Лучший педагог года

Консультация «Защитные механизмы личности в свете учения З. Фрейда»

Светлана Литвинова
Консультация «Защитные механизмы личности в свете учения З. Фрейда»
▼ Скачать + Заказать документы

Защитные механизмы личности

(учение З. Фрейда)

Подготовлено по книге Мельник С. Н., Психология личности.

Фрейд полагал, что ЭГО реагирует на угрозу прорыва импульсов ИД двумя путями:

1. Блокированием выражения импульсов в сознательном поведении или

2. Искажением их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону.

Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:

1. Они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана и

Публикация «Консультация „Защитные механизмы личности в свете учения З, Фрейда“» размещена в разделах

2. Они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.

Следует также заметить, что люди редко используют какой – либо единственный механизм защиты – обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабления тревоги.

Основные защитные стратегии:

- Вытеснение. Обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги и представляет собой процесс удаления из осознания мыслей и чувств, причиняющих страдания. В результате действия вытеснения индивидуумы не осознают своих вызывающих тревогу конфликтов, а также не помнят травматических прошлых событий. По мнению Фрейда это не происходит бесследно, вытесненные мысли и импульсы не теряют своей активности в бессознательном, и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии. Согласно его теории, вытеснение играет роль во всех формах невротического поведения, в психосоматических заболеваниях (таких, например, как язвенная болезнь, психосексуальных нарушениях (таких как импотенция и фригидность). Это основной и наиболее часто встречающийся механизм.

- Проекция.

Как замещающий механизм по своей теоретической значимости проекция следует за вытеснением. Она представляет собой процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям или окружению. Таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь или что-нибудь за свои недостатки или промахи.

- Замещение.

В защитном механизме, получившем название замещение, проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. (С начальника – когда он чрезмерно, допустим критикует - на ребёнка при самом даже незначительном его проступке. Ребёнок часто переносит импульс на игрушку или вещь)

- Рационализация.

Другой способ для ЭГО справиться с фрустрацией и тревогой – это исказить реальность и, таким образом, защитить самооценку. Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным в глазах окружающих. (допустим, совершил ошибку или глупость в каком либо деле и решил, что это дело ему не нужно, не пришла девушка на свидание – да и не надо, она совсем не в его вкусе и т. д.).

- Реактивное образование.

Иногда ЭГО может защищаться от запретных импульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные побуждения.

Реактивное образование – обратное действие. Это защитный процесс реализуется двухступенчато:

1) Неприемлемый импульс подавляется

2) затем на уровне сознания появляется совершенно противоположный.

Так Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от собственных гомосексуальных побуждений. Так же обстоит дело и с проституцией у женщин.

- Регрессия.

Для регрессии характерен возврат к ребячливым, детским моделям поведения.

- Сублимация.

Согласно Фрейду, сублимация является защитным механизмом, дающим возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей или действий. Сублимация рассматривается как единственно здоровая, конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, потому что позволяет ЭГО изменить цель или /и объект импульсов без сдерживания их проявления. (допустим человек с садистические наклонности может стать хирургом или романистом).

- Отрицание.

Когда человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие, это значит, что он включает такой защитный механизм, как отрицание.

Отрицание и другие описанные защитные механизмы представляют собой пути, используемые психикой перед лицом внутренней или внешней угрозы. В каждом случае для создания защиты расходуется психологическая энергия, вследствие чего ограничивается гибкость и сила ЭГО. Более того, чем более эффективно действуют защитные механизмы, тем более искаженную картину наших потребностей, страхов и стремлений они создают.

Публикации по теме:

Формирование творческой личности ребёнка в игре Игра имеет важное значение в жизни ребёнка и является основным видом деятельности дошкольников, игра доставляет детям радость. Но она приобретает.

Конспект занятия по робототехнике «Забавные механизмы. Вратарь». Конспект занятия по робототехнике «Забавные механизмы. Вратарь». Цель: Создание и программирование вратаря. Задачи: 1. учить детей работать.

Консультация для родителей «Формирование основ личности» Формирование основ личности в дошкольном детстве связано с воспитанием нравственных качеств, творческих способностей и раскрытием индивидуальности.

Консультация «Нравственное становление личности дошкольника» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет в качестве особой задачи дошкольного воспитания необходимость.

Развитие личности Личность рассматривается в Философских науках – личность рассматривается в связи с решением вопроса о связи материи с сознанием. Сознание.

Консультация «Кризис 6–7 лет и его роль в развитии личности» Кризис 6 – 7 лет и его роль в развитии личности В подготовительной группе дети должны быть готовы пойти в школу. Переход в школу – это начало.

Механизмы формирования бережного отношения к природе у дошкольников в процессе дополнительного образования Консультация Кзылбаева Дина Кинесовна- педагог дополнительного образования СП ГБУСОШ №1с. Большая Черниговка «Центр детского творчества».

Консультация для родителей «Развитие личности ребенка» «Развитие личности ребенка» Цель: Повышение компетенции родителей в вопросах воспитания детей по данной теме Задачи: -помочь родителям в.

Реализация личности в условиях ФГОС Общество неизменно прогрессирует, молодое поколение требует прогрессивных методов воспитания, соответственно, меняются образовательные стандарты.

Воспитание личности на основе социокультурного опыта Не всегда взрослые бывают правы, если считают, что сердятся на своих малышей только по делу. Ещё в старой педагогической книге советского.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Защитные механизмы личности в свете учения З. Фрейда»
Опубликовано: 10 января 2016 в 02:30
+212Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Защитные механизмы личности в свете учения З. Фрейда»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Литвинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 104.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД