Лучший педагог года

Речь воспитателя–основной источник речевого развития ребенка в ДОУ

Роза Агамирзоева
Речь воспитателя–основной источник речевого развития ребенка в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Культура речи – проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Нравственный мир личности, как в зеркале отражается в общении с людьми. Культура речи предполагает соблюдение определённого речевого этикета. Что такое речевой этикет? Этикет – это совокупность правил поведения касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, форма обращения приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Благодаря усвоенным правилам мы устанавливаем контакты с окружающими людьми – знакомыми и незнакомыми, в повседневной жизни и в официальной обстановке, регулируем речевое общение со старшими по возрасту и с теми, кто моложе нас. Пожалуй, редко, кто задумывается: умею ли я общаться с людьми, своими коллегами, детьми? Обладаю ли я культурой речи? Интересный ли я собеседник? Как порой недостаёт вежливости и культуры речи. Культура речи и вежливость понятия неразделимые, которые свидетельствуют о нравственной воспитанности личности. В словаре по этике сказано, что вежливость – это моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Вежливость – это ещё и самоуважение: если я хочу, чтобы уважали меня, то, значит, обязан уважать других, разговаривать с людьми так, как хотелось бы, чтобы разговаривали со мной. Кто из нас не хочет говорить красиво, правильно, убедительно, быть хорошим собеседником, который в разговоре с людьми приковывает своё внимание, вызывает симпатии? И здесь, как известно, не малую роль играют такие притягательные личностные качества, как деликатность, такт, речевая сдержанность. Известно, что культура речи зависит не только оттого, что сказано, но и каким тоном. Привычные для нас слова «пожалуйста», «извините», «доброе утро» могут прозвучать приветливо, равнодушно, уважительно или небрежно, холодно, высокомерно. Допустимо ли, чтобы настроение отражалось на речевом поведении? Вправе ли, мы «включать» в своё поведение детей, родителей, коллег? (Нет настроения – и мы покрикиваем на детей или нам изменяет чувство такта в разговоре с родителями, коллегами) Антон Семёнович Макаренко говоря о поведении педагога, высказал такую мысль: «Если ты чувствуешь себя несчастным, первая твоя нравственная обязанность – никто об этом не должен знать… найди в себе силы улыбаться». Одно из драгоценных умений, помогающих устанавливать обратную связь с собеседником – речевая сдержанность. Как иногда недостаёт нам этого умения.

Публикация «Речь воспитателя–основной источник речевого развития ребенка в ДОУ» размещена в разделах

Речь, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она собственно и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствование речевой деятельности, является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. У детей старшего дошкольного возраста самостоятельная речь достигает достаточного уровня: в общении с взрослыми и сверстниками они проявляют умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Речь сопровождает практически каждую деятельность ребёнка, совершенствует её, обогащается сама. Речь развивается достаточно успешно, если жизнь ребёнка наполнена интересными и разнообразными событиями и делами, а рядом с ребёнком взрослый с богатой правильной речью и желанием общаться с детьми. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением и, подражая, копируют. Если вслушаться, как говорят наши дети непременно можно заметить, что в их интонациях, проявляются речевые особенности. Ребёнок передаёт жесты и мимику, используя характерные и часто употребляемые обороты речи. Языковое богатство, как и недостаток языковой культуры тех людей, с которыми постоянно соприкасается ребёнок, становится его достоянием. Неправильное произношение ребёнок может взять за эталон. Нередко недостатки речи ребёнка (картавость, шепелявость, сюсюканье) – следствие не только небрежного речевого воспитания, но и отрицательного речевого влияния взрослых.

Интонационная выразительность – немаловажный фактор воздействия на ребёнка. Интонации спокойные и взволнованные, сдержанные и оживленные, лукавые и простодушные, торжественные и деловые, вопросительные и утвердительные, радостные и грустные, присущи человеческой речи, помогают маленькому ребёнку глубже понять то, о чём ему говорят, почувствовать отношение взрослого к событию, поступку, предмету. Очень важны доброжелательность и искренность интонации речи взрослого, даже если в ней выражается недовольство. Наша речь – основной источник речевого развития детей.

Публикации по теме:

Формирование культуры поведения старших дошкольников в семье и детском саду Формирование культуры поведения эта проблема нравственного становления личности существует очень давно и в этой области сделано много открытий.

Перспективный план работы кружка по этикету Разделы: 1. Этикет — порядок поведения людей. 2. Речевой этикет. 3. Этикет телефонного разговора. 4. Искусство нравиться людям. Культура.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речь воспитателя–основной источник речевого развития ребенка в ДОУ
Опубликовано: 16 марта 2015 в 19:40
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речь воспитателя–основной источник речевого развития ребенка в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Роза Агамирзоева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД