Татьяна Бичикова
Программа для детей старшего дошкольного возраста «В здоровом теле — здоровый дух»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Кружок рассчитан на всю группу детей старшего дошкольного возраста(5-6 лет). Программа разработана на основе различных программ Васильевой «Воспитание», Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Безопасность». Кружковая работа проводится один раз в неделю, продолжительность занятий 25-30минут.
Основные задачи:
1. Становление ценностей здорового образа жизни, приобщение к общечеловеческим ценностям.
2. Совершенствование двигательной активности.
Публикация «Программа для детей старшего дошкольного возраста „В здоровом теле — здоровый дух“» размещена в разделах
3. Развитие представлений о собственном теле и своих физических возможностях.
Для достижения основных задач работа должна проводиться системно, включать принцип сезонности, учета городской и сельской местности, интеграции, принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи, также работа должна быть направлена на создание условий и развитие личности ребенка, обучение эмоциональному благополучию, укрепление физического и психического здоровья ребенка.
К концу года дети должны:
-знать о строении своего тела, уметь показать места расположения органов.
-знать о пользе закаливания организма, правила ухода за телом.
- знать об условиях наносящих вред организму.
- знать о правилах поведениях дома, в обществе и условиях их выполнения
-знать номера экстренных служб 01, 02.
-знать, что обозначают некоторые дорожные знаки и опасные участки на пешеходной части улицы.
Раздел программы Тема Теория Практика
В гармонии с природой
Береги природу- помогай ей
Съедобные ягоды и ядовитые растения
Травы нас лечат
Мир, в котором я живу
Кто тебя окружает
Внимание, опасность
Эти службы помогут тебе
Пожароопасные предметы
Осторожно, опасные предметы
Служба 02
Как мы устроены
Наши доспехи
Наши двигатели
Твоя телефонная сеть
Чувства, ощущения
Чистота - залог здоровья
В гостях у Мойдодыра
Школа Чистюлькина
Солнце, воздух и вода - нам полезны всегда
ПДД
Дорожные знаки
Безопасное поведение на улице
Обратись за помощью, если ты потерялся
Почему важно быть здоровым
Быть здоровыми хотим
Сентябрь.
Дать детям знания о том, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения, рассмотреть и обсудить типичные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребенка правильно вести себя в таких ситуациях.
1.«Внешность человека может быть обманчива»
Объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения (беседа, нарисовать героя и сочинить историю).
2.«Кто тебя окружает?»
Рассмотреть и обсудить с детьми типичные ситуации (беседа-игра «Свой - чужой, знакомый»)
3.«Кто тебя окружает?»
Закрепить знания детей в игре «Свой - чужой, знакомый». Работа по сказкам, разобрать ситуации с Буратино, котом, лисой. Чтение стихотворения К. Чуковского «Котауси и Мауси».
4.«Внимание, опасность!»
Рассказать детям, что опасные ситуации могут подстерегать их и дома (в парах) бандит и ребенок.
Октябрь.
Развивать детей понимание того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек- часть природы. Дать возможность самостоятельно сформировать правила поведения.
1. Дать детям понятия, что такое луг, лес, река, поляна, рассказать, что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды. Чтение стихотворения «Разговор с пчелой» М. Бородицкая
2. Воспитать у детей природоохранное поведение; развивать представление о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению.
Провести беседу. Кто из ребят видел поступки людей, которые приносили пользу или вред. Организовать с детьми уборку мусора на участке. Сделать кормушки для птиц. Подключить родителей к изготовлению кормушек.
3.«Съедобные ягоды и ядовитые растения».
Беседа о съедобных ягодах и ядовитых растениях, научить различать их и правильно называть.
Игра «Съедобное-несъедобное».
Загадывание загадок.
4.«Травы нас лечат».
Рассказ о лекарственных растениях, способах их сбора.
Составление гербария.
Практическое действие: способы заварки плодов из шиповника.
Ноябрь.
Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения со спичками, ножницами, иголкой, молотком, ножом, топором, познакомить с номерами служб «01», «02», «03».
1. «Пожароопасные предметы».
Чтение литературы «Кошкин дом» С. Маршак -беседа по прочитанному.
Загадки про огонь, свеча, печь, дым.
Работа с родителями: необходимая информация на стенде.
2. «Осторожно, опасные предметы»
Игра с красным шаром.
Загадки про иголки пилу, ножницы, гвоздь, молоток.
Беседа, почему эти предметы могут быть опасны.
3. «Пожар. Звонок 01».
Беседа, как вести себя при пожаре.
Игровая ситуация
-Если в доме что-то загорелось?
-Если в квартире много дыма?
Выучить стихотворение «Сам не справишься с пожаром» Л. Зильберг.
4. «Милиция. Звонок 02».
Беседа о работниках милиции, чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа - милиционер».
Научить детей пользоваться телефоном для вызова милиции.
Выучить стихотворение «Дома я один остался» Л. Зильберг.
Январь.
Дать детям представления о коже человека, её защитных функциях организма, гигиене и первой помощи при её повреждении. Расширять представления об уходе за кожей, волосами, зубами, значении гигиенических процедур. Воспитывать у детей заботу о собственном здоровье.
1. «Все о коже».
Рассказать детям о коже, её защитных функциях, первой помощи при повреждениях кожи.
Загадки о предметах гигиены и ухода. Викторина.
2. «Живой панцирь».
Исследование кожного покрова через лупу. Рассматривание панциря черепахи. Сравнение.
Практическое задание: как вынуть занозу, обработать рану, царапину.
Первая помощь при ушибах.
3. «В гостях у Мойдодыра».
Беседа с детьми об уходе за телом, волосами. Беседа по произведению К. Чуковского «Мойдодыр».
Загадывание загадок о «наших помощниках».
4. «Чистота- залог здоровья».
Беседа о пользе ухода за телом, глазами, зубами, о чистоте и аккуратности.
Опыты с водой ( материал: тазик, мыло, шампунь, несколько видов расчесок, щеток, кукла).
Февраль.
Расширять представления детей об уходе за кожей, волосами, зубами. Учить правильно подбирать одежду, обувь и головные уборы в соответствии с погодой, деятельностью людей, местом нахождения.
1. Беседа о пользе ухода за своим телом, чистоте и аккуратности в быту.
Беседа по произведению К. Чуковского «Федорино горе».
Игры, загадки.
2. Кукольный спектакль «Хрюша – не грязнуля» (ситуативные картинки, куклы для театра)
3. «Солнце, воздух и вода- нам полезны всегда».
Беседа о пользе закаливания и прогулок на свежем воздухе. (Показ и объяснение приемов закаливания, массажа, самомассажа). Викторина с использованием картинок.
4. Беседа о пользе закаливания и занятий физкультурой. Решение проблемных ситуаций. Аттракцион «Кто быстрее».
Март.
Дать детям представления об органах дыхания, их расположении в организме, значении, развитии и защите, дать элементарное представление о системе пищеварения, о полезной для развития организма пище, витаминах, аппетите и гигиене питания.
1. «Наши доспехи».
Беседа с детьми о расположении грудной клетки, какую функцию она выполняет.
Наблюдение: как расширяется грудная клетка при вдохе.
Опыт: «Почему так трудно не дышать».
Эстафета: «Красные-синие».
2. Рассказать об объеме легких, наличие воздуха в легких, вредное влияние никотина на легкие.
Рисуем запрещающий знак.
3.«Что мы делаем, когда едим?»
Рассказать о работе органов пищеварения. Правила поведения за столом.
Развлечение «С витаминами дружить - это долго жить».
4. Рассказать детям о здоровой пище.
Игра «Съедобное-несъедобное».
Советы доктора «Знайкина».
Апрель.
Научить детей понимать и различать, что обозначают дорожные знаки, познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, различным способам ограждения опасных зон тротуара. Дети должны усвоить, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, повторить домашний адрес.
1. «Дорожная мозайка»
Познакомить детей со знаками для водителей и пешеходов.
Подвижная игра «Светофор».
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу».
Работа с родителями: изготовить дома с детьми макеты домов, дорожные знаки.
2. «Опасные участки на пешеходной части улицы».
Беседа с детьми о том, где небезопасно гулять на улице.
Рассказ от имени Буратино, как он играл в мяч, катался на велосипеде в неположенном месте, обсуждение ситуаций.
3. «Свой - чужой».
Провести с детьми беседу о том, что если они потерялись на улице, то нельзя за помощью обращаться к каждому встречному.
Тренинг.
4. «Знай свой домашний адрес»
Побеседовать с детьми о том, что дети должны знать свои домашний адрес, или объяснить,где находиться и как выглядит их дом.
Сюжетно-ролевая игра «В гости к другу». - помочь детям развить сюжет игры.
Работа с родителями: предложить родителям помочь ребенку запомнить свой адрес, любого ближайшего к дому объекта.
Декабрь.
Ознакомить детей с назначением мышц, костей, суставов, их ролью в строении тела человека, а также с возможностями движения различных частей тела. Ознакомить детей с органами дыхания, органами пищеварения.
1.«Наши двигатели».
Беседа с детьми о том, что кости и мышцы имеют очень важное значение, определяют форму тела человека.
Тренинг.
2.«Что мы делаем, когда едим».
Организовать беседу. Объяснить детям, что все люди должны употреблять пищу, чтобы расти, развиваться, обеспечивать себя энергией.
Работа с раздаточным материалом: (отметить на картинке последовательно разными карандашами отрезок пути по пищеводу.)
3. «Как мы дышим».
Беседа (рассказать детям, что дышит все живое, и мы не можем не дышать).
Опыты с воздушными шарами.
Рассмотреть картинку и назвать органы дыхания.
4. Закрепить с детьми знания о мышцах, суставах, органах дыхания.
Дыхательная игра «Ветерок»
Досуг «Кто быстрее»
.