Ольга Аланина
Педагогический проект «Развитие речи детей младшего возраста посредством пальчиковых игр и изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Кизнерский детский сад № 4»
Руководитель проекта: воспитатель по Изобразительной деятельности
Аланина Ольга Андреевна
Педагогический проек: «Развитие речи детей младшего возраста посредством пальчиковых игр и изобразительной деятельности»
Публикация «Педагогический проект „Развитие речи детей младшего возраста посредством пальчиковых игр и изобразительной деятельности“» размещена в разделах
- Игры для детей
- ИЗО, изобразительное искусство. Игры, дидактические пособия
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- ИЗО. Проекты, проектная деятельность
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем лучше ребенок»
(Василий Александрович Сухомлинский)
Актуальность проекта. Уровень речевого развития детей младшего дошкольного возраста, поступающих в детский сад, в большинстве не соответствует возрастной норме. По данным анализа результатов психолого-педагогического обследования детей, поступающих в дошкольные образовательные учреждения, нарушения речевого развития наблюдаются у 70% дошкольников.
Многие родители не владеют знаниями о том, что простые движения пальчиков имеют огромное значение для речевого развития ребенка. По этой причине они мало уделяют внимания развитию мелкой моторики, не играют с детьми в пальчиковые игры, редко дают детям в домашних условиях изобразительные материалы, не проявляют интереса к детскому рисунку.
Развитие речи - одна из важных задач в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Пальчиковые игры и изобразительная деятельность – хорошие помощники для того, чтобы улучшить произношение многих звуков, готовить руку ребенка к письму, развивать координацию и мн. др. Своевременное и правильное развитие речи является гарантией правильного формирования всей психической деятельности ребенка.
Данная проблема вызывает необходимость разработки современных образовательных программ и технологий в дошкольных образовательных учреждениях. Проектная деятельность – один из способов организации комплексной исследовательской работы по решению проблемы. Если такая деятельность осуществляется в тесном сотрудничестве с родителями, то результаты то возможность решения проблемы повышается.
Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатель по изобразительной деятельности, воспитатели, родители.
Цель: Осуществление непрерывных воспитательно - образовательных отношений по развитию у детей младшего дошкольного возраста активной речи, путем развития мелкой моторики, используя пальчиковые игры и изобразительную деятельность.
Задачи:
1. Формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения на материале изобразительной деятельности;
2. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос;
3. Помогать детям в освоении доступных для них способов изображения в рисовании, лепке;
4. Знакомить со свойствами материалов (краска, пластилин, песок) и элементарными приемами их использования;
5. Развивать мелкую моторику пальцев рук;
6. Развивать навыки речевого общения, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия на материале изобразительной деятельности;
7. Развить восприятие речи детьми, обогащать их словарный запас;
8. Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально;
9. Воспитывать интерес к собственной изобразительной деятельности: желание рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует;
10. Воспитывать у малышей интерес к предметам изобразительного искусства (иллюстрации в книжках).
Вид проекта: Художественно – речевой
Сроки реализации проекта:
Проект долгосрочный
Срок реализации проекта ноябрь 2017 г. – май 2018г.
Это обусловлено тем, что дети должны получить теоретические знания и возможность закрепить их в практической деятельности.
Этапы и их сроки проведения:
Подготовительный этап (ноябрь 2017 года - декабрь 2017 года)
Основной этап (январь 2018 года - апрель 2018 года)
Заключительный этап (май 2018 года)
Формы организации:
• Занятия продуктивной деятельностью
• Индивидуальная работа с ребенком
• Коллективные работы
• Тематические рисования
• Пальчиковая гимнастика
• Дидактические игры
• Физкультминутки
Новизна и оригинальность: для активизации речевого развития именно на начальном этапе, используются различные виды деятельности: рисование ладошками и пальчиками, на песке и манной крупе; пальчиковые игры на развитие мелкой моторики, лепка.
Пальчиковые игры и рисование манкой на световом столе оригинальны и интересны тем, что представляют собой маленький театр, где актеры - это пальчики ребят. Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность.
