Елизавета Степанова
Программа занятий по коррекции агрессивности детей дошкольного возраста посредством игровой терапии (часть вторая)
▼ Скачать + Заказать документы
Программа занятий по коррекции агрессивности детей дошкольного возраста посредством игровой терапии (часть вторая)
с. 2
Содержание
Цель: коррекция агрессивности детей дошкольного возраста
Задачи программы :
1. Отреагирование агрессивных тенденций.
2. Обучение техникам и способам саморегуляции.
3. Обучение конструктивным поведенческим реакциям.
Публикация «Программа занятий по коррекции агрессивности детей дошкольного возраста посредством игровой терапии (часть вторая)» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Агрессия. Конспекты занятий по коррекции агрессивности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
Описание программы. Разработанная программа состоит из трех этапов:
- 1 этап – ориентировочный (2 занятия);
- 2 этап – реконструктивный (6 занятий);
- 3 этап – закрепляющий (2 занятия).
Программа включает в себя 10 занятий, которые будут проводиться в кабинете психолога 3 раза в неделю, во второй половине дня продолжительностью 20-40 минут.
С помощью специальной организованной деятельности, включающей в себя метод игровой терапии, можно способствовать снижению уровня агрессивности дошкольников. В качестве условий специально организованной деятельности по коррекции агрессивности детей, на основе анализа литературы, выделяются:
1. целенаправленный характер занятий;
2. включение детей в совместную игровую деятельность;
3. диалогическое общение психолога с ребенком через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых чувств в процессе деятельности.
Методические приемы, используемые в программе : пластические этюды; терапевтические сказки; игры и задания, направленные на развитие произвольности поведения; подвижные спортивные игры; релаксационные методы; арт – терапевтические методики.
Первый этап программы посвящен знакомству детей друг с другом, создание положительного эмоционального фона в группе, сплочение группы, выработка правил поведения на занятиях, устранение страхов, повышение уверенности в себе. Для этого мы использовали такие игры как: «Представление имени», «Приветствие», «Ветры дуют на…», «Аплодисменты по кругу», «Приветствие», «Жмурки», «Прогулка», «Возьми и передай».
С окончанием второго занятия первый этап программы коррекции заканчивается. Окончание этого этапа отличают три признака: укрепившиеся роли, стереотипные интеракции, появление реакций на присутствие ведущего.
Есть определенные признаки, указывающие на то, что требуемая групповая структура сложилась. Во-первых, водящие начинают чувствовать направленную на них агрессию, которая хорошо видна в таких играх, как «Жмурки» и «Возьми и передай». Во-вторых, возникают спонтанные тактильные, ласковые интеракции между членами группы. В-третьих, появилось серьезное, уважительное отношение к ритуалу окончания занятия.
Тогда, когда возникла групповая структура, уравнявшая детские индивидуальности, можно переходить к следующему, второму, этапу группового курса, в котором большое внимание уделяется индивидуальной работе в форме ролевых игр и других приемов.
К началу второго этапа, ведущему уже видны трудности общения каждого ребенка, а также неадекватные компенсаторные способы поведения каждого. Коррекция происходит тогда, когда ребенок осуществляет новые формы поведения и накапливает новый опыт общения. Это становится возможным лишь тогда, если ребенок удовлетворил свои фрустрированные потребности (они часто служат источниками напряжения и обусловливают неадекватное поведение). Чаще всего это потребность в безопасности и принятии-признании. Фрустрация этих потребностей свойственна почти всем детям с трудностями адаптации. Как правило, потребность в безопасности удовлетворяется на первом этапе коррекции, во время направленной игры.
Удовлетворение потребности в признании невозможно без построения полного образа самого себя. Чтобы это реализовать, используют такой методический прием, как обратная связь. Каждый ребенок получает об-ратную связь в специально организованных для этого играх: «Семейный портрет», «Ассоциации», «День рождения», «Зеркало».
Умело организуя обратную связь, ведущий помогает детям сформировать более продуктивный образ «Я». Обычно это делается в форме словесной интерпретации игровой обратной связи с особенным акцентом на положительных сторонах личности ребенка.
Кроме того, на втором этапе используются некоторые игры, помогающие преодолевать неприятные для ребенка свойства характера, например трусость. Это игры: «Турнир», «Страшные сказки». После этих игр ребенок может сказать себе: «Вот я, какой хороший. Я, конечно, не очень смелый, но зато я могу слушать страшные сказки в темноте и сам их выдумывать. Я могу играть в турнир, владеть собой». Занятия прямо вытекают из психологического диагноза каждого ребенка, который ставится постепенно в течение всего периода работы группы. Составляя психологические портреты детей, психолог особенно внимателен к тому, чего не может сделать ребенок, что ему не удается или чего он не умеет.
Важное место в коррекционной работе по снижению агрессивности занимает задача по развитию навыков произвольности поведения. Она решается на следующем этапе.
На третьем, заключительном, этапе проводится два занятия с целью закрепления новых форм переживаний, чувств по отношению к сверстникам, к самому себе, к взрослому; закрепляется уверенность в себе, приемы общения со сверстниками.
Таким образом, можно заключить, что через упражнения и проигрывание своих негативных эмоциональных состояний, дети учатся не загонять глубоко в подсознание свою злость, а знают, как освободиться и не копить в душе негатив. Дети порой приходят в замешательство, когда испытывают бесконтрольную злость по отношению к людям. Проигрывая и исполняя упражнения на снятие негативных эмоций, дети учатся не только освобождаться, но при этом еще и правильно понимать и принимать себя такими, какие они есть – сердитыми, злыми. Умение принимать и прощать себя важно для психического здоровья детей. Этого не умеют делать даже многие взрослые. Поэтому очень важно начинать обучать принятию себя, начиная уже с дошкольного возраста.
читать далее с. 3