Ирина Подойникова
Программа экспериментального проекта по познавательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
экспериментального проекта
по познавательной деятельности
МБДОУ «Крапивинский детский сад «Светлячок»
«Использование блоков Дьенеша как средство развития логико-математических представлений у дошкольников»
Срок исполнения работы:
Сентябрь 2022г. – август 2023г.
Принят на
педагогическом совете
№ 1 от. 08.2023 г.
Творческая группа:
Ишмуратова С. В,
Андреева А. В. ,
Подойникова И. М.
.
пгт. Крапивинский, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка
1.1. Актуальность …. 3
Публикация «Программа экспериментального проекта по познавательной деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2023
1.2. Творческая группа …. 3
1.3. Сроки исполнения работ …. 3
1.4. Цели … 3
1.5. Задачи … 4
1.6.
Методы и приемы организации познавательной деятельности …. 4
1.7. Ожидаемый результат …. 4
II. Содержание педагогической работы
2.1. Перспективное планирование работы с детьми … 5
2.2. Перспективное планирование работы с родителями … 6
2.3. Перспективное планирование работы с педагогами … 6
Методическое обеспечение … 8
Приложение …. 9
Уровень: ДОУ
База: МБДОУ «Крапивинский детский сад «Светлячок»
Экспертный объект Контрольный объект
МБДОУ «Крапивинский детский сад «Светлячок» Младшая группа
В МБДОУ «Крапивинский детский сад «Светлячок» с 01.09.2023г. началась экспериментальная работа по речевому развитию, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
I.Пояснительная записка
1.1. Актуальность
Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и основами информатики. Способствуют развитию у детей мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; логического мышления, творческих способностей и познавательных процессов : восприятие, память, внимание и воображение.
Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия: выкладывание по определенным правилам, перестроение, изучает основные сенсорные эталоны, такие как форма, размер, цвет, толщина. Благодаря этим играм дети узнают о свойствах предметов и их разнообразии (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красный и синий и т. д.).
Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики.
1.2. Творческая группа:
Ишмуратова Светлана Викторовна – старший воспитатель;
Андреева Анна Викторовна – воспитатель;
Подойникова Ирина Михайловна – воспитатель.
1.3. Сроки исполнения работ:
Сентябрь 2023 г. – август 2025г.
1.4. Цель: формирование у детей 4-5 лет элементарных математических представлений и познавательных способностей, развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка среднего дошкольного возраста, посредством использования блоков Дьенеша.
1.5. Задачи:
способствовать освоению детьми, различать и правильно называть основные геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
различать, называть фигуры по цвету;
устанавливать размерные отношения между фигурами;
соизмерять фигуры по толщине;
определять свойства фигур на ощупь;
обобщать фигуры по одному, двум, трём свойствам;
развивать логическое мышление, творческие способности;
1.6. Методы и приемы организации познавательной деятельности :
Подбор дидактических пособий, демонстрационного материала, методической литературы, книг по теме проекта. Создание развивающей среды.
Встреча с родителями: «Умные фигуры» Познакомить родителей со структурой игр с логическими блоками Дьенеша, её обучающими задачами, способами подачи детям.
Семейный–практикум «Игры с блоками Дьенеша и их роль в познавательной деятельности и развитии детей.»
1.7. Ожидаемый результат:
Дети различают и правильно называют основные геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
Различают и называют фигуры по цвету;
Устанавливают размерные отношения между фигурами;
Соизмеряют фигуры по толщине;
Определяют свойства фигур на ощупь;
Обобщают фигуры по одному, двум, трём свойствам;
Развивается логическое мышление, творческие способности;
II. Содержание педагогической работы
2.1 Перспективный план по работе с детьми
Месяц Название Цель
Сентябрь «Раздели фигуры» Познакомить детей с признаком предмета – размер. Развивать умение группировать фигуры по величине.
«Найди такой же» Продолжать развивать умение сравнивать предметы по величине. Учить соотносить величину предмета с движением. Содействовать развитию внимания.
«Найди фигуру»
Продолжать развивать умение сравнивать предметы по величине. Понимать слова «разные», «одинаковые».
«Дорожки» Продолжать развивать умение сравнивать предметы по величине. Понимать слова «разные», «одинаковые».
Октябрь «Разноцветные странички» Познакомить детей с признаком предмета – цвет (красный, жёлтый, синий). Учить детей группировать фигуры по цвету.
«Заселим домики» Продолжать знакомить детей с цветом. Учить классифицировать предметы по цвету. Содействовать развитию внимания.
«Мышки – норушки» Продолжать знакомить детей с цветом. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, выбирать предметы определенного цвета без опоры на наглядность.
«Второй ряд» Продолжать развивать умение сравнивать предметы по цвету, понимать слова «разные», «одинаковые». Развивать пространственные представления.
Ноябрь «Домино» Продолжать развивать умение сравнивать предметы по цвету, понимать слова «разные», «одинаковые».
«Соберём урожай» Развивать
умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и величине).
«За грибами» Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и величине). Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые».
