Ольга Кочнова
Консультация для педагогов «Программа взаимодействия с семьями воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитывает всё : люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги.
А. С. Макаренко
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства.
Публикация «Консультация для педагогов „Программа взаимодействия с семьями воспитанников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия.
Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Для этого необходимо разработать программу социального партнерства с семьями своих воспитанников. Первым этапом планирования программы будет проведение мониторинга, позволяющего выявить возможности участия каждого родителя в педагогическом процессе ДОУ (анкетирование, опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику и другие методы); подбор активных форм и методов работы с родителями. После того как обозначены проблемы, интересы и запросы родителей разрабатываем программу социального партнерства с семьей, которая имеет следующую структуру.
Содержание:
1. Пояснительная записка.
2. Паспорт программы.
3. Перспективные планы (на каждый учебный год с задачами).
4. Приложения (доклады, консультации, наглядная информация, протоколы родительских собраний).
1. Пояснительная записка
включает в себя информацию об актуальности создания программы партнерства с родителями, описываются проблемы снижающие уровень образовательной деятельности ДОУ, используя результаты мониторинга; кратко описывается содержание программы.
2. Паспорт программы
Наименование программы «Лучики содружества» (Союз сердец, Вместе с нами, Содружество) программа сотрудничества педагогов с семьей
Разработчики программы Кузнецова Н. М. - воспитатель первой квалификационной категории средней группы общеразвивающей направленности № 12 «Теремок»
Редькина М. А. – воспитатель первой квалификационной категории средней группы общеразвивающей направленности № 12 «Теремок»
Исполнители программы Педагоги и родители группы №12 МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №47»
Нормативно - правовые основы разработки программы • Закон «Об образовании в РФ»
• Семейный кодекс РФ гл. 12.
• Конституция РФ ст. 38, 43
• Письмо Минобразования РФ от 22 июля 2002 г. № 30-51-547/16 «Об организации родительского всеобуча в образовательных учреждениях»
• ФГОС ДО
• Устав МБДОУ
Научно - методические основы разработки программы. Исследование психолога
Л. С. Выготского в области семейных отношений.
Работы известных педагогов как
К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт,
Е. А. Аркин, Н. К. Крупская
Сроки реализации программы Программа долгосрочная
2012- 2015 годы
Цель программы Основная цель - создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнерских отношений между ними, повышение педагогической культуры родителей.
Задачи: • знакомство родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
• информирование родителей об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами и детьми мероприятиях, организуемых в дошкольном учреждении, городе, районе, области.
Практическая значимость Практическая ценность программы определяется тем, что апробированная система психолого-педагогического просвещения семьи может быть использована в освоении разных групп родителей, с учетом возраста их детей; содержащиеся в программе практические материалы способствуют повышению эффективности процесса взаимодействия специалистов ДОУ, воспитателей и семьи.
Реализация данной программы позволит повысить качество образования
Предполагаемый результат Предполагаемые результаты:
Дети
- сформировано заботливое отношение к своей семье;
- сформировано чувство уверенности и защищённости.
Родители
- повышение уровня доверия родителей к детскому саду;
- повышение педагогической грамотности родителей;
- обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;
- мотивация у родителей на сотрудничество с педагогами ДОУ, а в дальнейшем педагогами школы.
Педагоги
- продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей;
- создание положительного эмоционального микроклимата
взаимодействия с родителями;
- повышение профессиональной компетентности педагогов.
Предметно-развивающая среда
- комфортная на уровне её функциональной надёжности и
безопасности;
- создающая условия для формирования положительного образа семьи.
3. Перспективный план взаимодействия с родителями ___группы №___
на 2014-12015 уч. г.
Цели: (цели ставятся исходя из годовых задач ДОУ, возрастных особенностей воспитанников, требований современного образования)
Задачи:
№ Коллективные формы взаимодействия (родительские собрания) Консультации
(групповые, подгрупповые) Наглядная информация
1 квартал Тема: «___»
Форма организации:
Участники:
Ответственные: Тема: «___»
Участники:
Ответственные: Тема: «___»
2 квартал
3 квартал
Родители являются основными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто не возможно без учета интересов и запросов семьи. Именно по этой причине сегодня мы должны ориентироваться на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствующие формированию активной родительской позиции. Предлагаю вспомнить традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества педагогов с родителями дошкольников. Все формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
Традиционные формы
Коллективные Индивидуальные Наглядно-информационные
1. Родительское собрание в форме:
• КВН;
• викторины;
• развлекательных программ;
• «Посиделок»
• «Круглого стола»
• Конференции;
• «За чашкой чая» 1. Консультации в форме :
• доклада;
• беседы;
• вопрос – ответа. 1. Библиотечка для родителей.
2. Практические семинары:
• «Учимся вместе с детьми»;
• «Готовимся в школу»;
• «Закаливаем детей дома»;
• «Изучаем звуки» 2. Посещение занятий. 2. Родительские уголки
3. Лекторий для родителей с привлечением специалистов 3. Посещение детей на дому. 3. Выпуск совместной газеты.
4. «Педагогическая гостиная»
• межсемейные проекты 4. Выпуск бюллетеней, информационных листов.
5. Экскурсии и походы. 5. Стенды различного содержания.
6. Совместное проведение праздников:
• «Папа, мама, я – дружная семья»;
• «Праздник звуков»;
• «День рождения»;
• «Праздник книги». 6. информационные корзины.
7. День открытых дверей. 7. «Обратные талоны».
Нетрадиционные формы организации взаимодействия
педагогов и родителей.
Форма мероприятия
1. Диагностические срезы, опросы, анкетирование, «Почтовый ящик»
2. Совместные праздники, досуги, занятия:
• Ток-шоу – встречи - дискуссии
• «День семьи»
• «Недели вежливости»
• «Праздник красивой речи»
• «День рождения группы»
• Занятие с ребенком для родителей;
• Фронтальное занятие с детьми и родителями;
• Участие детей и родителей в выставках, соревнованиях, олимпиадах.
3. Поощрение родителей за любой вид участия:
• «Похвальный лист»;
• благодарность в письменной и устной формах.
4. «Педагогическая азбука» - постоянно действующий факультатив для родителей и педагогов.
5. Игры с педагогическим содержанием.
6. «Информационные корзины»
7. Использование видеозаписи:
• наблюдений за ребенком в процессе его деятельности и проигрывание в условиях ДОУ и представление родителем для просмотра в условиях семьи с последующим выходом на беседу;
8. Информационные стенды альбомы, папки для родителей, которые не могут принять участие в очных формах сотрудничества:
• «Рекомендации в копилку семьи (Ивановых)»
• «Шпаргалка для семьи … (Петровых)»
9. Разработка индивидуальных программ сопровождения семьи
4. Приложение
В приложение содержится весь практический и отчетный материал: доклады, анкеты, консультации, наглядная информация, протоколы родительских собраний.
Данная программа обеспечивает комплексный, поэтапный подход к повышению эффективности взаимодействия ДОУ и семьи.
По окончании реализации программы воспитатели определяют эффективность работы, анализирую свою деятельность, проводят анкетирование по удовлетворенности работой ДОУ родителей.
Оформление программы : согласована и утверждена заведующей ДОУ и заместителем заведующей по ВМР.
Данная программа обеспечивает комплексный, поэтапный подход к повышению эффективности взаимодействия ДОУ и семьи.
Важным показателем эффективности программы является повышение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и группы, активное сотрудничество и помощь воспитателям группы, интерес к жизни группы, обсуждение тем встреч с родителями других групп.