лидия лукина
Проект «В здоровом теле — здоровый дух»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №3» Новоусманского муниципального района Воронежской области
Проект
«В здоровом теле – здоровый дух»
Актуальность:
Статистика свидетельствует об ухудшении состояния здоровья наших детей, и хотя в педагогической практике накоплен солидный опыт оздоровления дошкольника поиск эффективных методик в этой области продолжается. В Уставе Всемирной организации здравоохранения, здоровье характеризуется как «состояние наибольшего физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов».
Публикация «Проект „В здоровом теле — здоровый дух“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Особое внимание в нашем детском саду уделяется укреплению психоэмоционального здоровья детей, формированию у дошкольников сознательного отношения к своему здоровью, развитию у них физических качеств в соответствии с индивидуальными особенностями.
Обоснование проекта :
Дошкольное детство-один из важных этапов в жизни ребёнка, важнейший период в формировании личности и поведенческой деятельности ребёнка. Как правило, родители, воспитатели, педагоги всё больше нацелены на развитие интеллекта ребёнка, на раскрытие его творческого потенциала и забывают простую истину, в виде постулата «В здоровом теле – здоровый дух»
Здоровье ребёнка – это огромный дар и его необходимо сохранить и приумножить. Только психологически грамотное сопровождение естественного развития ребёнка, обеспечит максимальную реализацию всех возможностей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.
Дошкольный возраст –сензитивный период для развития психических процессов.
Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоничное развитие ребенка. Забота о здоровье ребенка занимает во всем мире приоритетные позиции. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья, отводится ведущее место. Подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих физическое, психическое и социальное благополучие ребенка, так как именно эти три составляющие и определяют здоровье дошкольника на современном этапе.
Цель проекта :
Формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни и ориентацию на самостоятельное поддержание здоровья. Развитие эмоциональной сферы и подготовке ребёнка к новым социальным отношениям.
Задачи:
1. Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры.
2. Способствовать повышению резервных сил организма за счет функциональных возможностей.
3. Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.
4. Поиск педагогических идей с целью обновления содержания физкультурного образования и распространение наиболее эффективных способов организации оздоровительного пространства.
5. Развитие социально-эмоционального благополучия детей через формирование положительных чувств и эмоций.
6. Закрепление нравственных норм и правил, и оценки собственных действий и поступков сверстников.
7. Закрепление знаний о полезных и вредных продуктах и витаминах.
Ожидаемый результат:
• изменение отношений детей к сохранению своего здоровья;
• повышение интереса детей к физкультурным занятиям;
• использование оздоровительных мероприятий в семье.
• снижение уровня заболеваемости.
Тип проекта : информационно - практико-оздоровительный
Длительность проекта – учебный год.
Участники проекта :
Руководитель по физической культуре Мокшина И. В.
Педагог-психолог Лукина Л. И.
Воспитатели, родители, дети старших и подготовительных групп.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап: Организационно – подготовительный (сентябрь)
• - мониторинг
• - анкетирование родителей
• -ознакомление родителей с результатами мониторинга, определение проблемы,
• - изучение литературы, изготовление оборудования, подбор музыки, методик.
2 этап: Содержательно – целевой (октябрь – май)
• - составление плана проекта
• - внедрение здоровьесберегающих технологий в занятия по физической культуре, развивающих занятий психолога,
• - консультирование родителей по методам и приемам оздоровления детей,
• -организация спортивных развлечений,
• -реализация системы взаимодействия ДОО с семьей по пропаганде здорового образа жизни
3 этап: Контрольно- аналитический (май)
• - диагностико - аналитическая оценка эффективности проекта
• - проведение мониторинга динамики показателей здоровья детей и их ориентации на здоровый образ жизни
Основное содержание проекта
Педагогическая целесообразность педагогического проекта заключается в формировании правильного отношения к своему здоровью, гармоничному развитию личности ребёнка и воспитанию культуры здоровья. Взаимодействие ДОО с семьями воспитанников, которые в полной мере решают все поставленные задачи.
Традиционные
Схема 1. Информационно-наглядные:
• материалы на стендах;
• папки-передвижки;
• рекомендации.
Коллективные
• родительские собрания;
• тематические консультации.
Индивидуальные
• беседа;
• консультация.
Нетрадиционные
Формы совместной деятельности
Просветительско-профилактические
Совместная спортивная деятельность:
• физкультурные занятия;
• физкультурные досуги, интеллектуально-двигательные игры.
Информационно-аналитические:
анкеты, опросы
Наглядно-познавательные:
• семинары-практикумы;
• дни здоровья;
• консультирование специалистами;
• проспекты, стенды, буклеты.
Совместное творчество детей и родителей :
• выставки детского творчества;
• фотовыставки;
• мини-проекты по ЗОЖ.
Основным механизмом для достижения цели проекта и, объединяющим педагогов, детей и родителей, являются формы совместной деятельности.
Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических, игровых методов и приемов, способов организации совместной деятельности детей и родителей.
Совместные физкультурно-психологические мероприятия (1 раз в квартал)
Совместные мероприятия являются самой эффективной формой работы с родителями по формированию культуры здоровья дошкольника и его мотивации на здоровый образ жизни.
Цель: ориентация семьи на воспитание здорового ребенка, гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры и повышение компетенции родителей в области психо-физического развития и воспитания детей.
Задачи: содействовать формированию теоретических знаний и практических умений у родителей в области психо-физического воспитания ребенка.
1. Формировать у дошкольников потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями.
2. Совершенствовать двигательные навыки и умения в детско-родительской паре.
3. Развивать у дошкольников физические качества и психические процессы, творческую и познавательную активность, инициативу.
План реализации проекта
Методы, мероприятия Сроки
Мониторинг (уровня физического развития дошкольников)
Анкетирование родителей : «Ваш здоровый образ жизни»
Изучение методической литературы
Игры, упражнения, этюды: «Слушай хлопки», «Четыре стихии».
Пальчиковые гимнастики: «Семья», «Раз, два, три, четыре, пять»
Консультирование родителей по темам :
«Здоровый образ жизни – основа для каждой семьи»
«Движение –заряд бодрости и здоровья ребёнка» сентябрь
1. Комплексы дыхательной гимнастики для часто болеющих детей:
«Ветер, ветер ты могуч», «Шарики воздушные ветерку послушные», «Часы», «Насосы – дышим носом».
2. Презентация на тему: «Познаём свой организм»
3. Беседы на тему: «Чтоб всегда здоровым быть надо с детства спорт любить»
4. Физкультминутка: «У меня, у тебя…»
5. Игры, упражнения, этюды: «Противоположные движения», «Скучно, скучно так сидеть», «Белые медведи», «Веретено», «Тропинка».
6. Пальчиковые гимнастики: «Ножки», «Где обедал воробей?», «Кузнец».
7. Консультации:
1. «Правильное дыхание –основа здоровья»
2. «Как укрепить иммунитет?»
3. «Психологическое здоровье детей дошкольного возраста» октябрь
Путешествие на «Остров здоровья» (развлечение)
1. Комплексы гимнастики для горла: «Змеиный язычок», «Зевота», «Лошадка».
2. Комплексы упражнений на профилактику и коррекцию нарушений функций опорно-двигательного аппарата: «Позвоночник мой – помощник в движении», «Полезные упражнения для мышц».
3. Упражнения для укрепления стопы: «Весёлые ножки», «Носочки и пятки».
4. Беседы: «Правильна ли моя осанка», «Знай своё тело».
5. Игры, упражнения, этюды: «Насос и мяч, качели», «Пылесос и пылинки», «Слушай команду».
6. Пальчиковые игры: «Что такое? Кто такой?», «Дверь на замке».
7. Консультации: «На зарядку становись», «Поговорим о правильной осанке», «Психологическое здоровье дошкольников и телевидение»
8. Мастер-классы для родителей и воспитателей : «Профилактика плоскостопия», «Упражнения для домашней зарядки» ноябрь
1. Комплексы коррекционных упражнений для профилактики нарушений зрения: «Дождик», «самолёт», «Мы учимся письму».
2. Комплексы мимической гимнастики: «Облака», «Улыбка», «Игры в мячик».
3. Беседа: «Азбука волшебных слов», «Спешите делать добро», «Лесенка доброты».
4. Игры, упражнения, этюды: «Просто старушка», «Чертёнок, или Мальчик-наоборот», «Что такое доброта? Это сердца высота!»
5. Пальчиковые гимнастики: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Дружба».
6. Стендовая информация: «Береги зрение», «Мои друзья», «Азбука добрых слов»
7. Консультация: «Я и моя семья, добрые отношения друг к другу», «Психическое развитие детей в различных формах общения». декабрь
1. Комплексы дыхательных упражнений: «Весёлые движения», «Маятник».
