Ирина Волкова
Программа обучения детей 2–3 лет нетрадиционным приемам изобразительной деятельности «Волшебная акварель»
▼ Скачать + Заказать документы
«Волшебная акварель»
кружок
дополнительная образовательная
программа работы с детьми
2-3 лет
(срок обучения 7 месяцев)
Ответственный за реализацию: Сироткина Ирина Сергеевна
Нижний Новгород
Занятия по дополнительным
образовательным
программам
проводятся 2 раза в неделю
8 занятий в месяц
Длительность занятий
10 минут
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Задачи художественно- творческого развития детей 2 - 3 лет
3. Педагогическая диагностика
Публикация «Программа обучения детей 2–3 лет нетрадиционным приемам изобразительной деятельности „Волшебная акварель“» размещена в разделах
4. Учебный план
5. Список литературы
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И. А., которая дополняет основную образовательную программу «Детство» по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в разделе по формированию художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности. Программа направлена на художественно-эстетическое воспитание детей, прежде всего на знакомство с различными видами искусства. Она помогает детям научиться различать реальный и фантазийный мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства, развивать специфические умения во всех видах продуктивной деятельности, создавать образы реальной действительности, свободно, самостоятельно и разнопланово экспериментировать с художественным материалом и техникой.
Цель программы : - ознакомление детей со способами нестандартного рисования;
- развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения
средствами нетрадиционного рисования.
Задачи программы :
1. Развивающие:
- развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций.
Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание
цветов;
- развивать творческие способности детей;
- подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и
явлений окружающей деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
- воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Обучающие :
- обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с
использованием различных материалов;
- знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить
понимать выразительные средства искусства;
- учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического
искусства, окружающих предметов;
- формировать умение оценивать созданные изображения.
Программа составлена для детей 2 - 3 лет.
Занятия кружка отличаются от занятий, запланированных программой детского сада,
но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют
знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.
В основе программы лежат следующие педагогические принципы:
• систематичности и последовательности (знания преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал);
• наглядности (познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении);
• доступности (познание происходит от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному);
• личностно-ориентированного подхода (знания подаются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей);
• связи теории с практикой (знания полученные детьми из книг и бесед подтверждаются практикой, применяются в играх и повседневной жизни);
• сознательности и активности (максимально часто используется вопрос «Почему?», чтобы научить детей активно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи).
• творчества и самостоятельности (не делать то, что дети могут сделать самостоятельно, не сдерживать инициативы).
• вариативности (предполагает использование различных технологий экологического развития дошкольников в зависимости от задач образовательного процесса, предпочтений детей, особенностей развивающей среды, желания родителей и т. д.
• экологической воспитанности: выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость, интерес к природным объектам, стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, создавать необходимые для их жизни условия.
• единства с семьей предполагает соблюдение единых требований ДОУ и семьи в вопросах художественно – эстетического развития и экологической подготовленности дошкольника.
Формы организации ООД: подгрупповая, индивидуальная.
Методы используемые в ходе образовательной деятельности :
• наглядные;
• словесные;
• практические;
• репродуктивный (воспроизводящий);
• иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
• проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
• эвристический (проблема формируется детьми, ими и предлагается способ её решения).
Приемы : беседа, рассказ воспитателя, использование художественного слова, объяснение, интерактивные игры, упражнения, наблюдение, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения с использованием.
Оборудование: наборы для рисования и для лепки.
Программа рассчитана на детей 2- 3 года
Срок реализации программы – 1 год.
Образовательная деятельность проводится с детьми по подгруппам один раз в неделю. Одно занятие по рисованию, одно – по аппликации, которые чередуются. Продолжительность занятий составляет: 2 – 3 года – 10 минут, 3-4 года – 15 минут,
Ожидаемый результат: у детей развиваются специфические художественно-творческие способности, самостоятельность в выборе темы, замысла, материала и средств художественной выразительности. В ходе обучения дети должны свободно ориентироваться в получении новых цветов и оттенков. Владеть навыками срисовывания. Владеть первичными навыками дизайнерского искусства. Свободно ориентироваться в жанрах живописи. А так же получать эмоциональное удовлетворение от занятий в изостудии.
