МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник рисования

Любовь Курбатова
Развитие мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитатель спец. группы: Курбатова Любовь Алексеевна.

Участники проекта:

Воспитатели группы, дети группы ЗПР, родители.

Актуальность проблемы: Художественная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфических детских видов деятельности. В процессе руководства ею развивается двигательная координация кистей и пальцев рук, что дает решить проблемы подготовки руки к письму, которые в последнее время все чаще встречаются в первом классе. Дети не могут справляться с объё мом письменных заданий учителя так как:

Публикация «Развитие мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах

У детей слабо развита мелкая моторика пальцев рук и тонкая двигательная координация кистей рук.

Слабо развито умение ориентироваться на плоскости.

Недостаточный уровень речевой активности.

Дети плохо выполняют задания по образцу, слабо развита зрительно-моторная координация.

Исходя из этих проблем, данная методическая разработка, составленная и апробированная, дает решить проблему по развитию мелкой моторики. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения способствует развитию специальных умений и навыков, подготавливающих руку ребенка к письму. Не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособности на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Их использование способствует:

Эффективному развитию воображению и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей.

Эмоционально-положительное отношение к самому процессу работы.

Самовыражению, как личности, то есть отображения своего эмоционального и фантазийного мира.

Исходя из поставленной цели, я считаю, что выбранная мною тема развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики через нетрадиционные техники в художественной деятельности, в настоящее время очень актуальна и дает педагогу возможность для творчества. Представленная вашему вниманию методическая разработка поможет педагогам планомерно и последовательно использовать предложенный материал для развития мелкой моторики, через нетрадиционные техники рисования у детей 4-7 лет. Она может быть полезна воспитателям дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования.

Организация непосредственной образовательной деятельности: Проект рассчитан на совместную образовательную деятельность детей дошкольников и педагогов во вторую половину дня. Срок реализации проекта три года. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа составляет 20-35 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю по подгруппам 4-5 человек. Деятельность носит развивающий творческий характер и, как правило, проходит в игровой форме.

Суть инициативы: Разработать и апробировать систему работы на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами нетрадиционных методов в художественной деятельности.

Теоретическая часть: Для детального изучения проблемы обратилась к трудам Л. В. Антаковой-Фоминых, М. М. Кольцовой, Б. И. Пинского, Т. С. Комаровой, Б. М. Теплова и др. Вопрос развития мелкой моторики детей актуален на всех возрастных этапах дошкольного детства. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

По данным исследований проведенных Л. В. Антаковой-Фоминой, М. М. Кольцовой, Б. И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев мелкой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват почерк человека. Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребенок хватает предмет, после появляются навыки перекладывания из руки, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требует согласованных действий обеих рук. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи Н. А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомические развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений.

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движения рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов, и отношений между ними» - Д. Б. Эльконин. Н. А. Бернштейн подчёркивает, решающими для развития мелкой моторики ребенка оказываются условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующего развитию движений рук. Двигательные задачи, которые ставит перед ребенком взрослый, в процессе воспитания, и попытки ребенка решить их, являются необходимым условием развития соответствующих уровней построения движений. Так, различные задания на мелкую моторику способствуют развитию тонких движений кистей и пальцев рук.

Цель проекта: развитие у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития мелкой моторики средствами нетрадиционных техник в художественной деятельности.

Задачи:

1. Выявить индивидуальные особенности детей в развитии мелкой моторики.

2. Формировать умение правильно держать ножницы, действовать ими правильно.

3. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, художественный вкус и творческие способности, логическое мышление и пространственное воображение.

4. Обучать детей различным приемам в нетрадиционной технике, умению следовать устным инструкциям.

5. Прививать и поддерживать интерес к нетрадиционным техникам в художественной деятельности.

6. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственного труда.

7. Организавать с родителями консультативно-просветительскую работу по развитию мелкой моторики рук, привлечь к совместной деятельности.

Ожидаемый результат:

1. Созданы условия для реализации проекта.

2. Дети усвоили различные нетрадиционные техники в художественной деятельности, научились следовать устным инструкциям, пользоваться ножницами.

3. Повысить уровень развития мелкой моторики.

4. Повысилась компетентность родителей по использованию нетрадиционных технологий в художественной деятельности с детьми.

Срок реализации проекта: 2014-2017г.

Этапы реализации проекта:

I этап- Подготовительный (18.08.2014г. -15.09.2014г.)

II этап-Реализация (15.09.2014г. -30.04.2017г.)

III этап-Заключительный (май 2017г.)

Цель I этапа: Создание условий для реализации проекта.

Задачи:

1. Проанализировать литературные источники, подобрать и адаптировать диагностические методики для выявления уровня развития мелкой моторики у детей ЗПР.

2. Определить развитие мелкой моторики детей в игровой деятельности.

3. Подготовить материальную базу для реализации проекта.

4. Разработать цикл занятий.

5. Определить уровень знаний родителей по развитию мелкоймоторики у детей через анкетирование.

Цель II этапа: Реализация системы работы по развитию мелкой моторики нетрадиционными способами в художественной деятельности.

1. Реализовать цикл занятий с детьми.

2. Привлеч родителей к совместной работе по художественной деятельности.

Цель III этапа: Подведение итогов реализации проекта.

1. Провести анализ результатов.

2. Выявить уровень знаний родителей, их мнение о проделанной работе.

Показатели эффективности работы:

Развитие у детей мелкой моторики, художественного вкуса, творческих способностей, логического мышления и пространственного воображения. Повышение компетентности родителей по данной теме.

Рекомендации к использованию проекта:

Проект может быть реализован в МБДОУ комбинированного вида в группах ЗПР при заинтересованности воспитателя, дополнительной организации развивающей среды и наличие системы в этом направлении.

Публикации по теме:

Паспорт проекта «Весна-красна» Составители проекта: воспитатели: Венкова Р. Н. Надольская А. В. Вид проекта: воспитательно-образовательный Цель проекта: создание условий.

Педагогический проект «Нестандартное игровое оборудование на участке детского сада» Проект Тема: «Нестандартное игровое оборудование для детей среднего дошкольного возраста на участке детского сада». Название проекта: «Гусеница»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник рисования
Опубликовано: 10 февраля 2015 в 12:57
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник рисования» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Курбатова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД