Татьяна Удалова
Развитие речевой активности детей посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речевой активности детей посредством театрализованной деятельности»
В настоящее время все больше внимания уделяется речевому развитию дошкольников, формированию устной речи и навыков речевого общения с окружающими. Введение ФГОС ДО ориентирует педагогов на игровой характер процесса образования, поскольку игра является основным видом деятельности для дошкольника. Одну из разновидностей игры представляет театрализованная игра. Развитие театрализованной деятельности – как одного из видов игры является актуальной для активизации речевого развития дошкольников.
Публикация «Развитие речевой активности детей посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Я считаю актуальным развитие театрализованной деятельности - как одного из видов игры, так как игра составляет большую часть времени детей, а театрализация может органично включаться в различные режимные моменты. Дети непосредственны, открыты миру, им всё интересно, они всё хотят попробовать, примерить на себя, а мы должны ориентироваться на их интересы и потребности, развивая их всесторонне. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, свободно общаться с детьми и взрослыми в разных ситуациях, импровизировать, развивая речевую активность у детей.
2 слайд
Развитие театральной деятельности позволяет нам решать следующие задачи:
• Пополнение словарного запаса.
• Активизация словаря детей.
• Совершенствование звуковой культуры речи, интонационного строя.
• Развитие диалогической и монологической форм речи.
• Развитие умения передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
• Способствовать развитию речи как средства общения (речь должна стать полноценным средством общения детей друг с другом, речевое раскрепощение детей.
• Воспитание культуры речи, повышение общей культуры ребёнка.
• Раскрытие личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
3 слайд
Практическая работа осуществляется по трем направлениям:
• Организация развивающей предметно-пространственной среды;
• Взаимодействие с детьми;
• Взаимодействие с взрослыми;
4 слайд
Первое направление – формирование развивающей среды: создание театрального уголка в группе, включающего в себя:
• настольный театр;
• театр резиновой игрушки;
• театр мягкой игрушки;
• плоскостной театр;
• пальчиковый театр;
• декорации;
• театр конусной, цилиндрической игрушки;
• теневой театр и др.
Для развития театральной деятельности в группе созданы следующие условия:
• имеются виды театров: теневой, кукольный, пальчиковый, игрушек, настольный, перчаточный;
• маски для игр - драматизаций;
• ширма;
• набор декораций;
• аудиотека классической и релаксационной музыки, «звуков природы», музыкальной артикуляционной гимнастики, подборка мультимедийных презентаций.
5 слайд
Второе направление – это работа с детьми: творческая деятельность детей, как совместная с воспитателем в режимные моменты, так и самостоятельная. При работе с детьми используются следующие методы:
• интонационное проговаривание потешек;
• сочинение сказок;
• модификация сказок;
• сопровождение движений кукол песенкой, интерес и желание танцевать.
6 слайд
Третье направление - «Взаимодействие с взрослыми»: работа с родителями и специалистами ДОУ. Она включает в себя:
• совместное посещение театров семьями;
• совместное изготовление костюмов;
• создание выставок игрушек сделанных своими руками;
• подготовка и репетиции драматизации сказок;
• совместное выступление детей и их родителей.
7 слайд
Театрализованные игры строю на основе литературных или фольклорных произведений. Среди театрализованных игр Артемова Л. В. различает игры-драматизации и режиссерские игры.
В играх-драматизациях ребенок сам исполняет роль «артиста», передает образ героя, используя вербальные и невербальные (интонация, мимика, жесты) средства коммуникации.
8 слайд
Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, сказочных персонажей, ролевые диалоги на основе текста, инсценировки произведений. В подобных играх усваивается богатство родного языка, его выразительные средства. Игры-драматизации способствуют формированию диалогической, эмоционально насыщенной речи. Проигрывание потешек, сказок также влияет на перенос новых слов, словосочетаний в активный словарь ребенка. Ни один другой вид деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация.
9 слайд
Драматизация «Сказка о глупом мышонке» стала первой сказкой, которую мы подготовили для показа не только для ребят других групп, но и показали сказку для детей из ДОУ №1 во время проведения викторины по произведениям С. Я. Маршака. В процессе разучивания ролей дети узнают значение многих малоупотребляемых слов и вводят их в словарь, стимулируется активность речи за счет расширения словарного запаса.
10 слайд
Так при подготовке спектакля «Дюймовочка» дети стали активно использовать малоупотребляемые слова и фразы такие как «голубушка», «милая», «благодарю», «Восхищен твоей красою!» и т. д.
11 слайд
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки, которыми управляет ребенок. Используя разные средства вербальной выразительности, он «озвучивает» героев и комментирует сюжет. Режиссерские театрализованные игры включают в себя настольный театр, плоскостной (фланелаграф) и объемный (бибабо, пальчиковый) театр.
В среднем дошкольном возрасте одной из главных задач речевого развития является воспитание звуковой стороны речи – темпа, интонации, силы голоса. Для решения подобной задачи совместно с детьми разыгрываем русские народные сказки. «Три медведя», «Рукавичка» позволяют дошкольникам произносить одни и те же реплики низким (Михайло Потапыч) и высоким (Мишутка, мышка, лягушка) голосом. Драматизация сказки «Теремок», «Кот, петух и лиса» учит имитации движений животных, тренирует детей в употреблении вопросительной и восклицательной интонации. Диалогическая речь, являясь первичной формой речи, служит основой для зарождения монологической речи. Именно в диалоге ребенок учится выслушивать собеседника, задавать вопросы. Необходимость развития у ребенка умения строить диалог решается при разыгрывании различных сказок, потешек («Колобок», «Под грибом», «Кисонька-мурысенька», «Курочка-рябушечка»). Развитию речевых способностей ребенка, а именно умению составлять рассказы способствуют различные упражнения, предлагаемые Ушаковой О. С., например, «Продолжи сказку…». Также важно учить ребенка видеть начало, середину и конец рассказа, действия. Подобное умение можно формировать в упражнении «Разложи картинки» (по сказкам «Рукавичка», «Под грибом», «Три медведя»). Различные упражнения, проводимые в начале или после окончания театрализованной игры, способствуют и активизации словарного запаса, развитию грамматического строя речи. Например, использование игр Ушаковой О. С. «Кто лучше похвалит», «Назови одним словом» при драматизации сказки «Три медведя» пополняет словарь ребенка прилагательными, обобщающими понятиями (мебель, посуда, игра «Кто что умеет делать» при инсценировке потешки «Наши уточки с утра…» обогащает речь ребенка глаголами (крякать, гоготать, кукарекать).
12 слайд
В ходе режимных моментов наиболее оптимальным является общение с взрослым, во время проведения культурно-гигиенических процедур, даю образец правильной интонационной речи при проговаривании потешек, поговорок в процессе приучения детей к самообслуживанию. При проведении культурно-гигиенических процедур организую рассматривание предметов и вспоминание потешек. Накрывании на стол – героев сказок, которые расставляли предметы посуды на стол, «Эта ложка простая – котова, эта ложка простая – Петина…». При умывании – предметов гигиены, при одевании на прогулку закрепление стихотворения «Одевалочка» последовательности одевания одежды с элементами драматизации и подготовке ко сну – последовательность снимания одежды.
Таким образом, театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется активизация и совершенствование словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость, вызывает активный интерес, увлекает, создаёт психологический комфорт пребывания детей в дошкольном учреждении.
13 слайд Благодарю за внимание