Способы проверки ожидаемых результатов
Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае) по методике «Портрет» (авторы Казакова Т. Г., Лыкова И. А.). Методика представляет собой наблюдение за творческой деятельностью детей. Все данные вносятся в таблицу и определяются по характеристикам.
Характеристика уровней:
в - высокий, ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные – тематически и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности нетрадиционных художественных техник, сформирован интерес к творческой деятельности. Ребенок имеет практические умения, свободно владеет нетрадиционными техниками, высказывает эстетические суждения и оценки.
с - средний, ребенок пытается создать художественные образы, используя разные средства выразительности. Отдельные средства художественной выразительности (цвет, колорит, формообразование, композиции фактура) и практические навыки не сформированы (не достаточно самостоятелен при выборе техники рисования). Иногда испытывает затруднения в тематических и жанровых решениях, эстетических суждениях и оценках.
н - низкий, ребенок не может создать художественный образ. Не владеет основными средствами выразительности нетрадиционных художественных техник. Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыками.
№ п/п
Ф. И. ребенка 1. 2. 3. 4.
1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 1 2 3 итог:
1
высокий уровень - в
средний уровень - с
низкий уровень - н
Формой подведения итогов являются:
1. Изготовление коллективных композиций из природного материала.
2. Оформление выставок по тематическим блокам.
3. Рисунки на асфальте.
4. Создание мастерской юных художников.
Задачи художественно-творческого развития детей 2-3 лет
• Поддерживать интерес детей к народному и декоративному искусству (дымковская, филимоновская, богородская игрушка, семёновская или полхов-майданская матрёшка, знакомить с произведениями разных видов изобразительного искусства (живопись, натюрморт, книжная графика); поощрять интерес детей к изобразительной деятельности.
• Расширять тематику детских работ в согласовании с содержанием раздела «Познавательное развитие»; поддерживать желание изображать знакомые бытовые и природные объекты (посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные, а также явления природы (дождь, снегопад) и яркие события общественной жизни (праздники); учить самостоятельно находить простые сюжеты в окружающей жизни, художественной литературе; помогать выбирать сюжет коллективной работы.
• Обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки, книги и т. п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект.
• Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
• Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.
• Развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках (изображать солнце, цветок, птичку в рисунке).
• Сочетать различные техники изобразительной деятельности (графика, живопись,) (например, сюжеты «Наш огород», «Наш аквариум»).
• Поддерживать интерес к содержанию новых слов: «художник», «музей», «выставка», «картина», «скульптура» и пр. ;
• Проводить коллективные работы («Золотая осень», «Цветные зонтики», «Муха-Цокотуха», учить согласовывать свои действия с действиями других детей (под руководством взрослого).
• Консультировать родителей на тему того, как организовать дома изобразительную деятельность ребенка.
• Проявлять уважение к художественным интересам и работам ребенка, бережно относиться к результатам его творческой деятельности.
• Создавать условия для самостоятельного художественного творчества.
• В дидактических играх с художественным содержанием учить различать цветовые контрасты; предлагать размещать цвета по степени интенсивности (до 5 светлотных оттенков, по порядку размещения цветов в радуге, на цветовой модели (спектральный круг, соблюдая переходы от одного цвета к другому.
• Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами, изобразительными техниками, учить детей создавать с натуры или по представлению образы и простые сюжеты, передавая основные признаки изображаемых объектов, их структуру и цвет; помогать воспринимать и более точно передавать форму объектов через обрисовывающий жест; учить координировать движения рисующей руки (широкие движения при рисовании на большом пространстве бумажного листа, мелкие - для прорисовывания деталей, ритмичные - для рисования узоров); варьировать формы, создавать многофигурные композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических форм.