МААМ-картинки

Развитие коммуникативно-речевой деятельности у детей дошкольного возраста посредством игр, упражнений, занятий

Алла Бордунова
Развитие коммуникативно-речевой деятельности у детей дошкольного возраста посредством игр, упражнений, занятий
▼ Скачать + Заказать документы

Речь- важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.

Публикация «Развитие коммуникативно-речевой деятельности у детей дошкольного возраста посредством игр, упражнений, занятий» размещена в разделах

Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфических детских видов деятельности – коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества.

В ряду проблем речевого развития детей выделены две основные: речетворчество и диалог, как важнейшее составляющее коммуникативной самодеятельности, важнейшие сферы саморазвития личности. Творчество речевой деятельности проявляется на разных уровнях в разной степени.

Коммуникативная компетенция предполагает знание языка (фонетики, лексики, грамматики, умение использовать его в разнообразных ситуациях (приветствие, прощание, обхождение, бытовой разговор, устный рассказ).

Обмен информацией (коммуникация) составляет важный аспект общения. Но при этом нужно понимать, что коммуникация – это обмен личностно значимой информацией. Ребенок как партнер по общению должен свободно выражать собственное мнение, свое отношение окружающему. Он имеет право на инициативу в общении со взрослыми, имеет право уходить от неинтересного общения.

Но, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в общении с другими людьми (сверстниками, взрослыми, ему необходимо быть общительным, коммуникабельным.

К сожалению, в настоящее время назрели серьезные проблемы. В век компьютеризации взрослые почти перестали общаться со своими детьми, в результате чего детям трудно дается и общение со сверстниками.

Основная задача педагогов детского сада_ воспитывать коллектив, в котором отношения между детьми должны базироваться на основе гуманизма и товарищества. Поэтому работу по совершенствованию игровой деятельности и межличностных отношений мы строим таким образом.

Во-первых, создаем в группе положительный эмоциональный микроклимат; во-вторых, обогащаем игровой сюжет, что помогает нам формировать умение логически завершать начатое, опираясь на активность детей; в0третьих, подводим детей к мысли : «Вы должны справедливо оценить поступки товарищей»; в-четвертых, наблюдая за детьми, обязательно поощряем застенчивых, успокаиваем вспыльчивых, возбудимых.

Дети приходят в детский сад и здесь необходимо создать условия для жизнерадостного настроения и хорошего отношения друг к другу. И такому общению способствует игра: помогает сблизить. Объединить детей внутри детского коллектива.

Мы регулярно проводим подобные совместные игры, и это не только обогащает ребят впечатлениями, социальный опыт. Такие игры, как игры – забавы, хороводы удовлетворяют потребность детей в движении, их доверие и разумное послушание. Ведь они делают ребенка открытым для общения. Такая открытость создает важные предпосылки для формирования личности ребенка и является его основой.

Особенно благоприятные условия для установления контактов со сверстниками создаются в игре-драматизации, где дети принимают на себя роли и разыгрывают ролевые диалоги. Например, такие игры –драматизации, как «Пузырь, Соломинка и Лапоть» (по русской народной сказке) и «Змея и рыба» (по армянской сказке).

Игра-драматизация «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

Цель: развивать у детей выразительность интонации, мимики, движений; формировать представление и высказывать свое мнение о хороших и плохих поступках, употребляя эмоциональные слова; учить оценивать положительные и отрицательные качества персонажей, используя эмоциональную лексику. Развивать взаимодействие с другими участниками игры: умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способностями.

Дидактический материал: костюмы для ролей Пузыря, Соломинки и Лаптя; декорации для театра, изображающие лес, реку, поле.

Ход игры-драматизации

Ведущий. Жили-были Пузырь, Соломинка и Лапоть. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.

Лапоть. Пузырь, давай на тебе переплывем!

Пузырь. Нет, Лапоть! Пусть лучше Соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдем.

Соломинка. Хорошо, я согласна.

Ведущий. Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по Соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду. А Пузырь хохотал, хохотал да лопнул.

Игра-драматизация «Змея и рыба»

Цель: развивать у детей выразительность интонации, мимики, движений; учить детей оценивать героев, применяя эмоциональную лексику, сопереживать персонажам.

Дидактический материал: оформленная педагогом небольшая сцена, персонажи и декорации для театра, изображающие берег, море, змею, рыбу.

Ход игры-драматизации

Ведущий. Змея и рыба побратались.

Дети в масках змеи и рыбы находятся на берегу моря.

Змея. Сестрица, возьми меня на спину и покатай по морю.