Ожидаемые результаты:
активное взаимодействие с родителями
овладение навыками пальчиковых игр
формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности
смелое и уверенное пользование детьми различными материалами изобразительной деятельности
Ход проекта
Подготовительный этап (приложение 1)
№
п/п Мероприятия Сроки реализации
1. Подбор консультаций и изучение методической литературы по теме «Развитие речи детей младшего возраста посредством пальчиковых игр и изобразительной деятельности»
Ноябрь
2. Составление картотеки пальчиковых игр Ноябрь
3. Составление проекта Декабрь
4. Составление картотеки дидактических игр по нетрадиционному рисованию (приложение 2) Декабрь
5. Наполнение уголка изобразительной деятельности необходимыми материалами и оборудованием в течение года
6. Обогащение играми сенсорного уголка в течение года
Основной этап (приложение 3)
№
п/п Мероприятия Сроки реализации
1. Консультация для родителей «С пальчиками играем - речь развиваем» Январь
2. Цикл пальчиковых игр (приложение 4) Январь - Май
3. НОД по ИЗО по перспективному плану Январь - Май
4. Выставка семейных рисунков «Мой любимый детский сад» (приложение 5) Январь
5. Материал в родительский уголок «Нетрадиционное рисование в развитии речи детей» Февраль
6. Цикл нетрадиционные методы рисования (приложение 6) Январь - Май
7. Обогащение предметно - развивающей среды (столик для рисования песком и манной крупой) Март
8. Цикл «Рисуем манной крупой и песком» Апрель
9. Разработка памяток для родителей
«Как организовать домашнее рисование» Апрель
Заключительный этап
№
п/п Мероприятия Сроки реализации
1. Выступление на педсовете с проектом Май
2. Конкурс семейных рисунков «Пальчики, ладошки и ножки» Май
3. Развлекательно - познавательный КВН по изобразительной деятельности. Май
Приемы и методы:
1. Наглядные приемы (приложение 7)
На занятиях я использую предметы натуры, репродукции картин, образцы и другие наглядные пособия.
В ходе рассматривания и обследования предметов дети называют его название и его части, выделяют их признаки, определяют назначение предмета, тем самым происходит пополнение словарного запаса.
Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание для их речи. Дети учатся видеть в картинах главное, точно и живо описывать изображение, излагать свои мысли в логической последовательности, описывать содержание картины. Решая задачи развивать память, применяю игровые приёмы. Формируя перспективные действия, направленные на обследования предмета, мы развиваем зрительное восприятие детей и так же происходит пополнение словарного запаса. Пример: «Это рябина. Она состоит из кроны, ствола, корней, плодов. В зависимости от окраски и формы рябины бывают, высокие и низкие, прямые и кривые, толстые и тонкие и т. д.». На следующем этапе происходит развитие навыков использования различного типа простых предложений.
Так же использую сличение работы с образцом, комментирование действий, групповые выставки, рассматривание иллюстраций и анализ работ.
2. Словесные приемы (приложение 8)
Побуждаю ребёнка к самостоятельным высказываниям. Это высказывание состоит из одного слова, затем приобретает форму простого предложения, затем разрастается до самостоятельно построенного предложения из 2-3 слов, потом из 3-4 слов.
Наряду с сопряжённой речью я использую и отражённую форму речи - повторное произнесение ребёнком отдельных слов, фраз вслед за мной. Рационально использование образных сравнений, стихотворных текстов, загадок, которые помогают создавать характеристики объектов, способствуют развитию у детей образного восприятия и обогащению речи выразительными средствами.
Решая задачи развивать память, применяю игровые приёмы. Например, использую игру «Цветная сказка». Я читаю сказку вслух, а дети должны составить цветовую картину. Как только ребёнок услышит название какого-либо цвета в сказке, он берёт соответствующий карандаш и закрашивает первый квадрат, затем следующий. Например: «Пришёл дед в огород и стал копать коричневую землю. Решил посадить жёлтую репку». Ребёнок должен вспомнить всю сказку, опираясь на цветовые подсказки.
При организации общения в форме диалога, ребёнок речью сопровождает выполняемые действия. Пример: «Что ты сейчас рисуешь? - Я рисую ствол рябины. - Что ты нарисовал? - Я нарисовал крону и ствол рябины». Также провожу работу по словообразованию существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик, -чик, -ок, ек- и т. д. Например: Ребенок называет предмет, изображенный на картинке, или называет тот предмет, который хочет изобразить, потом называет в ласкательной форме (лист – листик, рукав – рукавчик, нос – носик, воробей – воробышек и др.).
В рамках реализации перспективного плана проводила занятия с применением приставочных глаголов. Например: предлагаю детям нарисовать лыжника и его путь с горы, в гору, около дома. Дальше спрашиваю, куда поедет лыжник. Ответ: «С горы съехал, по дороге поехал, вокруг дома объехал». Перед каждым занятием провожу речевую разминку или артикуляционную гимнастику, она создаёт положительный микроклимат, атмосферу близости и доверия друг к другу.
3. Практические приемы (приложение 9)
Практические приемы я применяю в нетрадиционной технике рисования, сюжетные рисования, лепку. Большое значение в практических приемах уделяю пальчиковой гимнастике, она целенаправленна для развития мелкой моторики и развития речи детей.
