Оксана Черкасова
Программа саморазвития педагога «Технология подготовки к трудовой деятельности детей подготовительной группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Технология подготовки к трудовой деятельности детей подготовительной группы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад - центр развития ребёнка № 35 «Золотой ключик»
Республика Северная Осетия – Алания г. Моздок.
Программа саморазвития педагога
Тема: «Технология подготовки к трудовой деятельности детей подготовительной группы»
(организация хозяйственно-бытового труда дошкольников)
Выполнила: воспитатель
Публикация «Программа саморазвития педагога „Технология подготовки к трудовой деятельности детей подготовительной группы“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Самообразование, саморазвитие
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Черкасова Оксана Валерьевна
2024г.
Целевой раздел:
Пояснительная записка.
«Детство не должно быть постоянным праздником — если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда. Высшая педагогическая мудрость трудового воспитания заключается в том, чтобы утвердить в детском сердце народное отношение к труду. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой немыслимо человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде раскрывается богатство человеческих отношений».
Сухомлинский В. А. «Гармония трех начал»
Труд, по мнению Н. М. Крыловой – это целенаправленная деятельность человека по преобразованию предмета труда с помощью средств труда и трудовых действий в результат, удовлетворяющий какие – либо потребности человека. Как и во всей отечественной педагогике в программе «Детский сад – Дом радости» выделяются 4 вида труда : самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, ручной труд и труд в природе, а так же три формы его организации: поручения, дежурства, коллективный труд.
Актуальность темы.
В п. 3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий.
Условия организации труда детей :
Создание мотивации трудовой деятельности.
Создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда.
Подбор оборудования для труда.
Систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера.
Демонстрация заинтересованности педагога.
Учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка.
Поощрения в процессе и по результатам труда.
Создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам
Цель: формировать умение детей старшей дошкольной группы действовать по алгоритму, в процессе хозяйственно-бытового труда.
Задачи:
Для реализации поставленной цели предполагалось решение следующих задач:
• Изучение и анализ методической литературы по данной проблеме.
Повысить собственный уровень знаний путем:
изучения учебной, справочной и научно-методической литературы по
данной теме
• Провести педагогическую диагностику по выявлению творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
• Создать предметно - развивающую среду ;
- реализовать комплекс занятий для детей старшего дошкольного возраста
• Совершенствовать технические умения и навыки хозяйственно-бытового труда;
• Создать систему в работе с родителями по данной теме.
Содержательный раздел:
Этапы работы по созданию системы саморазвития
I этап. Самоосознание
Наш детский сад работает по программе Натальи Михайловны Крыловой «Детский сад - дом радости». Привлекает данная программа тем, что вся педагогическая система направлена на содействие развития и саморазвития каждого воспитанника как неповторимой индивидуальности. Она опирается на отечественные и зарубежные научные достижения, на традиции воспитания дошкольника в семье и в детском саду.
Большое значение придается трудовому воспитанию, привлечению детей к самостоятельному посильному труду, наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, формированию у ребенка нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда.
Методика руководства трудом включает такие средства и приемы мотивации, которые вызывают у ребенка желание охотно принимать поставленную цель и достигать ее, позволяют ребенку испытывать радость от самостоятельного процесса труда (“Я сам сделал”).
Чаще всего используется прием Тома Сойера (вспомните, как он красил забор, как он показывал, что от этой работы получает огромное удовольствие, что всем его друзьям тоже захотелось покрасить забор). Воспитатель моет чашку, игрушку, стул с таким неподдельным удовольствием, что ребенок, глядя на него, говорит: “Я тоже так хочу научиться”.
В начале работы мною была проведена диагностика:
На начальном этапе выявлено:
Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов)-
Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов)-
Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов)-
Уровень способностей детей еще не высок, я надеюсь, что отработав поставленные задачи, мы добьемся высоких результатов.
Работа педагога начинается с анализа своей деятельности, с самоизучения, осознания своих успехов и неудач, с недовольства собой, которое возникает в процессе сравнения своих результатов работы с достижениями других людей, коллег, оценки своих поступков, анализа своих переживаний.
Формы работы:
Самоанализ мотивационно- ценностного аспекта:
заполнение карт самоанализа
Самоанализ профессиональной компетенции
- Самодиагностика затруднений педагога в организации качественного образования
- Восприимчивость к нововведениям
- Рейтинговая оценка профессионального мастерства педагога
Изучив уровень своей компетентности, педагог разумно и объективно анализирует свои суждения, поступки, в конечном итоге - деятельность в целом.
Самоанализ собственных действий (рефлексия) и состояний помогает осознать свои недостатки, стимулирует возникновение желания исправлять положение дел, изменить что-то в себе, т. е развитие мотивационной сферы педагога.
Рефлексия побуждает к самооценке - оценке своих особенностей, интересов, склонностей, способностей и т. д., результаты которой позволяют организовать саморазвитие.
II этап. Планирование
1. Планирование деятельности, направленной на решение личностно- мотивационных проблем
•Изучение и анализ методической литературы по данной проблеме.
Повысить собственный уровень знаний путем:
изучения учебной, справочной и научно-методической литературы по
данной теме
2. Непрерывное образование по теме – «Технология подготовки к трудовой деятельности в старшей группе» (организация хозяйственно-бытового труда старших дошкольников)
а. Изучение литературы:
Прежде чем начать работу по данной теме, я изучила следующую методическую литературу:
1 Запорожец А. В., Маркова Т. А. Системный подход к определению предмета дошкольной педагогики // Основы дошкольной педагогики. М., 1980 С. 41–46.
2 Крылова Н. М. «Лесенка успеха», или Три грани научно-методической системы детского сада.