2. Беседа и практикум: «Чтобы зубы были здоровыми», «Чистка зубов», «Чтобы ушки не болели», «Наш нос как паровоз».
3. Массаж ушных раковин и крыльев носа: «Волшебная скорая помощь», «Советы бабушки Ангины Грипповны Вирусной».
4. Игры, упражнения, этюды: «Чуня просит прощения», «Дюймовочка у майских жуков», «Дружная семья».
5. Конкурс рисунков на тему: «Доброта –сердца высота»
6. Пальчиковые гимнастики: «В гости», «Апельсин», «Как у нашей внучки».
7. Консультации и мастер-класс: «Фитобар -«Здоровье», «Зелёная аптека», «Как защитить организм от инфекционных заболеваний», «Если хочешь быть здоров –закаляйся» январь
«Доброму- всё здорово» (развлечение)
1. Мимическая гимнастика: «Удивительное лицо», «Какие мы разные»
2. Оздоровительные упражнения : «Сотвори в себе солнце»
3. Беседы: «Помоги себе сам», «Сочувствие», «В тёмной норе».
4. Игры, упражнения, этюды: «Гадкий утёнок», «Гневная гиена», «Ночные звуки», «Потерялся», «Змей –Горыныч», «Котята».
5. Пальчиковые гимнастики: «Шёл медведь к себе домой», «Кораблик», «Козлик».
6. Консультации: «Правила бережного отношения к своему зрению», «Полезно-вредно», «Чувства и поступки». февраль
1. Оздоровительные упражнения с фитомячами: «Мяч –мой лучший друг».
2. Игры с элементами соревнований, эстафеты: «Прыгай, беги-команду не подведи», «Хочешь сильным быть и ловким начинай день с тренировки», «Меткий глаз –залог успеха».
3. Досуг: «А, ну-ка девочки», «Танцуй вместе с мамами».
4. Игры, упражнения, эстафеты: «Я так устал», «Золушка», «Грязь», «Сочувствие», «Мышка-хвастунья».
5. Пальчиковые гимнастики: «Утро настало, солнышко встало», «Дружные пальчики», «Моя семья».
6. Консультации: «Точечный массаж», «Эмоциональное благополучие ребёнка». март
«Путешествие в мир чувств» (развлечение)
1. День здоровья «Папа, мама, я – спортивная семья».
2. Физкультурные досуги: «дружба крепкая», «Команда – это здорово».
3. Беседы: «Уроки Знайки. Воспитай себя». «Хорошо-плохо».
4. Игры, упражнения, этюды: «Ой, ой, живот болит», «Очень худой ребёнок», «Солёный чай», «Девочка, наступившая на хлеб».
5. Пальчиковые гимнастики: «На блины», «Кисель», «Ягодки».
6. Консультации: «Вредные привычки», «Поверь в себя», «Здоровая пища». апрель
1. Контрольный мониторинг
2. Анализ эффективности проекта
3. Семинар – практикум: «Если хочешь быть здоров-закаляйся».
4. Беседы: «Дружи с водой», «Микробы и мыло», «Что разрушает, что укрепляет».
5. Игры, упражнения, этюды: Повторение материала.
6. Пальчиковые гимнастики: Повторение.
7. Папка-передвижка на тему: «Полезные и вредные продукты»
8. Досуги: «Мы спортсмены», «Ловкие, смелые, быстрые, умелые» май
«Доктор «Здоровая пища» (развлечение)
День здоровья «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья»
Фотовыставка «Здоровье в порядке». июнь
Литература
1. Интегрированная методика коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата и укрепление здоровья часто болеющих детей. Вареник Е. Н., Кудрявцева С. Г., Сергиенко Н. Н.
2. Корригирующие занятия «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ» Моргунова О. Н.
3. Нетрадиционная методика оздоровления детей «Познаю себя» Давыдова Г. Г., Корепанова М. В.
4. Методика лечебно-профилактического танца «Фитнес-Данс» и «Са-Фи-Данс» Фирелёва Ж. С., Сайкина Е. Г.
5. Физическая культура дошкольникам М. Д. Глазырина.
6. «Я и моё здоровье» Т. А. Тарасова, Л. С. Власова
7. «Тридцать уроков здоровья» Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина