Любовь Курбатова
Развитие познавательной активности у дошкольников с задержкой психического развития средствами экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В воспитательно – образовательном процессе коррекционных групп традиционно присутствует обучающее занятие по “ознакомлению с окружающим”, цель которых – дать детям представление о мире. Как правило, эти занятия строятся в форме рассказа воспитателя, излагающего знание и вопрос к детям, направленных на “закрепление” этих знаний. Дети на таких занятиях лишены возможности проявить собственную познавательную инициативу, им отводится пассивная роль, “получателей” информации.
Публикация «Развитие познавательной активности у дошкольников с задержкой психического развития средствами экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
При всем многообразии в литературе по развитию познавательной активности большое внимание уделяется исследовательской деятельности с объектами природы и очень редко с материалом предметов рукотворного мира.
Выпущенный раздел не позволяет ребенку впрямую получить свои представления о мире. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качество, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше. В ходе опытной деятельности дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, что является высоким показателем познавательной активности и одним из составляющих интеллектуальной готовности к школе.
Мой проект строится с опорой на труды Н. Н. Подьякова, И. П. Павлова, А. Б. Запорожца, Р. С. Немова, У. В. Ульенковой, С. Г. Шевченко, Л. А. Венгером.
Академик Н. М. Подьяков в 1990 гг. XX века проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что лишение возможности экспериментировать, ограничение самостоятельности в деятельности в дошкольном возрасте приводит к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем.
Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей. Только после экспериментирования предметами появляется игра.
“…Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка”.
Академик И. П. Павлов сделал вывод: “….у детей реакция на новизну выражена сильнее, чем на пищу”. Он же ввел термин – ручное мышление, позже измененное на действенное мышление.
А. Б. Запорожец писал об особой роли практической деятельности в развитии мышления “…детское экспериментирование и моделирование обеспечивает развитие у детей новых форм познания … дошкольники лучше решают интеллектуальную задачу в связи с практическими или игровыми моментами”.
Л. С. Выготский писал: “Подготовить общие представления относительно мира природы, относительно общества, все это и составляет непосредственную задачу, которую школа ставит перед дошкольным воспитанием”.
Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л. Д. Венгером “… Развитие восприятия дает возможность детям узнать свойств предметов, отличать один предмет от другого, выяснять существующие между ними связи и отношения”.
Принципы
1. Личностно-ориентированные принципы:
- Принцип адаптивности - система работы предельно гибкая, чтобы в ней нашли себе место дети с разной подготовленностью и разными интересами.
- Принцип развития – создание развивающей среды, условий в которых он максимально разовьет себя, как личность.
- Принцип психологической комфортности – любая форма взаимодействия с ребенком предполагает формирование у него эмоционально-положительного отношения к познавательной деятельности. Необходимо использовать наглядный материал, большое количество сюрпризных моментов, игровых приемов. Общение должно носить спокойный, доброжелательный характер.
2. Культурно-ориентированные принципы:
- Принцип образа мира – представление о предметном и сознательном мире должно быть единым и целостным.
- Принцип систематичности – обучение должно быть едино и систематично, соответствовать закономерностям личностного и интеллектуального развития ребенка.
3. Деятельностно - ориентированные принципы:
- Принцип активного соучастия детей в процессе отбора информации. Принцип предполагает, что в ходе занятия или игры в соответствии с изменившимися интересами в познании деятельности дети могут самостоятельно своими вопросами и репликами изменить содержание предполагаемого им материала.
- Принцип стимуляции потребностей детей в коммуникации со взрослым. Используемые методические приемы ориентированы на стимуляцию речевой активности детей, на нейтрализацию речи педагога. Вопросы познавательного характера должны побуждать ребенка к размышлениям, высказываниям.
- Принцип обучения деятельности. Учить не просто действовать, но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия.
- Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. Сделать ребенка готовым к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни.
- Принцип опоры на предшествующее развитие. Опора на “житейское” развитие.
- Креативный принцип – учить творчеству, находить нестандартное решение.
- Принцип тесного взаимодействия воспитателя с логопедом, дефектологом, с семьей при построении работы.
Цель проекта:
Развить познавательную активность детей, потребность и способность к самостоятельной поисковой деятельности.
Задачи:
1. Определить воспитательные и образовательные задачи по развитию познавательной активности детей с ЗПР средствами экспериментально-исследовательской деятельности с материалом предметов рукотворного мира.
2. Адаптировать критерии диагностики формирование навыков экспериментирование по Ивановой А. И. на детей с ЗПР.
3. Организовать взаимодействие с родителями по развитию познавательной активности средствами экспериментальной исследовательской деятельности.
Ожидаемый результат:
1. Определены задачи в сфере познавательной активности детей средствами экспериментально-исследовательской деятельности, составлен перспективный план.
2. Адаптирована диагностика Ивановой А. И. на детей с ЗПР.
3. Разработаны мероприятия с родителями по развитию познавательной активности детей с ЗПР.
Задачи по работе с детьми:
1. Развивать познавательную активность.
2. Учить самостоятельному поиску способа действий.
3. Формировать умение вычленять существенные признаки материалов, понимать причинно-следственные связи между материалом и назначением предметов.
4. Обогащать словарь, развивать связную речь, коммуникативную активность.
5. Воспитывать бережное, сознательное отношение к окружающему миру.
Ожидаемый результат:
1. Проявляет активность, инициативность, желание расширять свою познавательную область.
2. Расширился практический опыт.
3. Имеют интеллектуальную подготовку к школе:
- могут анализировать;
- классифицировать;
- сравнивать;
- обобщать;
- устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
4. Обогатился и систематизировался словарь, составляют короткие описательные рассказы о материале, сформированы навыки речевого общения.
5. Бережно относятся к материалам и предметам рукотворного мира человека.
Задачи по работе с родителями:
1. Заинтересовать родителей в развитии познавательной активности детей.
2. Учить оказывать практическую помощь детям в развитии познавательной активности средствами экспериментально-исследовательской деятельности с материалом предметов рукотворного мира.
3. Учиться создавать развивающую среду и атмосферу в доме.
Ожидаемый результат:
1. Родители с удовольствием принимают участие в экспериментально-исследовательской деятельности с детьми.
2. Повысилась педагогическая компетенция родителей. Имеют знания о значении познавательной активности в развитии детей. Научились приемам активизации познавательной деятельности.
3. Появилось развивающее пространство дома.
Этапы проекта.
I. Подготовительный (июнь - август).
Цель: создать условия для реализации системы работы по развитию познавательной активности у детей средствами экспериментально-исследовательской деятельности с материалом предметов рукотворного мира.
Задачи:
1. Повысить уровень теоретических знаний по работе над темой проекта.
2. Подготовить план проектных мероприятий.
3. Разработать критерии диагностики:
- по развитию познавательной активности;
- по усвоению знаний материалов, предметов рукотворного мира;
- по развитию связной речи, коммуникативным навыкам.
4. Адаптировать диагностику формирования навыков экспериментирования
Ивановой А. И.
5. Написать перспективный план работы с детьми и конспекты игр-занятий.
6. Разработать анкеты, план по работе с семьями воспитанников.
7. Создать предметно-развивающую среду.
Ожидаемый результат:
1. Повысился уровень теоретических знаний.
2. Подготовлен план проектных мероприятий.
3. Разработаны критерии диагностики по развитию познавательной активности, усвоению знаний материалов предметов рукотворного мира, по развитию связной речи, коммуникативным навыкам.
4. Адаптирована диагностика формирования навыков экспериментирования Ивановой А. И.
5. Написан перспективный план работы с детьми и конспекты игр-занятий.
6. Подготовлены анкеты. Определены формы работы с родителями, написан план.
7. Совместно с родителями создана предметно-развивающая среда в группе :
- уголок экспериментирования;
- дидактический материал;
- мини-музей (Дерево).
Задачи по работе с детьми:
1. Провести диагностику.
2. Выявить особенности развития познавательной активности, уровень знаний о материалах рукотворного мира, о навыках экспериментирования каждого воспитанника.
Ожидаемый результат:
Диагностика на начало работы показала низкий уровень развития детей по всем параметрам.
1. Познавательная активность детей не выражена или мало выражена. На занятиях пассивны.
2. Значение модели, символики не понимают. Выполняют инструкции после многократного повторения, показа.
3. Знание основных свойств материалов практически отсутствует. Аналитивно -синтетические навыки не сформированы, высказывают бессмысленные суждения.
4. Рассказ описание составляют с помощью наводящих вопросов, беседу не поддерживают.
5. С вещами обращаются не аккуратно.
Задачи по работе с родителями:
1. Провести анкетирование.
2. Выявить знания в области работы по познавательному развитию детей с ЗПР.
Ожидаемый результат:
Родители не имеют представлений о роли познавательной активности в подготовке детей к школе, о создании оптимальных условий для её развития.
II. Практический (сентябрь - апрель).
Цель: реализовать с детьми и родителями систему работы по развитию познавательной активности у дошкольников с задержкой психического развития средствами экспериментально-исследовательской деятельности с материалом предметов рукотворного мира.