Рябинина Олеся
Сенсорное развитие детей 2 года жизни посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Программа саморазвития педагога
Пояснительная записка
Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. С развитием сенсорики у малыша растет возможность овладения эстетическими ценностями. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Процесс развития сенсорных способностей стоит направлять. В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов - общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер. Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем - с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти. Усвоению полученных знаний способствуют дидактические игры.
Публикация «Сенсорное развитие детей 2 года жизни посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.
Актуальность
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Тема: «Сенсорное развитие детей 2-го года жизни посредством дидактических игр»
Цель: изучить особенности познавательного развития детей младшего школьного возраста.
Задачи: подобрать и изучить методическую литературу по данной теме; подобрать и оформить дидактические игры направленные на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста; сформировать у детей навыки самостоятельной деятельности; развить творческие способности, любознательность, наблюдательность.
Ожидаемые результаты: закрепление знаний у детей названия геометрических фигур, знания о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине; совершенствование предметно-развивающей среды.
Подбор и изучение нормативных документов и научно – методической литературы
Воспитание сенсорной культуры. – М. ,2007. Пилюгина Э. Г.
Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – М., 1985. Новоселова С. Л.
Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М. :
«Просвещение» 2008. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. ,
Венгер Н. Б.
ФГОС ДО, ООП «МБДОУ детский сад №15»
Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 месяцев. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер.
Воспитание детей раннего возраста. Г. М Лямина, В. В. Гербова, Э. М. Романовская.
Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Т. В. Башаева.
Внедрение опыта по теме в практику (работа с детьми, с семьей) Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей»
Семинар – практикум для родителей «Сенсорные и моторные игры для детей 2лет»
Оформление дидактического уголка в группе
«Дидактические игры для детей 2-3 лет»
Мастер-класс для родителей «Изготовление дидактических игр дома»
Обогащение образовательного процесса (развивающая предметно – пространственная среда)
Изготовление дидактических игр:
Д/и «Игры с прищепками»
Д/и «Составь букет»
Д/и «Ёжики»
Д/и «Цветные автомобили»
Д/и на липучках «Цветные краски»
Д/и «Веселый паровозик»
Д/и «Разложи крышки по цвету»
Д/и «Цветочная полянка» (игра с крышками)
Д/и «Разноцветная гусеница»
Д/и «Прокати шарик»
Выводы: с помощью использования дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата.
Перспективы на следующий год:
1. Продолжить работу по теме: «Развитие сенсорных способностей детей» (согласно возрастной группе) ;
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы
4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных досугов, мастер-классов.