Людмила Торопова
Программа «В здоровом теле-здоровый дух»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа спортивно-оздоровительного направления
«В здоровом теле - здоровый дух»
Возраст учащихся: 6 – 10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель:
Торопова Людмила Викторовна
педагог дополнительного образования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современных условиях проблема сохранения здоровья учащихся чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Публикация «Программа „В здоровом теле-здоровый дух“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Главное – приобщить учащихся к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию. С поступлением ребёнка в школу его двигательный режим значительно меняется, возрастает объём статической нагрузки, а это ведёт к увеличению функциональных нарушений осанки детей, к переутомлениям, физическим перегрузкам. Вот поэтому важно, чтобы был создан стойкий барьер отклонениям опорно-двигательного аппарата у учащихся. Для этого необходимо использовать различные формы физического воспитания, в том числе спортивные и подвижные игры. Особое значение для всестороннего воспитания придаётся игровой деятельности, в процессе которой учащейся активно познаёт окружающую действительность и овладевает общественным опытом, нормами поведения, общечеловеческими ценностями.
Для учащихся чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами – бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем, без которых нельзя активно участвовать в подвижных играх, а в дальнейшем успешно заниматься спортом.
Усвоение учащимися навыков этих движений, овладение правильными способами их выполнения обогащает двигательный опыт, необходимый в игровой деятельности, разнообразных жизненных ситуациях, труде и быту. В процессе игры учащиеся начинают познавать окружающий мир и всесторонне развиваться:
физическое развитие – это общая моторика, моторика рук, координация движений и сохранение равновесия;
развитие мышления – способность рассуждать, искать решение поставленной перед ним задачи, развивается память;
развитие речи – образное мышление, словарный запас;
психическое развитие – осознание своего «я», появляется уверенность в себе и повышается самооценка;
эмоциональное развитие – умение контролировать свои эмоции;
развитие навыков общения – социальное взаимодействие, развиваются навыки жизни в коллективе.
Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение. В процессе игры у учащегося формируются и совершенствуются основные двигательные качества – быстрота, координация движений, ловкость, сила и выносливость. Участие в игре вырабатывает стойкий характер и воспитывает такие качества, как целеустремлённость, выдержка, самообладание, дисциплинированность, коллективизм. Особое внимание во время проведения игр уделяется внимание выработке у учащихся положительных эмоций.
Методическое обеспечение программы является традиционным, учтены нормативные требования по физической подготовке. Программа рассчитана на 1 года обучения.
НОВИЗНА ПРОГРАММЫ
Программа «В здоровом теле - здоровый дух» направленна на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников. Является модифицированной. Работа по спортивно-оздоровительному направлению проводиться комплексно, что позволит учащимся усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье. Программа по своей структуре универсальна и может изменяться в зависимости от социально-экономических и географических условий, отдавая приоритет какой-либо из ниже перечисленных задач.
Программа представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся. Программа направлена на укрепление здоровья детей и формирование личности с набором ключевых компетентностей гражданско-правовой, коммуникативной, информационной, спортивно-оздоровительной сферах.
В программу входят игры разного направления: подвижные игры, спортивные, игры на внимание, развитие основных двигательных качеств – быстроты, координаций движений, ловкости, силы и выносливости, бессюжетные игры, игры-забавы, а так же игры, предложенные самими учащимися.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны учащихся и их родителей на программы физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной направленности, развития физических и морально-волевых качеств. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т. к. при ее реализации, каждый учащийся формирует свои личностные качества, такие как: воля, характер, воспитание коллективизма, физическое развитие.
Правильно выбранные формы, методы и средства образовательной деятельности показали свою результативность в соревнованиях различного уровня.
Эффективным для развития учащихся является такое введение практического и теоретического материала, который был бы вызван требованиями практики. Учащиеся должны сами уметь формулировать задачи, находить пути их решения. Новые знания теории помогут им в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус и ведет к более глубокому её усвоению.
Обеспечивается эмоциональное благополучие ребенка. Идет приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям. Учащейся получает не только физическое, но духовное и интеллектуальное развитие. И что особенно важно, - происходит создание условий для социального, культурного. При систематических занятиях ведется работа не только с учащимися, но и с их родителями, всей семьей.
Социальная значимость занятий проявляется и в воздействии на качество трудовой деятельности, общественные отношения, сферу потребления, организацию досуга, содержание образования.
Имея высокое прикладное значение, программа позволяет тем, кто ей занимается, легко и быстро овладевать приёмами общения в коллективе и обществе, добиваться высоких результатов. Таким образом, предлагаемую образовательную программу можно рассматривать как средство формирования физической и духовной гармонии и удовлетворения запросов, как отдельных людей, так и общества в целом.
Данная программа строится на основных принципах обучения:
• взаимодействия;
• учета индивидуальных и возрастных особенностей;
• преемственности, равноправия и сотрудничества;
• самостоятельности;
• ответственности;
• коллективности;
• доступность
• результативность.
ЦЕЛЬ:
Создание оптимальных условий для физического и психического развития, самореализации, укрепления здоровья и формирования позитивных жизненных ценностей учащихся посредством игры.
ЗАДАЧИ:
1. Оздоровительные :
- укрепление физического здоровья приобщение ребёнка к здоровому образу жизни
2. Развивающие:
- развитие основных видов как: координация, гибкость, силу, быстрота движений, ловкость, общая физическая выносливость
- приобретение и закрепление навыков работы в разных условиях
- развитие духовных и физических качеств, а также раскрытие их способностей и дарований
- развитие творческой инициативы, профессионального самоопределения, трудовых навыков
- развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания
3. Воспитательные:
- построение отношений в коллективе на принципах равноправия и взаимоуважения
- формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма
4. Здоровье сохраняющие :
- умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха
- закрепление потребности к регулярным занятиям.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Как подчеркивает само наименование, эта особенность обязывает последовательно изменять доминирующую направленность процесса спортивно-оздоровительного воспитания в различных его стадиях сообразно тенденциям возрастного развития. Речь идет о том, чтобы с учетом, изменений свойств организма, целесообразно воздействовать на них в направлении оптимизации возрастной динамики индивидуальных возможностей, качеств, способностей.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы составляет 6-10 лет, без ограничения половой принадлежности.
В этом возрасте дети очень энергичны и подвижны, начинается формирование мышления, настроение подвержено колебаниям; чувствительны к обидам и критике, хотят иметь много друзей, но и хотят иметь одного лучшего друга своего пола; часто ругаются и спорят со сверстниками; уважают учителей, их мнение ценят выше, чем мнения родителей.
У детей в данном возрасте воспитывается чувство коллективизма и уважения к старшим. Чётко выраженного лидерства в данном возрасте нет, все дети практически равны, за исключением индивидуальных способностей и физического развития каждого ребёнка, поэтому форма занятий данной категории детей смешена, групповая, они рассчитаны на детей данного возраста со щадящей нагрузкой.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
• Программа рассчитана на изучение, закрепление, совершенствование полученных навыков и расширенное освоение материала предоставленного в данной программе, в течение 1 года обучения.
• Помимо того, что другие программы, как правило, заканчивают своё обучение в конце учебного года, данную программу можно продолжить, стоит лишь заменить виды игр на более старший возраст учащихся.
• Учебный план данной программы, составлен исходя из местных условий, и рассчитан согласно Уставу ЦТДМ.
Освоение материала в основном происходит в процессе практической деятельности. Так, в работе над освоением базовой техники физических упражнений, учащиеся должны добиваться четкого исполнения движений. Необходимо уметь применять полученные знания в практической деятельности (делать зарядку, в соревновательной практике).
Прохождение каждой новой практической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем. Такие методические приемы, как «за бегание вперед», «возвращение к пройденному» придают объемность «линейному», последовательному освоению материала в данной программе.
Учащийся должен не только грамотно и четко применять полученные знания в соревновательной практике, но и осознавать саму логику их следования. Нельзя необдуманно применять то или иное техническое действие на соревнованиях, отработанное на тренировочном занятии. Все зависит от конкретной ситуации в данный момент.
Во время занятий осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники выполнения упражнений и движений.
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
• по охвату детей, участвующих в занятии – групповые.
• по особенностям коммуникативного взаимодействия тренера и учащегося – теоретические и практические занятия, выступления на соревнованиях различного уровня, участие в спортивно-массовых мероприятиях и спортивных праздниках, конкурсах.
