Эльмира Юмаева
Программа «Волшебная акварель» по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программа «Волшебная акварель»
по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Составила : Юмаева. Э. Ф.
г. Каменка, Пензенская область
Пояснительная записка.
«Каждый ребенок – художник. Трудность в том,
чтобы остаться художником, выйдя из
детского возраста».
Пабло Пикассо.
Публикация «Программа „Волшебная акварель“ по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Все дети в дошкольном возрасте с удовольствием рисуют. Начинают рисовать, когда еще не умеют говорить. Они получают сведения об окружающем мире, учатся различать добро и зло, делают первые шаги навстречу искусству. Данная программа направлена на формирование изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе использования разнообразного изобразительного материала. Для работы с детьми применяются новые изобразительные приемы.
Изобразительная деятельность для дошкольника интересна и увлекательна. Она развивает не только творческие способности, но и важные психические функции : память, речь, мышление, воображение и фантазию.
Программа предусматривает систему различных художественных занятий, в результате которых ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для воплощения.
Цель программы : помочь детям старшего дошкольного возраста реализовать себя как творческая личность, используя нетрадиционные приемы и технологии изображения, учитывая интересы, способности, возможности каждого ребенка.
Задачи программы
1. Развивать творческие способности:
- формировать сенсорные способности;
- развивать восприятие, представление, воображение;
- развивать способность самостоятельно преобразовывать, вносить свой замысел в изображение.
2. Развивать познавательную активность:
- развивать стремление к овладению различными способами действия;
- развивать интерес детей к работе с репродукциями картин, иллюстрациями.
3. Воспитывать культуру изобразительной деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Для осуществления целей и задач программы в детском саду создана предметная среда:
-наборы кистей разного размера на каждого ребенка,
-наборы бумаги разного формата, разной фактуры,
-наборы акварельной краски, гуаши,
-наборы на каждого ребенка различного изобразительного материала,
-мольберты,
-наборы вспомогательного материала для изобразительной деятельности,
-наборы репродукций разного изобразительного жанра/портрет, пейзаж, натюрморт, жанровая живопись.
- наборы предметов народно-прикладного искусства,
-скульптура малой формы,
-иллюстративный материал по лепке, аппликации, архитектуре, рисованию, декоративному рисованию, временам года,
-материал и оборудование для ручного труда/дизайнеровской деятельности/.
Содержание курса и методика
Программа включает в себя систему занятий по рисованию с использованием различных техник, способов изображения : монотипие, рисование на мокрой бумаге, граттаж, рисование ладошкой, рисование восковыми и масляными карандашами, акварельными, гуашевыми красками, рисование пластилином.
Срок реализации: 2 года.
Возраст детей 5-7 лет
Количество детей :15 человек.
Количество часов в неделю : 1час.
Содержание и формы работы:
- занятия рисованием;
- рассматривание альбомов, иллюстраций, репродукций, изделий народно-прикладного творчества;
- подготовка материалов для рисования;
- проведение выставок для сверстников, родителей;
- коллективные работы детей;
- посещение выставок городской художественной школы;
- наблюдения в природе, беседы о красках природы;
- рисование с натуры на природе;
- участие в оформлении музея эстетики;
- участие в оформлении зала, групповых помещений к праздникам, развлечениям, утренникам;
- участие в викторинах, фестивалях художественной направленности.
Условия реализации программы :
- эффективное использование имеющейся предметной среды, средств изображения;
- привлечение родителей к совместным работам, к пополнению средств изображения;
- личностно-ориентированный подход к ребенку;
- творческий поиск педагога (добавление других тем, изменение содержания);
- обязательное поощрение ребенка, независимо от результата;
- контролируемость программы, продуманность способов проверки реально полученных результатов.
Место проведения занятий:
кабинет для изобразительной деятельности, территория детского сада, выставочный зал художественной школы, музыкальный зал, групповые помещения детского сада.
Учебно-тематический план
Первый год обучения.
№п. п. Тема занятия Количество часов
всего теория практика
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. Гуашевое волшебство
Чудеса монотипии
Путешествие волшебной капли
Акварель
Рисование масляными и восковыми карандашами
Чудеса с флуоресцентными карандашами
Бархатистая гуашь
Акварель 3
2
3
4
2
4
4
14
1
4 3
2
3
3
2
4
4
10
ИТОГО: 36 5 31
Основная часть
Тема 1 «Гуашевое волшебство»
Практика:
- «Лебедь по морю плывет» (рисование гуашевыми красками- отпечаток ладони добавляется сюжетным рисунком).
- «Белочки подружки» (рисование гуашевыми красками- отпечаток ладони добавляется сюжетным рисунком).
- «Злючки-кусачки» (рисование гуашевыми красками- отпечаток ладони добавляется сюжетным рисунком).
Тема 2 «Чудеса монотипии»
Практика:
- «Учимся рисовать со стекла» (дорисовывание оттиска со стекла, на котором нанесены краски)
- «Красавица – бабочка», «Ночной мотылек»(нанесение красок на лист и складывание его пополам, допускается дорисовавание сюжета).
Тема 3 «Путешествие волшебной капли»
Практика:
- «Учимся рисовать по влажной бумаге: морской пейзаж, рассвет, закат, цветочный лужок». (3)
Тема 4 «Акварель»
Теория:
- «Рассматриваем работы художников», «Поход на художественную выставку».
Практика:
- «Рисуем акварелью» (рисование на влажной бумаге акварелью разными способами) (3).
Тема 5 «Рисование масляными и восковыми карандашами»
Практика:
- «Что созрело в огороде» (рисование масляными карандашами сюжета, затем свободные места на рисунке покрываются акварельными красками).
- «Грибы на лесной поляне» (рисование восковыми карандашами сюжета, затем свободные места на рисунке покрываются акварельными красками).
Тема 6 «Чудеса с флуоресцентными карандашами»
Практика: (все темы- обучение техники рисования контуров, раскрашивания флуоресцентными карандашами и затем нанесение акварельной краски).
- «Золотая рыбка»
- «Красавица осень» (другие времена года).
- «Кошачья семейка» (создание меховой поверхности кошки)
- «Создаем салфетки»(рисование на белой ткани).
Тема 7 «Бархатистая гуашь»
Практика:
- «Создание пейзажа» (рисование на цветном листе, колеровка листа, использование простого карандаша для изображения сюжета(2)
- «Ваза с цветами» (рисование на цветном листе, колеровка листа, использование простого карандаша для изображения сюжета) (2)
Тема 8 «Акварель»
Теория:
- рассматривание иллюстраций художников;
- наблюдения и беседы на природе;
- совместный поход с родителями на художественную выставку;
- работа с экспозициями для музея эстетики.
Практика:
- «Русская игрушка» (рисование изделий народно-прикладного творчества);
- «Цветы на подносе» (рисование хохломской и жостовской росписью);
- «О чем можно рассказать в рисунке?» (самостоятельное творчество с использованием разных изобразительных способов);
- «Времена года» (рисование пейзажей по впечатлениям от увиденных картин художников(2);
- «Улица города» (самостоятельная работа по памяти);
- «Создай узор» (2) (рисование на бумаге разной формы, разного цвета);
- «Мой любимый детский сад»(коллективная композиция);
- «Моя семья» (рисование карандашами).
Контроль: оформление передвижной вставки работ для просмотра в группах;
обновление выставки детских работ в холлах детского сада.
Ожидаемые результаты первого года обучения:
- дети умеют использовать для изображения сюжета гуашь, акварель, восковые, масляные, флуоресцентные карандашами;
- дети знают способы изображения на мокрой бумаге, как использовать прием монотипии;
- дети знают известных художников, названия их картин;
- дети умеют работать коллективно, с партнером.
Учебно-тематический план
Второй год обучения.
№п. п. Тема занятия Количество часов
всего теория практика
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. Карандаши и акварель
Рисуем на цветной бумаге
Рисование пластилином
Рисование витражными красками
Акварель и витраж.
«Мы импрессионисты»- рисование пейзажей.
Очень яркий натюрморт
«Настоящее волшебство»- творческие работы 2
2
4
4
2
6
2
14
1
1
4 2
2
3
3
2
6
2
10
ИТОГО: 36 6 30
Основная часть
Тема 1 «Карандаши и акварель»
Практика: (рисование контура сюжета разными карандашами и раскрашивание акварелью)
- «Жар-птица» ;
- «Старинная постройка-терем».
