Марьясова Екатерина Вадимовна
Психическое развитие ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития.
▼ Скачать + Заказать документы
Психическое развитие ребенка раннего с задержкой речевого развития в целом, никогда не было предметом комплексного анализа. Очевидно, что сегодня изучение клинико-социально-психических детерминант развития данной категории детей оценивается как исключительно актуальное.
Публикация «Психическое развитие ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития,» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Система специальных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи не включает контингент детей раннего возраста, они находятся в ясельных и младших группах массовых дошкольных учреждений и не получают коррекционной помощи. Поэтому разработка теоретических основ обучения данной категории будет являться базой для оценки результативности системы ранней диагностической и коррекционной работы.
Термин «ЗРР» в отечественной логопедии трактуется как задержка темпа формирования средств общения. Поэтому постановка вопроса, связанного с исследованием ситуативно-деловой формы общения, которая в раннем детстве является ведущей, позволит дополнить основные критерии уровней ЗРР для дифференциальной логопсихологической диагностики детей в раннем возрасте.
Гипотеза исследования заключается в следующем:
Задержка в речевом развитии у детей раннего возраста обуславливает особенности общения. Длительное сохранение ситуативно-делового вида общения негативно сказывается на развитие психики в целом. Уровень ЗРР обуславливает специфику ситуативно-делового общения.
Проведение эксперимента всегда подчинено конкретной цели, которая определяет пути решения отдельных задач. Основная цель исследования: теоретически обосновать и диагностически выявить особенности развития ситуативно-делового общения и у речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития. В соответствии с целью, и гипотезами были поставлены следующие задачи:
Выявить особенности психического развития у детей раннего возраста с ЗРР
Изучить теоретический аспект онтогенеза и речевого развития
Диагностически изучить особенности общения и речи
Определить, как задержка речи отражается на особенностях общения.
Для получения информативных и объективных результатов психологического изучения ребенка необходимо соблюдать ряд специальных условий:
- методический аппарат должен быть адекватен целям и гипотезе исследования;
- важно определить, какие психические функции предполагается изучить при обследовании, — от этого зависит подбор методик и интерпретация результатов;
- подбор экспериментальных заданий нужно производить на основе принципов констатирующего эксперемента:
Принцип единства диагностики и коррекции развития
Принцип единства коррекции и развития
Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации
Принцип учёта возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития
Принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия
Принцип личностно ориентированного и деятельностного подхода
Принцип оптимистического подхода
Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к коррекционной работе с ребёнком.
- задания должны подбираться с учетом возраста ребенка так, чтобы их выполнение было ему доступным и интересным;
- содержание заданий не должно вызывать у ребенка негативных реакций, а, напротив, должно способствовать установлению контакта с ним, что позволит провести обследование тщательно и получить достоверные результаты;
- при подборе заданий необходимо учитывать влияние аффективной сферы ребенка на результаты его деятельности, чтобы исключить необъективность в трактовке результатов;
- не исключая значения интуиции при разработке диагностического инструментария, следует предусмотреть обязательное теоретическое обоснование системы диагностических заданий;
- количество методик должно быть таким, чтобы обследование ребенка не привело к психическому истощению; необходимо дозировать нагрузку на ребенка с учетом его индивидуальных возможностей.
Психодиагностическое изучение ребенка осуществляется в несколько этапов.
Подготовка к эксперименту, создание благоприятного психологического климата при общении с ребёнком. Успешность и достоверность в констатирующем эксперименте во многом зависит от того, насколько комфортно и безопасно чувствует себя ребёнок в условиях эксперимента. Поэтому первым этапом было установление с ребёнком эмоционально-комфортных отношений, а так же благоприятные отношения с родителями и воспитателями детей.
Непосредственное проведение констатирующего эксперимента с каждым ребёнком из контрольной (норма) и экспериментальной (ЗРР) группах. На данном этапе осуществляется диагностическая работа по методике (Матвеева Н. Н. «Диагностическая методика коммуникативной деятельности детей раннего возраста с ЗРР»). Психолог должен вести себя спокойно и доброжелательно, внимательно наблюдать за всеми действиями ребенка. Если ребенок допускает ошибки, то обследующий оказывает ему помощь, которая предусмотрена в данном задании.
Все результаты наблюдения фиксируются в регистрационной карте (Приложение 1, где отмечается основной объект внимания ребёнка в первые минуты, характер активности по отношению к объекту внимания, поведение по инструкции взрослого, инициативность в общении со взрослым, эмоциональность сопровождения обращения к взрослому, характер речевых проявлений. Работа на втором этапе предполагает получение максимальную информацию и более достоверные результаты.
Анализ и обработка полученных экспериментальных данных качественными и количественными методами оценки. Этот этап характеризуется математической обработкой данных с целью получения получения количественной информации, а так же с привлечением литературных данных о возрастных особенностях исследкемой категории детей проводилась качественная оценка результатов.
Место проведения, возраст, тип отклонений
Для проведения эксперимента были выбраны (возраст детей от 1,7 до 3)
1 контрольная группа – дети с нормальным развитием (15 человек);
2 экспериментальная группа – дети с ЗРР (15 человек).