Любовь Курбатова
Развитие мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель спец. группы: Курбатова Любовь Алексеевна.
Участники проекта:
Воспитатели группы, дети группы ЗПР, родители.
Актуальность проблемы: Художественная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфических детских видов деятельности. В процессе руководства ею развивается двигательная координация кистей и пальцев рук, что дает решить проблемы подготовки руки к письму, которые в последнее время все чаще встречаются в первом классе. Дети не могут справляться с объё мом письменных заданий учителя так как:
Публикация «Развитие мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Мелкая моторика
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
У детей слабо развита мелкая моторика пальцев рук и тонкая двигательная координация кистей рук.
Слабо развито умение ориентироваться на плоскости.
Недостаточный уровень речевой активности.
Дети плохо выполняют задания по образцу, слабо развита зрительно-моторная координация.
Исходя из этих проблем, данная методическая разработка, составленная и апробированная, дает решить проблему по развитию мелкой моторики. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения способствует развитию специальных умений и навыков, подготавливающих руку ребенка к письму. Не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособности на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Их использование способствует:
Эффективному развитию воображению и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей.
Эмоционально-положительное отношение к самому процессу работы.
Самовыражению, как личности, то есть отображения своего эмоционального и фантазийного мира.
Исходя из поставленной цели, я считаю, что выбранная мною тема развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики через нетрадиционные техники в художественной деятельности, в настоящее время очень актуальна и дает педагогу возможность для творчества. Представленная вашему вниманию методическая разработка поможет педагогам планомерно и последовательно использовать предложенный материал для развития мелкой моторики, через нетрадиционные техники рисования у детей 4-7 лет. Она может быть полезна воспитателям дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования.
Организация непосредственной образовательной деятельности: Проект рассчитан на совместную образовательную деятельность детей дошкольников и педагогов во вторую половину дня. Срок реализации проекта три года. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа составляет 20-35 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю по подгруппам 4-5 человек. Деятельность носит развивающий творческий характер и, как правило, проходит в игровой форме.
Суть инициативы: Разработать и апробировать систему работы на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами нетрадиционных методов в художественной деятельности.
Теоретическая часть: Для детального изучения проблемы обратилась к трудам Л. В. Антаковой-Фоминых, М. М. Кольцовой, Б. И. Пинского, Т. С. Комаровой, Б. М. Теплова и др. Вопрос развития мелкой моторики детей актуален на всех возрастных этапах дошкольного детства. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
По данным исследований проведенных Л. В. Антаковой-Фоминой, М. М. Кольцовой, Б. И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев мелкой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват почерк человека. Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребенок хватает предмет, после появляются навыки перекладывания из руки, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требует согласованных действий обеих рук. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи Н. А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомические развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений.
Развитие познавательных способностей в связи с развитием движения рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов, и отношений между ними» - Д. Б. Эльконин. Н. А. Бернштейн подчёркивает, решающими для развития мелкой моторики ребенка оказываются условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующего развитию движений рук. Двигательные задачи, которые ставит перед ребенком взрослый, в процессе воспитания, и попытки ребенка решить их, являются необходимым условием развития соответствующих уровней построения движений. Так, различные задания на мелкую моторику способствуют развитию тонких движений кистей и пальцев рук.
Цель проекта: развитие у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития мелкой моторики средствами нетрадиционных техник в художественной деятельности.
Задачи:
1. Выявить индивидуальные особенности детей в развитии мелкой моторики.
2. Формировать умение правильно держать ножницы, действовать ими правильно.
3. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, художественный вкус и творческие способности, логическое мышление и пространственное воображение.
4. Обучать детей различным приемам в нетрадиционной технике, умению следовать устным инструкциям.
5. Прививать и поддерживать интерес к нетрадиционным техникам в художественной деятельности.
6. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственного труда.
7. Организавать с родителями консультативно-просветительскую работу по развитию мелкой моторики рук, привлечь к совместной деятельности.
Ожидаемый результат:
1. Созданы условия для реализации проекта.
2. Дети усвоили различные нетрадиционные техники в художественной деятельности, научились следовать устным инструкциям, пользоваться ножницами.
3. Повысить уровень развития мелкой моторики.
4. Повысилась компетентность родителей по использованию нетрадиционных технологий в художественной деятельности с детьми.
Срок реализации проекта: 2014-2017г.
Этапы реализации проекта:
I этап- Подготовительный (18.08.2014г. -15.09.2014г.)
II этап-Реализация (15.09.2014г. -30.04.2017г.)
III этап-Заключительный (май 2017г.)
Цель I этапа: Создание условий для реализации проекта.
Задачи:
1. Проанализировать литературные источники, подобрать и адаптировать диагностические методики для выявления уровня развития мелкой моторики у детей ЗПР.
2. Определить развитие мелкой моторики детей в игровой деятельности.
3. Подготовить материальную базу для реализации проекта.
4. Разработать цикл занятий.
5. Определить уровень знаний родителей по развитию мелкоймоторики у детей через анкетирование.
Цель II этапа: Реализация системы работы по развитию мелкой моторики нетрадиционными способами в художественной деятельности.
1. Реализовать цикл занятий с детьми.
2. Привлеч родителей к совместной работе по художественной деятельности.
Цель III этапа: Подведение итогов реализации проекта.
1. Провести анализ результатов.
2. Выявить уровень знаний родителей, их мнение о проделанной работе.
Показатели эффективности работы:
Развитие у детей мелкой моторики, художественного вкуса, творческих способностей, логического мышления и пространственного воображения. Повышение компетентности родителей по данной теме.
Рекомендации к использованию проекта:
Проект может быть реализован в МБДОУ комбинированного вида в группах ЗПР при заинтересованности воспитателя, дополнительной организации развивающей среды и наличие системы в этом направлении.