«Найди фигуру»
Продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (цвету и величине). Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые».
Декабрь «Раздели фигуры» Познакомить детей со свойством предмета – форма (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Развивать умение группировать предметы по форме.
«Кулинары» Продолжать знакомить детей с формой. Развивать умение сравнивать и обобщать предметы по форме.
«Второй ряд» Продолжать развивать умение сравнивать предметы по форме. Развивать пространственные представления.
Игра-путешествие «Новый год в городе Волшебных фигур» Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по цвету, форме и величине. Развивать внимание. Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь.
Январь «Бусы в подарок кукле» Продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (форме и цвету).
«Раздели фигуры» Продолжать развивать умение выявлять свойства предметов (цвет, форма). Подводить детей к пониманию отрицания свойств.
«Чудесный мешочек» Развивать умение выявлять свойства предметов (форма, величина) на ощупь.
«Кто быстрее соберёт» Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (форме и величине).
Февраль «Рыбалка» Познакомить детей со свойством предметов – толщиной. Учить понимать слова толстый — тонкий. Развивать умение группировать предметы по толщине.
«Домино» Развивать умение сравнивать предметы по толщине.
«Поручения» Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и толщине).
«Найди фигуру» Продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам. Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые».
Март «Парные картинки» Познакомить детей с символами свойств, развивать зрительную память.
«Все в ряд» Продолжать знакомить детей с символами свойств, учить выбирать фигуры в соответствии с символами свойств. Развивать внимание.
Игра-путешествие «В гостях у сказки Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам. Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые». Развивать внимание. Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь.
«Магазин» Развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (величина, цвет, опираясь на карточки – схемы.
Апрель «Строители» Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать фигуры по двум свойствам (форма, величина, опираясь на карточки – схемы.
«Кондитерская фабрика» Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (форма, толщина, опираясь на карточки – схемы свойств.
«Садовники» Продолжать развивать умение выделять свойства предметов, обобщать предметы по трём свойствам (цвет, форма, величина, опираясь на карточки — схемы свойств.
«Кто быстрее соберёт» Продолжать развивать умение выделять свойства предметов, обобщать предметы по трём свойствам (величина, толщина, цвет, опираясь на карточки – схемы свойств.
Май Игра-путешествие «В гости к мишке» Выявить уровень умения: сравнивать и обобщать предметы по трём свойствам; читать схемы, обозначающие свойства предметов (величина, цвет, форма, толщина).
2.2. Перспективный план по работе с родителями
Сентябрь
Семинар-практикум для родителей ДОУ «Занимательные игры с блоками Дьенеша для детей дошкольного возраста»
Октябрь
Консультация на тему: «Маленькие Логики».
Ноябрь
Оформить наглядный материал для родителей.
Декабрь
Папка – передвижка «Мир цветной математики в блоках Дьенеша»
Январь
Игровой тренинг с родителями «Блоки Дьенеша. Играем дома!»
Февраль
Памятка для родителей: «Играем от души – играем дома»
Март
Презентация для родителей на тему: ««Использование блоков Дьенеша в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста».
Апрель
«Фантазируем и зарисовываем» Изготовление картотеки рисунков для работы с блоками Дьенеша
Май
Просмотр видео на собрании «Наши достижения в математике».
2.3. Перспективное планирование работы с педагогами
Октябрь: Открытое занятие на тему: «Первое знакомство с блоками Дьенеша»
Ноябрь: Мастер – класс на тему: «Изучение вопроса».
Январь: Консультация: «Использование логических блоков Дьенеша в работе с детьми».
Март: Консультация: «Блоки Дьенеша, как средство развития логического мышления у дошкольников»
Апрель: Открытое занятие на тему: «Волшебный мир логики» для детей младшей группы с блоками Дьенеша «Потерянные бусы»»
Май: Мастер – класс на тему: «Логические блоки Дьенеша в развитии интеллектуальных способностей дошкольников»
Литература:
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. П. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, от 17 октября 2013 г. N 1155 г.
3. «Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от 3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург.
4. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б. Б. Финкельштейн. Санкт-Петербург. ООО «Корвет» 2001 год).
Электронные ресурсы
5. Дидактические игры-занятия в ДОУ (Младший возраст) : практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ: [метод. пособие]/авт. -сост. Е. Н. Панова. - Сер. Младший возраст – Воронеж, 2006 [Электронный ресурс]
7. Консультация для воспитателей. Дидактические игры с блоками Дьенеша как одна из форм развития общих способностей дошкольников [Электронный ресурс]/
8. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. Издание 2-е, исправленное и дополненное, Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2002. [Электронный ресурс]/https://gigabaza.ru/doc/79722-pall.html
9. Система Дьенеша Электронный ресурс /https://mama.neolove.ru/early_childhood_education/system_denesha/sistema_djenesha.html
10. Швайка Т. С. Блоки Дьенеша, как средство формирования предпосылок учебной деятельности Электронный ресурс /https://igra-doschkolnik.blogspot.ru/2015/10/blog-post.html