Татьяна Павловна Белоусова
Профилактика задержки речевого и психомоторного развития. Игры для ребенка 1–2 лет. Познавательное и речевое развитие
▼ Скачать + Заказать документы
(ПРОДОЛЖЕНИЕ, в предыдущих статьях - сенсорное развитие и психомоторное развитие).
В 1-2 года ребенок начинает активно говорить, обозначая одним словом несколько предметов. Не забывайте по возможности сопровождать словами все свои действия. Услышав от него любое слово, задайте ему вопрос: "Что это?» или «Что ты увидел?". Вполне возможно, что малыш повторит это слово. Приготовьтесь к тому, что ваш ребенок будет изобретать совершенно новые, несуществующие слова. Ни в коем случае не коверкайте специально свою речь, не сюсюкайте. Не позволяйте окружающим родственникам (бабушка, дедушкам) сюсюкать с малышом.
Публикация «Профилактика задержки речевого и психомоторного развития, Игры для ребенка 1–2 лет, Познавательное и речевое развитие» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Психологические игры
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Развить познавательную и речевую активность ребенка в этом возрасте помогут следующие виды совместной с ребенком деятельности.
Картинки с изображением различных объектов, предметов.
Используйте различные картинки, карточки. Вы показываете ребенку карточку и называете, кто или что изображено на ней. Попросите его повторить. Положите перед ребенком 3 карточки, пусть он найдет на них кошку и собаку, мальчика и девочку и т. д. Также с ними можно проводить множество различных игр не только на пополнение словарного запаса ребенка, но и на развитие памяти, внимания.
Старайтесь как можно больше привлекать внимание малыша к рассматриванию картинок в книжках. Разговаривайте с ребенком, показывая изображения животных, знакомых ребенку предметов, людей. Задавайте ему вопросы: "Покажи, где киска?", "Как киска мяукает?", и т. д.
Звуки
Для правильного произнесения звуков полезно тренировать губы и язычок ребенка. Это совсем не трудно: гудите как паровоз, войте как волк. Давайте ребенку вылизывать ложки, снимать кончиком языка с ложки капельки. Смажьте его губы вареньем, пусть облизывает. Перед зеркалом высовывайте язык, стройте рожицы. Пусть малыш цокает язычком, как лошадка, чмокает, присасывает язык к нёбу. Учите сплевывать ниточку, бумажку. Очень полезно дуть и тут можно вовсю использовать мыльные пузыри, вертушки, кораблики из бумаги.
Чтение сказок, стихов, потешек.
Обязательно читайте ребенку книжки, в них должны быть красочные картинки. Старайтесь, чтобы книжка соответствовала возрасту ребенка, то есть он должен понимать содержание. Читайте тогда, когда вы и малыш в хорошем настроении, читайте выразительно и не торопитесь. Ничего страшного нет в том, что ваш малыш откажется сидеть и слушать то, что вы читаете. Улучите момент, когда он займется игрушками, подсядьте рядышком и почитайте, не стараясь привлечь. Еще может помочь, если вы позволите ребенку самому выбрать книжку для чтения. В то время как вы читаете, просите ребенка называть все, что он видит,- животных, формы, цвета. Маленькие дети, как правило, разглядывают книгу несколько минут, затем встают и уходят заниматься чем-нибудь другим. Это вовсе не означает отсутствие интереса, просто дети не могут пока концентрировать внимание на одном предмете длительное время. Когда вы соберетесь почитать, сформулируйте предложение в позитивной форме, стараясь с помощью интонации заинтересовать ребенка: «Давай-ка с тобой почитаем!» Чем больше вы читаете своему ребенку, тем больше вы совершенствуете его языковые навыки. Не забывайте народное творчество: продолжайте играть в "Козу рогатую", "Ладушки", " Сороку-белобоку".
Постепенно расширяйте звуковую и речевую среду в освоении языка. Пусть вас не тревожит то, что ребенок еще многого не понимает. На втором году жизни можно читать ребенку такие стихи Агнии Барто, как, например:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
Старайтесь сопровождать чтение каждого стихотворения имитацией соответствующих действий, понятных ребенку.
Игры с куклой.
Играйте в куклы с девочками и мальчиками. Придумывайте маленькие истории из жизни куклы. Покажите ребенку, как ее одевать, кормить, гулять с ней и т. д. Постоянно стимулируйте ребенка к общению через жесты и действия. Задавайте побольше вопросов ребенку.
Например: "Оленька, посмотри, какая девочка пришла к нам в гости. Давай поздороваемся. Дай ручку ей. Как зовут такую хорошую девочку?", и т. д.
Ролевые игры.
Играйте с ребенком в различные игры с имитацией животных, с которыми ребенок знаком.
Так, например, поиграйте в игру "Кошки-мышки". Ребенку дайте роль мышки, а себе возьмите роль кота. "Кот" ходит по комнате, а "мышка" спряталась. Затем "кот" улегся спать, и "мышка" вышла из своего укрытия. "Кот" проснулся, потянулся, замяукал, и "мышке" надо убегать в свой домик (заранее договоритесь с ребенком, где он будет находиться). Далее меняетесь с ребенком ролями. Или поиграйте в "Мишку-косолапого".
Покажите ребенку, как двигается медвежонок, как он рычит, мотает головой. Теперь ребенок изображает мишку, а вы ему читаете стишок:
Мишка косолапый
По лесу идет,
Шишки собирает
И в карман кладет.
Вдруг упала шишка
Прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился
И ногою - топ!
Научите ребенка изображать и других животных: цаплю, лягушку и т. д.
Важно:
родители любят оценивать темпы развития своего ребенка, опираясь на достижения других детей. Не надо усиленно натаскивать вашего ребенка, чтобы он догнал Катю или Лену. У вашего малыша свои темпы развития и сравнивайте его только с ним самим, и всегда помните, что ваш ребенок самый лучший.