Этот прием мы рассмотрим подробнее в методах, которые я применяю для осуществления поставленных задач.
1. Метод сюжетного рисования (приложение 10)
Показываю детям на своем примере, как передавать свои впечатления от окружающей действительности, уметь разнообразить содержание своих рисунков, так же даю детям самостоятельно определить сюжет рисунка на заданную тему или по замыслу. Например: Даю детям два слова и предлагаю из них составить небольшой рассказ. Фрагменты этого рассказа зарисовываем. Или предлагаю детям зарисовать героев двух сказок и составить рассказ или сказку. Можно дать детям задание сочинить сказку и нарисовать к ней иллюстрации.
2. Метод декоративного рисования (приложение 11)
Метод обогащает представления детей об окружающих предметах и способствует появлению умственной и речевой активности, побуждает детей видеть красоту и развивать воображение. Учу изображать геометрические формы, усложняю понятие о симметрии при этом обогащается словарный запас ребенка. Знакомлю детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народов нашей страны.
3. Метод нетрадиционных техник рисования (приложение 12)
Метод является одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что в свою очередь, оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга.
Этот метод позволяет мне развивать у детей сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами: разноцветные нити и веревочки, ватные палочки, пластилин, крупа и т. д.
Рисование на манке. Материалы: световой стол для рисования, подносы с различным цветом дна, манка. Способ получения изображения: Нужно равномерно рассыпать на подносе (на столе) манку и продемонстрировать ребенку, как можно рисовать на ней пальцем, изображая волнистые линии, прямые, либо геометрические фигуры. Возьмите палец ребенка и проведите им по крупе. В результате получится контрастная линия. Предоставьте возможность малышу самостоятельно ознакомиться с техникой рисования манкой на подносе. Пусть он нарисует несколько хаотических линий. Затем можно попробовать вместе изобразить определенный предмет. К примеру, волны, забор, дождик, солнце.
4. Лепка (скульптура) (приложение13)
Данный метод, так же как и все вышеперечисленные методы, позволяет более углубленно развивать мелкую моторику, развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцами.
На занятии по лепке определяю пропорции и подчеркиваю характер формы предмета, затем задаю детям вопросы, направляющие их внимание на выявление характерных особенностей формы и на ее решение. Во время беседы в начале занятий уточняется композиционное решение. Большое значение для детей приобретает анализ работ в конце занятия, который организуется в виде беседы. Дети сами задают друг другу вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов.
Лепку можно использовать не только в групповом помещении, но и на улице (приложение14). Вместе с детьми мы лепим из снега разные фигуры животных. Затем предлагаю им, вспомнить художественные литературные произведения с вылепленным героем. Например: «Дети мы вылепили крокодила, вспомните, в каких литературных художественных произведениях вы слышали про крокодила», ответы: - «Что ест за обедом крокодил?», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Краденое солнце» и т. д. Так же дети вспоминают, строки из произведений связанные с этим героем и все, что они знают об этом животном и играют в игры.
5. Дидактические игры по изобразительной деятельности (приложение 15)
Эти игры я использую в организации самостоятельной продуктивной деятельности ребенка, и также в индивидуальной работе с детьми.
Они направлен на расширение представлений детей в области искусства, развитие художественных навыков и вкуса, тренировку познавательных процессов (внимание, мышление, воображение, речь).
Игра «Волшебная палитра», «Знатоки», «Подбери узор», «Найди пару, художники», «Собери пейзаж», «Сочини сказку», «Рисунок – загадка», «Три краски», «Оживи предмет», «Волшебник», «Четвертый лишний»,«Каляки – маляки», «Собери матрешку» и т. п.
Пальчиковые игры «Я рисую».
Промежуточные результаты проекта:
Созданы условия для практического применения детьми полученных знаний на практике (уголки ИЗО деятельности, наборы материалов для нетрадиционного рисования, картотеки пальчиковых игр, дидактические игры, световой стол для рисования песком);
Разработана система по развитию речи детей младшего возраста с помощью пальчиковых игр и приемов рисования;
Родители взаимодействуют с педагогами по вопросу развития речи детей, совершенствуют в домашних условиях навыки пальчиковых игр и изобразительных действий, о чем свидетельствуют выставки совместных работ;
Воспитанники стали чаще применять полученные навыки в различных видах деятельности ДОУ;
Повысился интерес детей к художественно-продуктивной деятельности;
Обогащается словарный запас;
Речь стала эмоциональнее.
Рекомендуем использование данного проекта родителям, воспитателям по изобразительной деятельности и воспитателям всех возрастных групп других детских садов.