2 изд. СПб., 2013 240 с.
3 Крылова Н. М. «Лесенка успеха», или Три грани научно-методической системы детского сада.
М. : ТЦ Сфера, 2012 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).
4 Крылова Н. М. Детский сад – Дом радости: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. 3 изд., перераб. и доп. М. : ТЦ Сфера, 2015 352 с.
5 Крылова Н. М. Детский сад – Дом радости: Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности / Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 1985 448 с.
6 Крылова Н. М., Иванова В. Т. Дом радости. Технология внедрения Программы (64 тома для воспитателей младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп детских садов) / Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 1991 2015
7 Ладенко И. С. Методы моделирования и организации интеллектуальных систем. Новосибирск,
1987 64 с.
8 Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. В. И. Логиновой,
П. Г. Саморуковой. Ч. 1 М., 1983 С. 189–230.
9 Логинова В. И. Формирование системности знаний у детей дошкольного возраста:
дис д-ра пед. наук. Л., 1984 444 c.
10 Люблинская А. А. О построении метода изучения умственного развития детей // Вопросы
мышления детей. Л., 1962
11 Мерлин В. С. Психология индивидуальности / под ред. Е. А. Климова. М. : Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996 448 с.
12 Симонов П. В. Избранные труды в 2 т. Т. 1 Мозг: эмоции, потребности, поведение. М. : Наука,
2004 440 с.
13 Щедровицкий Г. П. Избранные труды. М. ,1995. 800 с.
Авторы предлагают оригинальный, очень увлекательный подход к работе с детьми.
Книги заинтересуют воспитателей детских дошкольных учреждений, родителей.
Через индивидуальные и подгрупповые занятия осваиваются разные формы организации трудовой деятельности : труд рядом, поручения, дежурство и коллективный труд (в бригадах, цехами, где одними из главных задач являются – сотрудничество и умение планировать и прогнозировать свою деятельность.
Одновременно детям дается понимание общественной ценности труда, для восприятия любого предмета, окружающего ребенка, как результата труда людей разных профессий и проявления к нему (труду другого) таких качеств, как бережливость и уважение
Таким образом, развитое чувство справедливости, повышенное чувство ответственности и аккуратное выполнение принятых на себя обязательств, вот тот набор качеств, который должен развиться в ребенке.
б. Планирование по теме
Месяц Неделя Форма трудовой деятельности детей
Сентябрь
Октябрь 1неделя вторник
2 неделя
Четверг
3 неделя четверг
4 неделя
четверг «Мытьё поддонов»
Хозяйственно-бытовой труд «Стирка»
Труд «Мытье стульев»
Труд «Стирка белья»
Ноябрь 2 неделя четверг
3 неделя четверг
Труд «Стирка»
Труд. «Обтирание напольного строителя»
Декабрь 1 неделя четверг Труд. «Мытьё стульев»
Январь 5 неделя четверг Труд «Мытьё кукольной посуды», стирка»
Февраль 4 неделя четверг Труд. Стирка кукольного белья»
Март 2 неделя четверг
2 неделя пятница
3 неделя четверг
4 неделя четверг Труд. «Стирка тряпочек»
Труд в бригадах : «Фабрика-прачечная» (уровень А)
Труд. «Стирка простынок»
Коллективный труд : «Мытьё игрушек» 8 штук
Апрель 3неделя четверг Труд. «Фабрика-прачечная»
Май 4 неделя четверг
5 неделя среда Коллективный труд в новых бригадах» (уровень А)
Коллективный труд в бригадах (уровень Б)
в. Трансляция опыта профессиональной деятельности –
Мастер класс- для родителей фотоотчет в группе «Телеграмм»,
Создание картотеки
Отчет –презентация по выполненной работе на пед совете.
3. Формальное образование:
- Пройти курсовую подготовку - участие в работе МО
- Участие в семинарах, мастер классах, педсоветах на уровне ДОУ
- Участие в вебинарах и онлайн- семинарах и получение сертификатов и дипломов :
- продолжить изучение современных педагогических технологий и т. д. (Крылова Н. М., Иванова В. Т. Дом радости.)
4. Участие в конкурсах, фестивалях (в том числе для воспитанников) на уровне района, ДОУ в сетевых сообществах
5. Партнерское взаимодействие с родителями
Круглый стол с родителями по теме: «Трудовое воспитание в семье». Тема: «Как привить ребенку трудолюбие?»
Папка передвижка «Как научить ребёнка трудиться»
Консультация «Как развивать интерес ребёнка к труду».
Презентация для родителей «Алгоритм действий. Хозяйственно-бытовой труд».
6. Трансляция опыта профессиональной деятельности :
- выступления на педсоветах
- проведение мастер- классов
- участие в семинарах
- презентация разработок (конспектов, дидактических пособий, презентаций)
- публикации и т. д. (личный сайт педагога)
III этап. Анализ результатов – формирование «Портфолио воспитателя»
Практический выход: оценка уровня профессиональной квалификации педагогических работников
Организационный раздел:
Программа реализуется на базе МБДОУ Вахтанский детский сад «Одуванчик».
Для реализации программы используется материально- техническая база учреждения.
1 Повысить собственный уровень знаний путем:
прохождения курсов повышения квалификации
изучения учебной, справочной и научно-методической литературы по
данной теме
самообразования
2 Продолжить изучение требований ФГОС ДО.
3 Систематизировать работу по этой теме, используя новые
информационные технологии (мультимедийное оборудование, интернет-трансляции)
4 Способствовать освоению и применению в профессиональной
деятельности «Технологии подготовки к трудовой деятельности в старшей группе» (организации хозяйственно-бытового труда старших дошкольников).
5 Разработать семинар - практикум для родителей, мастер-класс по теме»