Кристина Болдова
Произвольность как центральное новообразование дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Среди всех достижений психического развития ребенка в дошкольном возрасте в качестве главного обычно выделяют произвольность, то есть способность управлять своими действиями, контролировать их.
Главной чертой произвольного и волевого действия является его осознанность. Без осознания своих действий невозможно управлять ими и контролировать их. Импульсивность и неуправляемость поведения дошкольников объясняется его неосознанностью - дети не замечают, не знают, не осознают, что они делают. Поэтому первый и главный шаг в воспитании произвольного поведения дошкольников должен заключаться в формировании осознанности их действий. [3; 40]
Публикация «Произвольность как центральное новообразование дошкольного возраста» размещена в разделах
Наиболее эффективным средством осознания своего поведения и овладения им в дошкольном возрасте традиционно считается игра с правилом. Именно в такой игре дети начинают соотносить свое поведение с образцом поведения, который задан в правиле, а значит, задумываться, правильно ли они действуют.
В игре с правилом средство осознания своего поведения обычно задается взрослым. Осознание своего поведения не может ограничиваться выполнением правил, даже если они присваиваются ребенком и становятся средством организации его действий. Осознанность в своих развитых формах проявляется в свободной, ненормированной жизни ребенка: в сознательной постановке целей, в осознании своих намерений, в выработке отношения к окружающей действительности. Причем все это совершается самим человеком, а не задается кем-то извне.
Центральная роль в становлении осознанности поведения ребенка принадлежит речи и речевому общению со взрослыми. Важнейшая функция речи состоит в том, что она является средством преодоления воспринимаемой ситуации и связывает действия ребенка во времени, благодаря чему становится возможным «действовать в будущем», то есть планировать свое поведение. Необходимость сформулировать свои намерения является для ребенка толчком к тому, чтобы осознать ситуацию и собственные действия в ней.
Высшим достижением развития общения в дошкольном возрасте является внеситуативно-личностная форма. Содержание такого общения выходит за пределы конкретной ситуации взаимодействия и касается человеческих качеств, отношений и поступков.
Не всякий разговор на личностные темы - когда взрослый спрашивает, а ребенок отвечает - может быть условием и фактором формирования произвольного поведения. Такое общение должно активизировать работу сознания ребенка, побуждать его посмотреть на себя со стороны и соответственно отнестись к своим действиям. Это возможно только тогда, когда решение опирается на реальные интересы ребенка, когда оно включено в его практические действия.
Становление регулирующей и планирующей функций речи не происходит стихийно. Нужна специальная работа по включению речи в самостоятельную деятельность детей, по вербализации их практического опыта. Для развития осознанности и произвольности поведения необходимо такое внеситуативно-личностное общение, которое не только выводит ребенка за пределы воспринимаемой ситуации, но и направляет его на осознание этой ситуации и своих практических действий в ней.