Рыба. Хорошо, садись мне на спину, я покатаю тебя; посмотри, каково наше море.

Ведущий. Змея обвилась вокруг рыбы, а та поплыла по морю. Не успели они немного проплыть, как змея укусила рыбу за спину.

Рыба. Сестрица, почему ты кусаешь меня?

Змея. Я нечаянно.

Ведущий. Проплыли еще немного, и змея опять укусила рыбу.

Рыба. Сестрица, ты кусаешься?

Змея. Солнце помутило мне голову.

Ведущий. Проплыли еще немного, змея опять укусила рыбу.

Рыба. Сестрица, что ты все кусаешь меня?

Змея. Такой уж у меня обычай.

Ведущий. Ничего не ответила рыба и нырнула в глубину моря. Захлебнулась змея и утонула.

После показа игры-драматизации мы с детьми проводим беседы, которые помогают им лучше разобраться в характерах героев произведений, оценить их действия и выразить свое отношение к происходящим событиям.

Мы должны обеспечить детям возможность контактировать и общаться со сверстниками, свободно обсуждать интересующие их вопросы, выражать собственное мнение, удовлетворять потребности в самовыражении, творчестве.

Большое значение в становлении коммуникативной функции речи имеет общение детей со сверстниками. Широкое поле детског7о общения представляет сюжетно-ролевая игра. Самостоятельная сюжетно-ролевая игра – это важнейшая сфера саморазвития детей, развития в них коммуникативной компетенции. Можно установить связь между речевыми умениями, формируемыми в процессе организованных игр - занятий, словесно-дидактических игр – занятий, словесно-дидактических игр парами и самостоятельными сюжетно-ролевыми играми.

В процессе коллективных игр-занятий и дидактических игр парами мы формируем у детей умение обозначать словом условные действия (словарь); формировать свои мысли, желания, переживания (фразовая речь); налаживать игровое и словесное взаимодействие (диалог). Эти речевые умения используются детьми в самостоятельных играх для словесного обозначения условных действий для развертывания ролевых диалогов, а также для налаживания реальных взаимоотношений.

Самодеятельная сюжетно-ролевая игра развивает умение ориентироваться в сфере человеческих отношений, способность координировать действия с другими людьми. Любая деятельность. Требуя определенных специфических для нее способностей, создает условия для их развития. Поэтому сюжетно-ролевая игра может стать эффективной сферой саморазвития коммуникативных способностей детей при условии обогащения их игрового опыта.

Самодеятельная игра является важной сферой саморазвития языковой способности. Установление взаимосвязи между организованным речевым воспитанием и сюжетно-ролевой игрой обогащает как саму игровую деятельность, так и речь.

Мы выстраиваем занятие в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом и педагогом на основе сопереживания, причем не только тем событиям, которые требуют сочувствия, и участия, но и радостным, веселым событиям. Содержание таких занятий-игр предусматривает формирование у детей знан6ий и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что и называется культурой общения.

Игру можно использовать как средство формирования способности к общению, и именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Публикации по теме:

«Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений» Воспитатель МБДОУ детский сад №99 Давыдова Любовь Николаевна Познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» Цель исследования: Содействовать лучшему.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством организации опытно-экспериментальной деятельности Особенности организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста Изучив опыт педагогов А. И. Савенкова.

Развитие познавательных процессов у детей среднего дошкольного возраста посредством художественно-творческой деятельности ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «Детский пульмонологический санаторий № 47 Департамента здравоохранения.

Формирование коммуникативно-речевой активности дошкольников посредством развивающей функции проектной деятельности (перспективный план по годовой задаче) На 2015-2016 учебный год в нашей группе запланирована работа над долгосрочным проектом «Развитие.

План занятий по формированию коммуникативно-речевой активности дошкольников средствами проектной деятельности перспективный план по годовой задаче: Формирование коммуникативно-речевой активности дошкольников через развивающие функции проектной деятельности.

Развитие коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической.

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие человеческого общества. «Ни искусство, ни мудрость, – утверждал Демокрит,.

Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений Оглавление Введение…. 3 Глава 1. Общая характеристика навыков самообслуживания детей младшего возраста в детском.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативно-речевой деятельности у детей дошкольного возраста посредством игр, упражнений, занятий
Опубликовано: 12 октября 2015 в 16:14
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие коммуникативно-речевой деятельности у детей дошкольного возраста посредством игр, упражнений, занятий» (включая файлы) размещена пользователем Алла Бордунова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД