Таня Татарникова
Программа социального партнерства с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12 «Катюша»
(МБДОУ «Детский сад №12 «Катюша»)
Программа социального партнёрства с семьёй
(законными представителями)
Воспитатель:
Татарникова Татьяна Владимировна
г. Нижний Новгород
Содержание:
1. Пояснительная записка___3
2. Актуальность ___3
3. Цели и задачи реализации программы___4
4. Ожидаемые результаты___4
5. Принципы и формы взаимодействия с родителями___5- 7
6. Перспективный план работы с родителями на 2021-2022 год___7-14
Публикация «Программа социального партнерства с семьей» размещена в разделах
Литература___15
1. Пояснительная записка
Сейчас, в условиях активного реформирования и обновления системы дошкольного образования, в условиях перемен, как никогда важно помнить о влиянии дошкольной организации на воспитание ребенка, о ее возможностях организовать качественное развитие, образование детей без ущерба для их здоровья. Не уменьшая значимости общественных институтов воспитания, надо признать, что человечество не создало другого звена в воспитательной системе, которое по силе эмоционально-нравственного воздействия на растущего человека соответствовало бы семейному воспитанию. Семейное воспитание имеет ряд преимуществ. Оно основано на авторитете родителей; оно индивидуально, воздействует непосредственно на данную личность; любовь к родителям обеспечивает всю полноту чувств ребенка.
В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков. Семья - это среда, где ребенок получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире и обществе, элементарные навыки и умения во всех видах деятельности. И воспитатели должны стать помощниками и заинтересованными, доброжелательными союзниками родителей, направить свою деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах.
2. Актуальность программы
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит
примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И
если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность».
(В. А. Сухомлинский)
Одним из непременных условий полноценного развития ребенка в ДОУ является доверительное взаимодействие с семьями воспитанников. Только взаимодействуя с родителями воспитанников можно добиться положительных результатов в воспитании и обучении детей, причем это взаимодействие рассматривается как социальное партнерство, и подразумеваем как равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.
Семья и детский сад составляют единую социокультурную образовательную среду для наиболее успешного развития и социализации детей.
Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков.
Семья - это среда, где ребенок получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире и обществе, элементарные навыки и умения во всех видах деятельности. И воспитатели должны стать помощниками и заинтересованными, доброжелательными союзниками родителей, направить свою деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах.
3. Цели и задачи реализации программы
Цель:
установление партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Задачи:
• установление положительных взаимоотношений с родителями как социальными партнёрами;
• приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;
• приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие;
• привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания.
4. Ожидаемые результаты
• Повышение педагогической культуры родителей, родительская компетенция;
• Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе;
• Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей;
• Объединение интересов семьи и ДОО в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.
5. Принципы взаимодействия с родителями
1. Открытость детского сада для семьи
В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому мы пришли к выводу, что для создания атмосферы доверия, взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях необходима целенаправленная совместная деятельность.
3. Создание единой развивающей среды
Совместными усилиями мы постараемся создать такую среду, которая обеспечит нам единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
4. Индивидуальный подход
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
5. Динамичность
На современном этапе, каждое дошкольное учреждение должно работать в режиме развития, а не функционирования. Учреждение должно иметь определенную систему взаимодействия с родителями. Педагоги и специалисты должны обладать умением быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны использоваться эффективные формы работы и направления деятельности детского сада с семьей.
Формы взаимодействия с родителями
Наименование Направление Формы
Информационно- аналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми
- тестирование
- анкетирование
- вопросы-ответы
Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей. - «круглый стол»
- родительские собрания (при условии благоприятной эпидемиологической обстановки)
- консультации
- беседы, дискуссии
- совместное создание предметно – развивающей среды
Наглядно- информационные Ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы,
особенностями воспитания детей, с педагогами, преодоление поверхностных мнений о
деятельности ДОУ. - выставки детских работ
- выставки совместных работ детей и родителей
- информационные стенды
- папки-передвижки
- родительский уголок
- сайт детского сада
Досуговые Установление доверительных отношений, эмоционального контакта по линии «педагог- родитель-ребёнок».
- совместные досуги, праздники (при условии благоприятной эпидемиологической обстановки)
- Дни здоровья
- Выставки, творческие конкурсы
- Выставки семейных коллекций
Информационно- просветительская форма
Направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного
возраста
- беседы
- консультации
- папки- передвижки
6. Перспективный план работы с родителями
на 2021-2022 учебный год
Сроки
Формы работы Содержание
Сентябрь Оформление родительского стенда -Визитная карточка.
-Режим дня.
-Расписание ООД.
-Объявления.
-Меню.
-Рекомендации по питанию детей дома.
-Рекомендации по режиму дня дома.
Совместное творчество -Фотоколлаж, фоторепортаж, рисунки на семейные темы:
• «Как мы летом отдыхали».
• «Летом на деревне».
Стендовая информация
«Игровой уголок ребёнка в семье»
Родительское собрание в онлайн режиме -Возрастные особенности детей 6-7 лет.
-Годовые задачи.
-Предупреждение дорожно-транспортного травматизма.
-Выбор родительского комитета.
Оформление стенда ОБЖ -«Взрослые на дороге – пример детям».
-«Я прививок не боюсь. Вакцинация».
Совместная работа по созданию развивающей среды
- Оформление группы по сезону, тематическому планированию.
- Помощь родителей в обогащении уголка ИЗО материалами для нетрадиционного рисования
Октябрь Консультации - «Создание эффективной предметно-пространственной среды в домашних условиях».
-«Возрастные особенности детей 6-7 лет».
Индивидуальные собеседования с родителями
«Одежда детей в межсезонье»
Беседа - «О необходимости спортивной одежды для занятий физической культурой».
Выставка «Осенние фантазии»
- Изготовление родителями поделок из природного материала.
Оформление стенда ОБЖ -«Наши помощники на дороге».
-«Профилактика ОРВИ и гриппа».
Оформление тематической папки по сезону,к празднику. - Праздник «Здравствуй, осень!»
• Объявление дляродителей о празднике
• Рекомендации по одежде детей.
• Рекомендации по заучиванию стихов.
• Тексты стихов и песен.
- «Осень разноцветная» (наблюдаем с детьми) :
• характерные признаки;
• погода;
• растения, птицы, животные осенью;
• одежда людей.
Совместная работа по созданию развивающей среды
-Оформление группы к празднику.
-Изготовление дидактического пособия «Что нам осень подарила».
Консультации -«Одежда и обувь детей в период дождей».
-«Почему нужно чаще улыбаться».
-«Пальчиковая гимнастика».
Беседа -«Как с пользой провести выходные в плохую погоду».
Индивидуальные собеседования с родителями
-«Одежда детей в группе и на улице».
Совместное творчество -Рисунки, аппликация, фотографии на осеннюю тематику.
- Оформление стенгазеты «День нестареющих людей».
-Проект «Мой любимый Автозаводский район»
Оформление папки
-«Аппликации из листьев».
Ноябрь Оформление стенда ОБЖ -«Ребенок в транспорте».
-«Правила поведения с бездомными животными».
Консультации -«Каждой семье – свои традиции».
-«Куда пойти с ребёнком» (театры, выставки, памятники и др.).
Беседа -«Как организовать игровое пространство ребенка дома, если нет отдельной комнаты».
Совместная работа по созданию развивающей среды
-Составление картотеки пальчиковых игр.
- Помощь в изготовлении нестандартного физкультурного оборудоания
Совместное творчество -Оформление выставки «Мамины руки не знают скуки»
- Проект «Край родной навек любимый»
Декабрь Оформление стенда ОБЖ -«Пожарная безопасность в новогодние праздники».
-«Чтоб здоровье сохранить, научись его ценить».
Консультации -«Новый год – семейный праздник».
Беседа "Фитотерапия в период ОРЗ"
Оформление тематической папки по сезону, к празднику -«Зимушка-Зима» (о чем рассказать детям) :
• характерные признаки;
• наблюдения в природе;
• одежда людей;
• растения, птицы, животные зимой;
• стихи;
• игры на прогулке.
-Новогодний утренник.
• Рекомендации по одежде детей.
• Рекомендации по заучиванию стихов.
• Объявление дляродителей о празднике
• Тексты стихов и песен.
Совместное творчество -Изготовление украшений для группы к новогоднему празднику своими руками.
Совместная работа по созданию развивающей среды
-Оформление группы по сезону, к новогоднему празднику, по тематическому планированию.
-Помощь в изготовлении лэпбука «Зима»
Выставка «Зимняя фантазия»
Изготовление родителями поделок из подручных материалов
Январь Оформление стенда ОБЖ
-«Безопасность на дороге».
-«Небезопасные зимние забавы».
Консультации -«Зимние забавы – забавляемся всей семьей».
-«Покормите птиц зимой».
Беседа -«Телевизор – друг или враг?»
Совместная работа по созданию развивающей среды
-Привлечение внимания родителей к зимним постройкам на участке.
-Оформление группы по тематическому планированию.
- Проект «Наши соседи. Россия – многонациональная»
Февраль Оформление стенда ОБЖ
-«Ребенок в автомобили. Без кресла нельзя!».
-«Безопасность в доме».
Консультация -«Наблюдаем за объектами неживой природы».
-«Волшебное превращение» (нетрадиционное рисование – превращение ладошки».
Беседа -«Упрямый ребенок – пути решения проблемы».
Оформление тематической папки к празднику
-День защитника Отечества.
• Поздравление пап.
• История праздника.
• Стихи об армии
Совместная работа по созданию развивающей среды
-Оформление группы к празднику, по тематическому планированию.
Совместное творчество
Фотоколлаж «Мой папа служил в армии».
Анкетирование
-«Физическое воспитание в семье»
Март Оформление стенда ОБЖ -«Правила поведения на водоемах весной».
-«Формирование правильной осанки детей дошкольного возраста».
Консультации -«Народная культура и традиции Нижегородской области».
-«Бережное отношение к маме – начало воспитания маленького патриота».
Беседа -«Растим помощника».
Оформление тематической папки по сезону, к празднику -«Весна» (о чем рассказать детям дома)
• Характерные признаки.
• Наблюдения в природе.
• Одежда людей.
• Растения, птицы, животные весной.
• Стихи.
• Игры на прогулке.
-«Мамин праздник»
• Поздравление для женщин.
• Стихи и песни о маме, бабушке.
• Рекомендации по одежде детей
• Рекомендации по заучиванию стихов.
Совместная работа по созданию развивающей среды
-Оформление группы к празднику, по тематическому планированию.
Совместное творчество
-Фотоколлаж «Наши любимые модницы»».
Апрель Оформление стенда ОБЖ -«Осторожно, дорога!».
-«Профилактика простуды и ОРВИ».
Консультации -«Одежда ребенка весной».
Беседа -«Игры на развитие мелкой моторики»
Оформление тематической папки к празднику -Праздник весны
• Объявление для родителей опразднике
• Рекомендации по одежде детей
• Рекомендации по заучиванию стихов.
Тексы стихов и песен.
Совместная работа по созданию развивающей среды
-Оформление группы к празднику.
-Участие в субботнике.
Май
Оформление стенда ОБЖ --«Осторожно, клещи!».
-«Воспитание осознанного отношения к соблюдению ПДД у дошкольников.
-«Первая помощь при ушибах, ссадинах, тепловом, солнечном ударе».
Консультация -«Ребенок в отпуске».
Беседа -«Как научить ребенка любить природу».
Оформление тематической папки к празднику -«День победы»
• Поздравление с праздником.
• Фотографии ветеранов и участников ВОВ.
• Письма с фронта.
Совместная работа по созданию развивающей среды -Оформление группы по тематическому планированию, к праздникам: День победы, День семьи.
-Оформление участка к ЛОР.
-Оформление альбома «Моя семья»
Июнь-август Оформление стенда ОБЖ -«Осторожно – ядовитые растения!».
-«Правила поведения на водоемах летом».
-«Соблюдаем правила дорожного движения».
-«Лесной пожар – виноват человек!»
Консультации -«Как правильно использовать летний отдых».
-«Одежда ребенка в летний период».
-«Закаливание в летний период».
-«Использование природного материала в развитии мелкой моторики младших дошкольников».
Оформление тематической папки по сезону -«Лето, ах лето!» (о чем рассказать детям дома)
• Характерные признаки.
• Наблюдения в природе.
• Одежда людей.
• Растения, птицы, животные весной.
• Стихи.
• Игры на прогулке.
- День защиты детей.
• История праздника.
• Фотоколлаж «Дети – цветы жизни».
Коллаж из детских рисунков.
Список литературы
1. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.
2.. Башлакова-Ласминская Л. Н., Брыскина С. А. Сотрудничество детского сада и семьи в условиях открытой образовательной системы. Методические рекомендации. — Мн., 2001.
3. Березина В. А, Виноградова Л. И. Волжина О. И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С. -Пб. : Каро, 2005 г
4. Воспитателю о работе с семьей : Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М. : Просвещение, 1989.
5. Дошкольное образование. Словарь терминов / Сост. Виноградова Н. А. и др. - М. : Айрис - пресс, 2005.
6. Детский сад и семья — рука об руку / Под ред. А. П. Халиповой, Н. Ф., Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М., 2005.
7. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. «Детский сад и семья : Методика работы с родителями». Пособие для педагогов и родителей - М. : Мозаика - Синтез, 2007
8. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. М. : Айрис Пресс, 2006 г.
9. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей : диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М. : Творческий Центр, 2004 г.