• по дидактической цели – вводное занятие, занятие по совершенствованию теоретической подготовленности, практические занятия, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Учебно-тренировочные занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части. Так на начальном этапе (первая четверть, больше внимания уделяется теоретической и общефизической подготовленности. На последующих этапах больший % объема урока уходит в сторону увеличения на такие разделы, как: практическая часть. Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Занятия могут, проводятся как в зале, так и на улице (если позволяют погодные условия).
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Организация учебно-тренировочного процесса с учащимися ведется в течение всего календарного года. Учебно-тренировочные занятия проводятся в соответствии с годовым учебным планом, рассчитанным на 36 недель учебно-тренировочных занятий.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
Метод речевого воздействия:
- посредством слова сообщают знания;
- объяснительный рассказ, беседа, обсуждение;
- инструктирование (точное, емкое объяснение при постановке заданий);
- указание и команды;
- сопроводительные пояснения и замечания (лаконичные направляющие комментарии; одобряющие или не одобряющие высказывания по ходу выполнения заданий – непосредственно во время тренировки);
- оценочные суждения (оценка выполнения заданий с пояснением ошибок, если они допущены, причин удач и неудач).
Наглядность:
- показ двигательных действий, предоставляющих собой предмет изучения;
- введение в обстановку действия наглядных ориентиров (мячи, флажки, мишени, скакалки, гимнастические палки);
- использование тренажеров.
Игровой метод:
- импровизация действий в игре и в связи с этим широкие возможности, для проявления самостоятельности, инициативности, находчивости и других, связанных с ними личностных качеств;
- используется во время спортивных игр, эстафет;
- позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость (координационно-двигательные и связанные с ними способности, быстрота ориентировки, находчивости, самостоятельности, инициативность;
- воспитывает чувство коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.
Соревновательный метод:
- способ стимулирования интереса и активизации деятельности при выполнении отдельных упражнений;
- особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма;
- воспитание физических волевых и моральных качеств, совершенствование умений, навыков, формирование способности рационально использовать их в усложненных условиях.
Методы обучения технике движения:
а) расчлененный – движение разучивается по частям, если оно сложное;
б) целостный – имитация – упражнение, выполняемое в упрощенных условиях без усилий, целостное выполнение в упрощенных условиях (например, выполнение уголка со снятой обувью, целостное, выполнение в стандартных условиях, целостное, выполнение в усложненных условиях (с дополнительным грузом).
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ.
Методика развития силы:
Методика развития силы предполагает сознательное и активное воздействие на организм с целью совершенствование его анатомических, физиологических, психологических свойств с помощью специально подобранных упражнений. Они представляют собой дозированные по степени сложности и координации, объему и интенсивности разнохарактерные движения.
Методика развития прыгучести:
1. Работа со скакалкой. Работа в парах, в группах.
2. Прыжки с мячами.
3. Работа со степ-платформой, скамейками.
Методика развития гибкости:
Гибкость – это способность выполнять упражнение с максимальной амплитудой. Гибкость развивается после разминки в сочетании с силовыми упражнениями.
Методика развития быстроты:
Это умение производить определенную работу в кратчайшее время. Упражнения для развития быстроты: прыжки и бег с ускорениями, подвижные игры и эстафеты.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Данная программа рассчитана на всестороннее развитие, так как учащиеся ВСК «Баграм» на протяжении всего периода занятий получают разнообразную подготовку: строевую, изучают и применяют правила спортивных игр (мини-футбол, баскетбол, волейбол, настольный теннис, шахматы, повышают уровень своей общефизической подготовки и всё это под присмотром инструкторов.
Занятия строятся на принципе от простого к сложному, в зависимости от возраста, чем старше, тем сложнее. На основании этого у учащихся возникает желание достичь большего, так как он осознает значимость полученных знаний, навыков и умений которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.
Игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Под «структурой» здесь подразумевается относительно постоянный порядок построения каждого отдельного занятия, который выражается в закономерной последовательности взаимосвязанности и субординации его составляющих: частей, компонентов, разделов.
