Татьяна Лобанова
Программа по самообразованию на тему «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы
Срок работы над темой: 4 месяца
Дата начала работы над темой: сентябрь 2018 г.
Предполагаемая дата окончания работы: декабрь 2018 года.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1) Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;
2) Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры
Публикация «Программа по самообразованию на тему „Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковые игры. Самообразование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
3)Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
4)Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.
Актуальность:
Работая в группе раннего возраста, я заметила, что не у всех детей этого возраста хорошо развита активная речь. Так в чём же причина? Меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к научной и педагогической литературе, в частности, к книгам современных педагогов – Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Л. П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»
В младшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.
План работы на 2018 - 2019 уч. г.
Сроки Деятельность педагога. Пополнение развивающей среды по речевому развитию и
изготовление пособий Работа с родителями Работа с детьми
Сентябрь Изучение литературы: Агапова И. А., Давыдова М. А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М. : ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;
Посещение консультации воспитателя Н. М. Орловой «Расскажи стихи руками»
Проведение консультации «Развитие речи дошкольников в процессе повседневного общения»
Посещение мастер-класса для воспитателей по проведению игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста (Краженовская Н. В.)
Подборка игр и дидактических пособий
Подборка скороговорок
Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе
Консультация «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»
Индивидуальные беседы с родителями по теме самообразования
Разучивание новых пальчиковых игр.
Пальчиковые игры.
Подвижная игра «Огуречик, огуречик».
Отгадывание детьми загадок.
Разучивание с детьми физкультминуток
Комплексы пальчиковой гимнастики Картотека пальчиковых игр
Рисуем нетрадиционным способом.
Загадки про брови, глаза, нос, зубы, язык, руки, пальцы.
Оздоровительная минутка- самомассаж ушей.
октябрь Изучение литературы:
Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011.
Анищенкова Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007.
Посещение консультации воспитателя Н. М. Орловой «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»
Посещение консультации воспитателя Е. Н. Гуц «Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста»
Проведение консультации «Методы и приемы педагогического воздействия на речевое развитие детей в ДОУ»
Посещение семинара-практикума учителя-логопеда Е. В. Бурлаковой «Логопедическое ассорти» Подборка загадок.
Памятки, информационные проспекты
Беседа: Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности.
Выставки детских работ Русская народная сказка «Репка» при помощи пальчикового театра
Чтение рассказов и стихотворений при помощи пальчиков (показ воспитателя)
Отгадывание детьми загадок.
Разучивание с детьми физкультминуток
Чтение скороговорок.
Расказывание по мнемотаблицам.
ноябрь Изучение литературы:
Крупенчук О. И., «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург 2005;
Посещение консультации воспитателя Е. В. Немцевой «Играем пальчиками и развиваем речь»
Проведение консультации «Развитие речи детей в игре»
Проведение мастер-класса «Развитие речи с использованием игровых технологий»
Посещение семинара-практикума учителя-логопеда Е. В. Бурлаковой «Учимся играя»
Посещение мастер-класса Е. Н. Гуц «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Мастер – класс для родителей
«Волшебные рисунки» Пальчиковая гимнастика : «Дом», «Гости», «Горшок», «Комар», «Котик», «Апельсин».
Чтение скороговорок.
декабрь Изучение литературы:
Борисенко М. Г., Лукина Н. А. «Наши пальчики играют». – СПб. : «Паритет», 2003;
Громова О. Н., Прокопенко Т. А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М. : «ГНОМ и Д», 2002;
Посещение семинара-практикума учителя-логопеда Е. В. Бурлаковой «Путешествие в страну красивой речи»;
Практикум для воспитателей младших групп «Речевые игры в детском саду»
Посещение семинара-практикума Е. Н. Гуц «Развитие речи в дошкольном возрасте –основа, фундамент для ребенка»
Семейный клуб «Моё солнышко» по теме самообразования
Список использованной литературы :
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М. : ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;
2. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
3. Анищенкова Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.
4. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2004. – 213 с.
5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 2005. – 160 с.
6. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. «Наши пальчики играют». – СПб. : «Паритет», 2003;
7. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М. : «ГНОМ и Д», 2002;
8. Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «Невская нота», 2010;
9. Крупенчук О. И., «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург 2005
10. Маханёва М. Д., Рещикова С. В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М. : Творческий центр Сфера, 2009.
11. Черенкова Е. Н., «Оригинальные пальчиковые игры». «Рипол-классик» Москва 2008