить, а также для развития речи.
5. Музыка несет в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения — это общение с личностью автора, с лирическим героем произведения, а также со всем духовным опытом человечества.
6. Музыка — это метафора. Метафорический язык понятен любому человеку независимо от возраста. Метафоры позволяют затронуть неосознаваемые переживания ребенка и поэтому дольше сохраняются в памяти.
7. В процессе восприятия музыкального произведения действует механизм идентификации личности с «лирическим героем». Это имеет большое значение особенно для ребенка, так как дети активно идентифицируют себя с окружением.
8. Музыка воздействует на подсознание ребенка. Музыкальные архетипы предельно обобщены, их понимание не требует специальных знаний и навыков, они имеют генетическую «укорененность» в сознании человека. Возможно то, что на детское подсознание она действует напрямую. Бессознательные образы, вступая в резонанс с музыкой, усиливаются и тем самым становятся доступными для осознания.
9. Музыка неизбежно пробуждает у слушателя активную эмоциональную реакцию. Первичные эмоционально-акустические единицы музыкального языка воздействуют на эмоциональную сферу человека. Это облегчает отреагирование чувств во время сеансов психотерапии.
10. В музыкальном восприятии правое полушарие мозга играет ведущую роль.
11. Положительные эмоции при музыкальном прослушивании требуют высочайшей деятельности психики. Мучительные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению, превращаются в свою противоположность. Это важно учитывать при использовании музыки в психокоррекционной работе с детьми, когда изживание отрицательных эмоций становится одной из главных задач.