Аргунова Евдокия Егоровна
Простые речевые упражнения для развития связной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Простые речевые упражнения для развития связной речи
Такие упражнения не предусматривают какие-то траты или приготовления, нужно только желание и фантазия. Используйте такие речевые игры, чтобы развлечь ребёнка, научить новому и полезному. Эти упражнения можно выполнять с мячом. Взрослый говорит и кидает мяч, ребенок отвечает и бросает мяч в ответ.
Какой?
Цель: обогащать речи ребенка именами прилагательными.
Публикация «Простые речевые упражнения для развития связной речи» размещена в разделах
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Какой?»
Мяч какой? - большой, маленький, круглый, резиновый, упругий, красный, кожаный.
Снег какой? - белый, холодный, искристый, красивый, пушистый, лёгкий.
Шкаф какой? Котёнок какой? Стол какой? И т. д.
Что могут делать?
Цель: обогащать речь ребенка глаголами.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Что может делать?»
Что может делать собака? - лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать…
Что может делать лягушка? Что могут делать руки? и т. д.
Слова наоборот
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Ход игры: Попросите ребё нка подобрать антонимы к следующим словам: радость, утро, сел, храбрый, враг, стоять, тяжело, взял, мокро, чисто, глубокий, высокий, узкий, близко, назад, далеко и т. д.
Лето - зима, твердый - мягкий, нашёл - потерял.
Слова-товарищи
Цель: развивать речь ребенка, обогащая ее.
Ход игры: Предложите ребенку назвать слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Они помогают лучше описать предмет, вещь.
Например, Холодный - ледяной, морозный, студёный. Умный - мудрый, толковый, сообразительный. И т. д.
Один - много
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Ход игры: «Мы волшебники немного: был один, а станет много».
Взрослый называет имена существительные в единственном числе. Дети называют существительные во множественном числе.
Пример:
стол - столы кусок - куски
стул - стулья день - дни
гора - горы прыжок - прыжки
лист - листья двор - дворы
дом - дома перо - перья
крыло - крылья глаз - глаза
сон - сны гусёнок - гусята
пальто - пальто лоб - лбы
тигрёнок - тигрята нога - ноги
дыра - дыры носок - носки
Объясни
Цель: развивать речь детей, учить логично рассуждать.
Ход игры: Взрослый даёт задание ребё нку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой вопрос».
Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна. Объясни, почему кошка недовольна?
Кто кем был?
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход игры: Взрослый называет предмет или животное, ребёнок, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Пример:
Цыплёнок - яйцом Шкаф - доской
Лошадь - жеребёнком Велосипед - железом
Корова - телёнком Дуб - жёлудем
Рубашка - тканью Дом - кирпичом
Бабочка - гусеницей Сильный - слабым
Обобщающие понятия
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Ход игры: Взрослый называет обобщающее понятие. Ребёнок должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.
Пример:
Взрослый: овощи
Дети: картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.
Взрослый: Ягоды
Дети: малина, клубника, ежевика, арбуз, черника.
Взрослый: Деревья
Дети: берёза, ель, сосна, дуб, липа, тополь, орех.
Взрослый: Домашние животные
Дети: корова, лошадь, коза, овца, кролик, баран, кошка, собака
Взрослый: Перелётные птицы
Дети: стриж, ласточка, грач, скворец, аист, цапля, журавль
Взрослый: Зимующие птицы
Дети: голубь, ворона, сорока, воробей, дятел, сова
Взрослый: Мебель
Дети: стул, стол, кресло, диван, шкаф, кровать, софа
Взрослый: Посуда
Дети: тарелка, ложка, вилка, нож, чайник, чашка, блюдце
Взрослый: Одежда
Дети: пальто, платье, свитер, юбка, брюки, майка, трусы
Взрослый: Обувь
Дети: туфли, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки.
Взрослый: Игрушки
Дети: кукла, машинка, мишка, пирамидка, юла, мяч.
Взрослый: Дикие животные
Дети: тигр, лев, волк, лиса, белка, заяц, медведь, лось.
Взрослый: Фрукты
Дети: яблоко, груша, лимон, апельсин, абрикос, слива.
Взрослый: Инструменты
Дети: пила, топор, дрель, рубанок, молоток, плоскогубцы
Взрослый: Транспорт
Дети: трамвай, троллейбус, автобус, поезд, самолёт, пароход
Вариант 2.
Взрослый называет видовые понятия, а дети - обобщающие слова.
Взрослый: Огурец, помидор
Дети: Овощи.
Животные и их детёныши
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход игры: Взрослый называет какое-либо животное, а ребёнок называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.
Группа 1.
у тигра – тигрёнок у лисы – лисёнок
у льва – львёнок у лося – лосёнок
у слона – слонёнок у оленя – оленёнок
Группа 2.
у медведя – медвежонок у кролика – крольчонок
у верблюда – верблюжонок у белки – бельчонок
у зайца – зайчонок
Группа 3
у коровы – телёнок у овцы – ягнёнок
у лошади – жеребёнок у курицы – цыплёнок
у свиньи – поросёнок у собаки – щенок
Скажи ласково
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие быстроты реакции.
Ход игры: Взрослый называет первое слово (например, шар, а ребёнок называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.
Пример:
стол – столик белка – белочка
ключ – ключик ложка – ложечка
шапка – шапочка картина – картинка
книга – книжечка зеркало – зеркальце
голова – головка свёкла – свёколка
мыло – мыльце коса – косичка
кукла – куколка жук – жучок
вода – водичка дуб – дубок
вишня – вишенка башня – башенка
Что происходит в природе?
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход игры: Взрослый, задаёт вопрос, а ребёнок должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна»
Взрослый: Солнце – что делает?
Дети: Светит, греет
Взрослый: Ручьи – что делают?
Дети: Бегут, журчат
Взрослый: Снег – что делает?
Дети: Темнеет, тает
Взрослый: Птицы – что делают?
Дети: Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни
Хорошо - плохо
Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.
Ход игры: Взрослый задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях.
Взрослый: Дождь.
Дети: Дождь - это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев,
полезен для земли и будущего урожая, но плохо - намочит нас, бывает холодным.
Взрослый: Город.
Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо - не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
Веселые рифмы
Цель: развитие фантазии, связной речи и словообразования.
Ход игры: Играющие подбирают к словам рифмы. Свечка -, печка, трубы -, губы, ракетка- … пипетка, сапоги- …пироги и т. д. С подобранными рифмами можно составлять небольшие стихи, например,
Я надела сапоги
Принесла вам пироги.
Кто больше?
Цель: развитие фантазии, связной речи и словообразования.
Ход игры: Один из игроков загадывает любую букву - это можно сделать при помощи книги, указав на букву с закрытыми глазами, можно «зашифровать» букву - 3 страница, 5 строчка сверху, 3 буква справа.
Можно произносить звуки «про себя», пока кто-то из игроков не скажет «стоп» и назвать букву. Каждый игрок по очереди произносит слово, которое начинается с данного звука до тех пор, пока не закончатся все варианты.
Цепочка слов
Цель: развитие фантазии, связной речи и словообразования
Ход игры: Один из игроков называет любое слово, следующий должен подобрать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова и т. д. Можно ограничить «поле» поиска слов и подбирать только съедобное или животных.
В результате может получиться: конфета - ананас – суп – пирог - груша - арбуз – слива и т. д.