надежда петрова
Прогулка «Наблюдение за муравьями» и экспериментально-поисковая деятельность в старшей группе с детьми ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: укрепление здоровья, профилактика утомления, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма, физическое и умственное развитие детей.
Задачи:
- воспитывать эстетическое восприятие окружающей природы;
- расширять представление детей о многообразии насекомых, раскрыть особенности жизни муравьев;
- продолжать развивать речь детей, строить сложные предложения, подбирать слова определения; закреплять приметы весны, название насекомых;
- развивать физические качества детей: быстроту, ловкость выносливость,
Публикация «Прогулка „Наблюдение за муравьями“ и экспериментально-поисковая деятельность в старшей группе с детьми ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Муравьи. Конспекты прогулок и наблюдений
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Прогулка. Наблюдения за насекомыми
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
- воспитывать интерес к народным играм, честность в детях, эмоциональный отклик от общения с природой.
Материал: платок, лупа, знаки поведения на лугу, еда для муравьев, мелки
Ход прогулки:
Дети вместе с воспитателем выходят на улицу. По дороге к месту наблюдений обсуждаем погоду и приветствуем все деревья и кусты на пути: «Здравствуй, белоствольная березка», «Мы рады видеть тебя, одинокий клен», «Как поживаешь, пушистый кедр?», «Здравствуй, рябинушка и все твои подружки».
Дети становятся в круг.
Воспитатель обращает внимание на Каркушу (игрушка, которая находится на кустике.
- Ребята, Каркуши долго не было в городе, а когда он вернулся, то увидел, что все изменилось. Давайте расскажем, что произошло.
Интерактивная технология «Большой круг». Речевое упражнение «Я знаю, что наступила весна»
- Надо доказать, что действительно наступила весна, по каким приметам это видно (дети стоят в кругу и передают игрушку, каждый ребенок утверждает, почему наступила весна).
Утверждения детей:
-Я знаю, что наступила весна, потому что ярко светит солнце и сильнее греет.
- растаял снег;
- на деревьях распустились зеленые листочки;
- появилась зеленая трава;
- расцвели одуванчики;
- птицы вернулись с теплых краев;
- цветет черемуха и сирень и т. д.
Наблюдение - исследование «Где мой дом?»
- Я предлагаю вам стать «разведчиками» и отправиться на луг, чтобы обнаружить маленьких невидимых жителей. Кто это такие невидимые жители? Каких насекомых вы знаете? (муравей, божья коровка, паук, солдатики, майский жук и т. д.)
- С собой мы возьмем разные предметы, которые пригодятся во время поисков жителей луга. Посмотрите на них и назовите, для чего они нужны.
(лупа, флажок, «видоискатель», знаки поведения).
- Ребята, посмотрите на эти значки и скажите, что нельзя делать на лугу?
(топтать цветы, рвать цветы и траву, не ловить насекомых).
- А что можно делать? (внимательно смотреть, слушать, наблюдать и запоминать, чтобы потом рассказать своим друзьям).
- Где можно искать насекомых? (в траве, около пня, на цветах).
- Кто первым найдет насекомое, тот должен поднять флажок и помахать им, мы все подойдем и вместе рассмотрим.
Воспитатель направляет детей на луг. Подойти к каждому ребенку, обнаружившему насекомое. Спросить, что он знает о нем.
Для подробного рассмотрения воспитатель обращает внимание на муравьев.
- Посмотрите, кто это быстро бежит по тропинке и куда-то спешит?
(Это муравьи)
Прочитать стихотворение:
Муравьишки – торопышки, не лентяи, не глупышки.
Друг за другом по дорожке тащат зернышки и крощки.
Муравьям нельзя лениться, муравьи живут трудом
Все, что только он увидит, тащит в свой подземный дом.
- Понаблюдайте за муравьями, рассмотрите их (самостоятельно наблюдают в течение 7 -10 минут).
- Расскажите какой муравей? (внешний вид, строение тела)
(У муравья есть туловище, голова, ноги. На голове – усики, он ими постоянно шевелит. У муравья шесть ног).
- Для чего муравью усики, ножки?
(Ножки, чтобы быстро бегать, а с помощью усиков узнает, нет ли на пути препятствий).
- Понаблюдайте, что делают муравьи? Что они несут, для чего?
Правильно, они целый день ищут и перетаскивают найденные иголочки, остатки пищи, гусениц…- все несут себе домой.
Провести исследование «Что любят есть муравьи?» (Положить хлеб, сахар, зернышки. Что будут есть муравьи? Как меняется их поведение с обнаружением пищи)
-Они едят все: сок и семена растений, грибы, других насекомых, особенно любят сладкое.
- А еще по поведению муравьев можно определить, скоро ли начнется дождик. Вот послушайте:
- Муравей, постой, постой, ты куда спешишь?
- Домой! Что, не видишь стрекоза, надвигается гроза.
Если я спешу домой, будет дождик проливной.
- Мы немного отдохнем и поиграем на дорожке
Подвижная игра «Муравьи и дождик».
Ход: дети «муравьишки» сидят в домиках (нарисованные круги для каждого ребенка, в другой стороне сидит «дождик», он дремлет, муравьи разбегаются в разные стороны. По команде «Дождик начинается», «муравьи» бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой («замочить» каждого). Те, кого дождик задел рукой, выбывает из игры. Игра продолжается пока не останется самый ловкий «муравей».
- Весной на Руси дети часто играли в игру
«Гори, гори, ясно…» (с платочком). Давайте и мы с вами поиграем в эту веселую игру
- Снова возвращаемся к насекомым и предлагаю нарисовать мелом на асфальте всех кого вы видели на лугу.
Во время анализа рисунков использовать речевой прием «Загадай, мы отгадаем»).
- Наша Каркуша узнала много интересного про муравьев. А мы еще вернемся на этот луг, чтобы понаблюдать за другими насекомыми.
Трудовая деятельность.
Предложить «превратиться в трудолюбивых муравьишек» и прибрать мелкий мусор на участке: веточки, палочки, камешки в маленькие ведерки.
- Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с заданием. Хорошо потрудились, можно заняться играми по интересам и порадоваться чудесному весеннему деньку!