Основные формы занятий являются своего рода трехкомпонентной конструкцией, в которой более или менее явно выражены три структурные части. Чаще всего их называют:
• подготовительной (вводной, вводно-подготовительной или просто разминкой);
• основной;
• заключительной.
Разминка.
Необходима для того, чтобы поднять температуру тела и постепенно разогреть мышцы, немного растянуть сухожилия и увеличить амплитуду движения, тело подготавливается к увеличению нагрузки во время основной части, снижается риск получения травмы, усиливается кровообращение и увеличивается приток крови к мышцам.
Основная часть.
Основная часть - это игры и упражнения без предметов и с предметами, позволяющие избирательно воздействовать на различные мышечные группы, связки опорно-двигательного аппарата, поочередно прорабатывая их, а также циклические и некоторые комбинированные упражнения (например, ходьба и бег, комбинированные с маховыми, вращательными, прыжковыми и другими движениями).
В основной части тренировка состоит из разнообразных упражнений и видов. В результате таких занятий нормализуется кровяное давление, сужается жировая прослойка, улучшается строение тела, снижаются психологический стресс и риск возникновения болезней.
Заключительная часть.
Чем значительнее функциональные сдвиги в организме, вызванные в основной части тренировки, тем, естественно, в большей мере его заключительная часть должна иметь восстановительную направленность, чтобы постепенно перейти в состояние покоя после тренировки.
ВИДЫ ПОДГОТОВОК И ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ОФП)
Занятия физической подготовкой предусматривают развитие таких качеств как сила, ловкость и выносливость. А также с помощью специальных упражнений добиваются преодоления страха высоты, замкнутого пространства, тренировки вестибулярного аппарата.
1. Строй, строевые приемы.
2. Гимнастика. Силовые упражнения. Акробатика.
3. Преодоление препятствий.
4. Ускоренное передвижение
5. Комплексное занятие.
ИГРЫ
Игра как средство воспитания.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Оздоровительное значение подвижных игр.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
Алгоритм работы с играми.
• Знакомство с содержанием игры.
• Объяснение содержания игры.
• Объяснение правил игры.
• Разучивание игр.
• Проведение игр.
Игры на внимание: подвижные игры на развитие внимания, реакции, координации и равновесия учащихся.
Бессюжетные игры: данные игры типа ловишек, перебежек, салок. Отличает наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех учащихся. Развиваются: самостоятельность, глазомер, быстрота и ловкость движений, ориентировка в пространстве. Учащиеся учатся координировать свои действия. Упражняясь в играх данного раздела, дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мяч, скакалка, гимнастические палки). Эти игры чаще всего основаны на простых движениях: бег, прыжки, ловля, прятанье, метание. Такие игры доступны всем.
Игры-эстафеты: в работе используются игры-забавы, аттракционы. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (бежать в мешке, с закрытыми глазами, преодолевая препятствия). Это весёлое зрелище, развлечение для учащихся, доставляющее им радость, но и требующие от учащихся двигательных умений, ловкости, сноровки.
Любимые игры учащихся (предложенные детьми) : в данный раздел включены игры, которые предложили сами дети. Все игры коллективные. Дети выступают в роли ведущих, объясняют и проводят игру. Педагог следит за ходом игры, даёт советы. У учащихся появляется интерес к самостоятельному проведению игры, сохраняется эмоционально-положительное настроение и хорошие взаимоотношения играющих. Дети приучаются ловко и стремительно действовать в игровой ситуации, оказывать товарищескую помощь, добиваться достижения цели и при этом испытать радость. Учащиеся учатся самостоятельно и с удовольствием играть.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программного материала по спортивно-оздоровительной деятельности учащиеся должны:
Иметь представление:
• о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
• о способах изменения направления и скорости движения;
• о подвижной игре;
• об спортивных играх;
• о соблюдении правил игры
Уметь:
• выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
• выполнять комплексы физических упражнений;
• играть в подвижные игры;
• выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
• выполнять строевые упражнения;
• соблюдать правила игры
Обучение учащихся ведется по принципу «от простого к сложному» и «от теории к практике». Теоретические знания закрепляется практическими действиями (занятиями, тренировками). Задача Асиновского военно-спортивного клуба «Баграм» – подготовить учащихся к самостоятельной жизни, вырастить полноценных граждан России.