Тема 2 «Рисуем на цветной бумаге»
Практика: (рисование на цветной бумаге с рельефной текстурой)
- «Кактус»;
- «Нарисуй, что хочешь про осень».
Тема 3 «Рисование пластилином»
Теория:
- показ способов изображения, рассматривание иллюстраций, подготовка пластилина к рисованию.
Практика:
- «Волшебная птица» (рисование карандашами сюжета, закрашивание его пластилином, свободные места закрашиваются гуашью);
- «Снегурочка» (рисование карандашами сюжета, закрашивание его пластилином, свободные места закрашиваются гуашью);
- «Дымковская игрушка» (рисование карандашами сюжета, закрашивание его пластилином, свободные места закрашиваются гуашью);
.
Тема 4 «Рисование витражными красками»
Теория:
- показ способов изображения, рассматривание иллюстраций, подготовка к рисованию.
Практика:
- «Рыбка на стекле» (рисование витража на пленке);
- «Петушок –золотой гребешок» (рисование витража на стекле);
- подарочные витражи в рамке- творческие композиции (самостоятельная работа).
Тема 5 «Акварель и витраж»
Практика:
- «Березы, освещенные солнцем» (контурный рисунок на листе, заполнение формы акварелью);
- «Дружки» (контурный рисунок на листе, заполнение формы акварелью);
Тема 6 «Мы импрессионисты» - рисование пейзажей.
Практика:
- «Весенний денек» (рисование акварелью на мокрой бумаге с первоначальным рисованием карандашом контура композиции);
- «Спокойствие в горах»(рисование гуашью на мокрой бумаге);
- «Горная речка»(рисование витражными красками и контуром);
- «Яркий лужок»(рисование на ткани);
- «Цветущий месяц май»(коллективная работа, рисование платилином);
- самостоятельная творческая работа.
Тема 7 «Очень яркий натюрморт»
Практика:
- «Фрукты в вазе» (рисование в технике «аля - прима» флуоресцентными красками);
- «Цветет сирень» (рисование в технике «аля -прима» флуоресцентными красками);
Тема 8 «Настоящее волшебство»
Теория:
- посещение выставки городской школы искусств;
- рассматривание иллюстраций, репродукций картин разных жанров;
- оформление выставки детских работ;
- наблюдения, беседы во время прогулок, экскурсий (цветовая гамма окружающей природы).
Практика:
- рисование на темы народно-прикладного искусства;
- рисование сказочного сюжета;
- рисование пейзажа;
- рисование натюрморта;
- рисование пластилином;
- рисование на выбор по разной бумаге;
- рисование иллюстраций к русским народным сказкам- художники-иллюстраторы (2);
- «Мой любимый город» с использованием разной техники изображения (2).
Контроль:
- оформление передвижной выставки работ членов кружка;
- художественная викторина «Разговор с художником».
Ожидаемые результаты второго года обучения:
- дети умеют использовать различные изобразительные материалов в одной работе, умеют подбирать технику изображения к сюжету;
- дети знают жанры живописи, названия известных картин и их авторов;
- дети владеют навыком передачи цветовой гаммы в своей работе в соответствии с оригиналом (картины или окружающей природы).
Используемая литература
С. К. Кожохина, Е. А. Панова «Сделаем жизнь наших малышей ярче» ООО «ПринтМастер – Ярославль» 2007г.
«Встречи с прекрасным» методические рекомендации ИПК и ПРО г. Пенза, 1992г.
Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» М. : Гуманит. изд. центр Владос,2000.
Н. И. Бедник «Цветы на подносе» изд. «Художник РСФСР», 1986.
В. Соловьев «Золотая книга русской культуры» М. : Белый город,2007
Рабочие тетради по основам декоративно-прикладного искусства «Дымковская игрушка», «Филимоновские свистульки», «Хохломская роспись», «Жостовский букет», «Цветочные узоры Полхов-Майдана», «Сказочная гжель», «Городецкая роспись».
Альбомы для рассматривания «Народные промыслы России», 1984г., 1986г., 1989г.