Екатерина Опарышева
Программа социального партнёрства с семьями воспитанников подготовительной группы.
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в управление ДОУ. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из актуальных проблем. На современном этапе в основу совместной деятельности детского сада и семьи заложены следующие принципы:
Публикация «Программа социального партнёрства с семьями воспитанников подготовительной группы,» размещена в разделах
• Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и образовании детей.
• Единое понимание педагогами и родителей целей и задач воспитания и образования детей.
• Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков, помощь педагогов родителям в семейном воспитании.
Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяет направляющую роль дошкольного учреждения в семейном воспитании. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса, то есть включение родителей в деятельность ДОУ.
Цель: создание единого образовательного пространства обеспечивающего целостное развитие личности дошкольника, через организацию взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников на основе социального партнерства.
Задачи:
1. способствовать стимулированию мотивации родительской активности в решении задач воспитания, становлению партнерских отношений с семьями воспитанников;
2. знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей;
3. способствовать формированию у родителей практических навыков воспитания;
4. создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
5. организовать совместную деятельность по созданию условий для личностного становления ребёнка;
6. поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях. способствующих повышению потенциала взаимодоверительных и равноответственных отношений.
Принципы взаимодействия с родителями
1. Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения, и требований к ребёнку, распределения обязанностей и ответственности».
2. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ – признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого, доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.
3. Открытость по отношению к семье воспитанника.
4. Индивидуальный подход – учет социального положения, традиций, интеллектуального и культурного опыта родителей.
5. Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон. Формы выбираются в зависимости от интереса семьи, возможностей ДОУ, региональных, социально-экономических, психологических условий.
6. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.
7. Сотрудничество. Эффективно будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
8. Динамичность. Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей. Их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
9. Обратная связь необходима для изучения мнения родителей по различным вопросам воспитания.
Характеристика планируемых результатов в деятельности
педагогов и родителей
Компонент Родители Педагоги
Мотивационно - ценностный компонент
- осознают потребность во взаимодействии с педагогами с целью реализации ООП ДОУ, формирования - целостной картины мира дошкольников. - осознают необходимость взаимодействия с семьей по реализации ООП, потребность в изменении характера - взаимодействия (от субъект - объектного к субъект -субъектному);
- обладают устойчивой потребностью в
совершенствовании в сфере общения с родителями воспитанников.
Когнитивный компонент
- знают психофизиологические особенности детей дошкольного возраста;
- знают приемы и методы взаимодействия с педагогами. - владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;
- умеет ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье и т. д
Деятельностно - поведенческий компонент
- реализуют методы, приемы воспитания ребёнка дошкольного возраста;
- активно взаимодействуют с педагогами ДОУ по реализации ООП. - учитывает социальный запрос родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними;
- умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;
- стремится к активному содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании;
-признает ведущую роль родителей в воспитании детей и роль педагога как «помощника» родителей.
Рефлексивный
- самостоятельно обдумывают ситуации, конфликты; самостоятельно решают проблемы родительской поддержки, на себе испытывают правильность своего выбора;
- удовлетворены работой педагогов ДОУ. - владеют самодиагностикой процесса организации общения с родителями, выявления положительных моментов и недостатков;
- осознают собственные ошибки и трудности в организации общения с родителями воспитанников, - формируют установки на доверительное безоценочное взаимодействие с ними.
Мероприятия Ответственные Срок проведения Практический результат
• Выставка литературы для родителей «Дошкольникам о правилах дорожного движения»
• Выставка рисунков «Учим правила движенья!
• Консультация «Растим детей здоровыми»
• Оформление информационных стендов для родителей
• Групповое собрание «Готовимся вместе к школе» Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Заведующий,
воспитатели, ст. восп-ль,учитель-логопед Сентябрь
Повышение уровня знаний родителей по проблеме
Коллекция детских работ.
Повышение уровня знаний родителей по
Проблеме.
Повышение уровня знаний родителей по проблеме.
Протокол, информация
• Консультация «Как провести выходной день с ребёнком?»
• Социологическое исследование среди родителей воспитанников ДОУ
• Консультация «Какие родители, такие и дети»
• Оформление информационных бюллетеней «Наш помощник -этикет»
• Консультация «Особенности развития ребенка 6-7 лет»
• Конкурс творческих поделок «Осенняя фантазия» Воспитатели
Воспитатель ОпарышеваЕ. В.
Воспитатель ПряничниковаГ. Г.
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели Октябрь Повышение уровня знаний родителей.
Повышение уровня знаний родителей по проблеме Бюллетени
Повышение уровня знаний родителей по проблеме
Заинтересованность родителей в жизни ДОУ
• Музыкальный праздник «Пушкинский бал»
• Анкетирование родителей. Тема: «Условия здорового образа жизни в семье».
• Консультация для родителей «Прививка – это серьёзно!»
• Оформление информационного стенда «Родителям будущих певоклассников»
Воспитатели
Воспитатели
медсестра
педагог-психолог Ноябрь
Повышение уровня знаний родителей по проблеме
Повышение уровня знаний родителей по проблеме
Мероприятия Ответственные Срок проведения Практический результат
• Консультация – практикум «Семейный Новый год» - обмен опытом. «Вы спрашиваете, мы отвечаем»
• Консультация «Психологическая характеристика готовности к обучению в школе»
• Анкетирование родителей «Готов ли ваш ребёнок к школе?» Воспитатель
ОпарышеваЕ. В.
Педагог-психолог
Воспитатели,
педагог -психолог Декабрь Материалы практикума, информация, план
Повышение уровня знаний родителей по проблеме
Анализ анкет
• Участие родителей в оформлении участков снежными фигурами.
• Групповое родительское собрание «Воспитываем добротой»
• Консультация «Самостоятельность ребёнка. Её границы».
• Консультация «Как оздоровить детей» Воспитатели
Воспитатели
Воспитатель
ОпарышеваЕ. В.
медсестра
Январь Сценарий
Протокол, информация
Повышение уровня знаний родителей по проблеме
• Совместное проведение праздника посвященного Дню защитника
• Выставка детских работ «Мы защитники»
• Беседа с родителями «Нравственное воспитание детей»
• Консультация «Особенности подготовки детей 7-го года жизни к обучению в школе»
• Семинар-практикум для родителей «Школа здоровья»
• Групповое развлечение с родителями «Наши мальчики»
Музыкальный руководитель, воспитатели
Воспитатели
Воспитатель
Опарышева Е. В
Воспитатель
Опарышева Е. В
Инструктор по физической культуре
Воспитатели
Февраль
Сценарий
Коллекция детских работ
Повышение уровня знаний родителей по проблеме
Повышение уровня знаний родителей по проблеме
Материалы
семинара, систематизации работы по проблеме
Повышение уровня знаний родителей по проблеме Сценарий
Мероприятия Ответственные Срок проведения Практический результат
• Совместное проведение праздника «8 Марта»
• Выставка работ детей и родителей «Моя спортивная семья»
• Консультация «Развитие руки для обучения письму в школе» Музыкальный руководитель,
воспитатели
Воспитатели
Воспитатель
Опарышева Е. В
Март
Сценарий
Коллекция детских работ
Повышение уровня знаний родителей по проблеме
• Консультация «Будущий первоклассник»
• Беседа с родителями о предстоящей диагностике на конец учебного года.
• Анкетирование родителей
• «Безопасность детей в условиях дорожной среды»
• Родительское собрание «Итоги воспитательно-образовательной работы за 2015-2016 учебный год, готовность детей к школьному обучению»
Педагог -психолог
Воспитатели
Воспитатель
Опарышева Е. В
Воспитатели Апрель
Повышение уровня знаний родителей по проблеме
Анализ анкет,
аналитическая справка
Повышение уровня знаний родителей по проблеме
• Консультация по результатам среза знаний в рамках реализуемой программы проводимой педагогической диагностики.
• Ларец предложений и пожеланий «Детский сад будущего»
• Выпускной бал «До свиданья, детский сад» Воспитатели
Сотрудники, родители Май Диагностичес кие карты, аналитическая справка
Выявление интересующих проблемных вопросов - перспективы
Сценарий
Мероприятия Ответственные Срок проведения Практический результат
• Оформление родительских уголков Воспитатели Ежемесяч
но Информация
• Участие родителей в создании развивающей среды Заведующий,
воспитатели В течение
года Развивающая среда
• Участие родителей в праздниках, развлечениях Музыкальный
руководитель, воспитатели В течение
года Психологичес
кий комфорт
Литература:
1. Антонова Т., Волкова Е. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьёй ребёнка. // Дошкольное воспитание, 1998, №6, С. 66.
2. Антропова Развитие ребёнка и его здоровье. Пособие для родителей. //Дошкольное образование, 2004, №14.
3. Арнаутова Е. П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей.
4. // Дошкольное воспитание, 2002, №9, с. 52
5. Е. П. Планируем работу ДОУ с семьёй. // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, №4, с. 10.
6. Бабина Е. С. Сотрудничество ДОУ и семьи в логопедической работе. // Логопед, 2005, №5, с. 57.
7. Бурмистрова Н. Рекомендации родителям будущих первоклассников. // Ребёнок в детском саду, 2004, №4, с. 66.
8. Взаимодействие семьи и ДОУ// Обруч, 2003, №2 (тема номера).
9. Вопросы семейной педагогики в дошкольных образовательных учреждениях. /Под ред. Добрыниной О. А. – Новокузнецк: ИПК, 2002.
10. Воспитатели и родители. /Сост. Л. В. Загик, В. М. Иванова. – М: Просвещение, 1985.
11. Воспитателю о работе с семьёй. /Под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М. : Просвещение, 1989.
12. Голубева Л. Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей. // Дошкольное воспитание, 2001, №1, с. 44.
13. Гризик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи. // Дошкольное воспитание, 2000, №6, с. 54.
14. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ: М. : ТЦ Сфера, 2005.
15. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва и др. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.
16. Зверева О. Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями. // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, №4, с. 100.
17. Канаева С. В. Ребёнок и семья : диагностика социальной ситуации. // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2005, №3, с. 56.
18. Кириллова Ю. А. Сценарий семейного физкультурно-оздоровительного праздника «Папа, мама и я – спортивная семья»//Дошкольная педагогика, 2005, №5, с. 46.
19. Рылеева Е. В., Барсукова Л. С. Учимся сотрудничать с родителями. // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №3, с. 85.
20. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй. – М. : АРКТИ, 2005.
21. Степанов Е. Н. Диагностика удовлетворённости родителей и педагогов работой образовательного учреждения. // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, №5, с. 10.
22. Стожарова М. Как помочь родителям трудных детей?// Ребёнок в детском саду, 2004, №2, с. 82.