Юлия Абалтусова
Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений
Целью моей работы является овладение детьми дошкольного возраста певческими навыками.
Публикация «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, была выстроена система формирования певческих навыков ребенка дошкольного возраста. Для этого были систематизированы и адаптированы к уровню вокальных возможностей дошкольника вокальные упражнения Е. Тиличеевой, Н. Ветлугиной, М. Картушиной, О. Кацер, А. Битус, упражнения на развитие голосового аппарата по системе В. Емельянова и упражнения на развитие напевности Д. Огороднова.
Чтобы начать обучение пению необходимо определить диапазон звучания, тип и особенности голоса ребенка, и систематически его укреплять, создавая благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую развитию голоса и слуха. А координация голоса и слуха – важнейшее условие развития певческих способностей детей.
Теоретической базой моей работы являются разработки Н. А. Метлова, Д. Б. Кабалевского, Н. А. Ветлугиной, Д. Е. Огороднова и другие.
Изучая природу и развитие детского слуха и голоса, видный советский педагог-музыкант, кандидат педагогических наук Н. А. Метлов в своей методике определяет особенности голосового аппарата, физиологические возможности дошкольников, их певческие умения и навыки, диапазон голосов детей разных возрастных групп, требования к песенному репертуару детского сада. При этом музыкант-практик большую роль отводил вокальной технике самого педагога, занимающегося с дошкольниками : «Песня должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и во время игр, на прогулках, входить в детскую жизнь. Это возможно, если воспитатель любит песни и умеет петь». В последние годы использование комплексности и системности для более глубокого эмоционально-эстетического воздействия нашли яркое отражение в программе, разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского. В ней он подчёркивает, что активное восприятие музыки – это «основа музыкально-эстетического воспитания в целом и всех его звеньев в частности. Без активного восприятия музыки не может быть качественного пения». Это положение было взято за основу и в программе по музыкальному воспитанию, разработанной под руководством Н. А. Ветлугиной, в которой предлагается цикл песен-упражнений, способствующих развитию музыкальности ребёнка (ладового и ритмического чувства, звуковысотного и динамического слуха).
В современной практике широко используются вокальные упражнения педагога-музыканта и детского композитора Е. Н. Тиличеевой, которые помогают детям овладеть элементарными певческими навыками, достигать в пении непринуждённости и лёгкости звучания, правильного дыхания.
Представляет интерес технология В. Емельянова, в которой представлена разработанная система мер по охране и защите детского голоса. И, наконец, «Методика комплексного музыкально-певческого воспитания» Д. Е. Огороднова - научный труд, как нельзя лучше отвечающий духу нашего времени. Эту книгу можно назвать кодексом музыканта. Исходные позиции его методики предполагают использование всех внутренних ресурсов разных сторон способностей детей в их взаимодействии, чему в значительной мере способствует система записи вокально-ладовых упражнений. Запись позволяет наглядно и чётко выразить действия ребёнка при выполнении им вокального упражнения и, таким образом, «алгоритмировать» процесс выработки основных вокальных навыков.
Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая малышей вокалу, нужно учитывать, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка. Системная работа позволяет учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребёнка, поэтому приоритетным в работе считаю индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка.
Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.
Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.
Подбор репертуара, пожалуй, самая важная и сложная задача – найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, была доступна для исполнения. Для каждой возрастной группы подобран интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. Ведь песни, потешки вызывают у детей всплеск положительных эмоций, создают радостное настроение, воспитывают оптимистический характер.
После подбора репертуара начинается вокально-хоровая работа.
В первую очередь, детям напоминаются правила певческой установки, и постоянно контролируется их выполнение, ведь от того, насколько свободно и, в то же время, активно чувствует себя поющий, зависит соответствующее физическое состояние, верное дыхание, необходимый характер звука, эмоциональность.
Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.
Певческая установка (правила пения) :
• сидеть (стоять) ровно;
• не сутулиться;
• корпус и шею не напрягать
• голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;
• дыхание брать свободно (не брать в середине слова);
• петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;
• рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука;
• нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.
На этапе формирования вокально-хоровых навыков в работу включаются одновременно почти все элементы вокально-хоровой техники, а в последующие периоды они углубляются. Их последовательность и постепенность выглядит следующим образом.
Вокально-хоровые навыки :
дыхание
звукообразование
дикция
чистота интонирования
ансамбль
Вначале идет работа над выработкой напевности звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием, которое существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. Это сложный и длительный процесс, поэтому на начальном этапе обучения он сводится к овладению плавным и равномерным вдохом, и выдохом, не прерывающим музыкальную фразу. Такой выдох во многом зависит от верно взятого дыхания. Очень важно научить ребенка правильно и в нужном месте брать дыхание. Необходимо, чтобы ребенок понял, что от него хотят.
Например: «Вот смотрите, я пою всю фразу на одном дыхании, а допеть не могу. Почему? Попробуй ты». Ребенок… «Чувствуешь?» «Не хватило силы». «Правильно, только не силы, а воздуха. Значит надо его опять набрать в легкие. Вздох и поем дальше».
Научить детей спокойному вдоху, не перегруженному воздухом, без участия плеч помогают упражнения из дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой («Ладошки», «Погонщики», «Насос», «Кошечка» и другие) и системе Д. Огороднова («Понюхать цветок»).
В дальнейшем задача усложняется – дети учатся быстрому спокойному вдоху в подвижных песнях и между фразами.
Работа над певческим дыханием связана со звукообразованием. И здесь, конечно, необходима система – певческие упражнения и постепенные напоминания. Использую показ жестом, помогающим вовремя взять дыхание. Предлагаю после вступления к песне «понюхать цветок» и сразу начать петь. Чтобы дети не разрывали слово, показываю правильное и неправильное исполнение. Затем правильно исполняем упражнения. Для развития дыхания пропеваем на выдохе гласные звуки, открытые слоги ( например: да, та, ля, фразы, начиная с коротких и постепенно переходя к более длинным ( например: «Я иду и пою»).
Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность.
Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с младшей группы, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз. Например, в русской народной песне «Петушок» надо петь протяжно последний слог в слове «петушок» или в песне «Корова» М. Раухвергера последний слог в слове «по лужку» (конец музыкальной фразы).
Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен (например, «Во поле береза стояла»). Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения.
Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в весёлых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Я стараюсь научить детей певческой дикции, объясняю им, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываю, как произносятся отдельные фразы и слова. Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении.
Поэтому мы сначала определяем содержание песни, расшифровываем непонятные слова, находим кульминацию.
Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.
Артикуляционная гимнастика
Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Например, игра «Язычок»
(артикуляционная игра для малышей. Игра заключается в том, что язычок «путешествует» по рту ребенка и тем самым разогревает все необходимые мышцы. Во время игры детям рассказывается стишок и они должны повторять за ведущим все движения).
«Влево вправо (протыкаем языком щеку слева,
(теперь щеку справа,
Раз, два (опять слева)
(опять справа).
Вверх вниз (протыкаем языком верхнюю губу,
(нижнюю,
Вверх — вниз
Язычок, не ленись! (еще по разу верхнюю и нижнюю губу).
Губы, просыпайтесь!
Ротик, открывайся (вибрируем губами) (очень широко открываем рот!
Язычок, покажись, и зубов не страшись (кусаем кончик своего языка,
(высовываем язык вперед и убираем его назад, при этом покусывая всю поверхность языка!
А зубы-то, а зубыкусают даже губы (кусаем нижнюю губу).
Кусаются, кусаютсяи не унимаются. (кусаем верхнюю губу)
А губы то хохочут,то сильно обижаются (в улыбке открываем верхние зубы,
(выворачиваем нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение).
То весело хохочут,то снова обижаются (в улыбке открыть верхние зубы,
(выворачиваем нижнюю губу).
Зубам надоело кусать — стали язык жевать (жуем язык боковыми зубами).
Язычок — не лист капустный, он совсем, совсем не вкусный!
Зубки, зубки, успокойтесь, хорошенечко умойтесь (проводим языком между верхней губой и зубами).
Не сердитесь, не кусайтесь, а вместе с нами улыбайтесь! (проводим языком между нижней губой и зубами) (улыбаемся)
Также неоценимое значение оказывают упражнения по системе В. Емельянова, которые делятся на статические и динамические.
Данные артикуляционные упражнения предварительно отрабатываются на занятиях с учителем-логопедом перед зеркалом, чтобы дети имели возможность проконтролировать качество выполнения каждого движения. На музыкальных занятиях детьми выполняются уже разученные артикуляционные упражнения, поэтому зрительный контроль в этом случае необязателен. На одном музыкальном занятии перед пением берётся не более пяти упражнений. По мере их усвоения детьми, вводятся новые упражнения.
Примеры статических артикуляционных упражнений.
Статические артикуляционные упражнения должны выполняться в медленном темпе (каждая артикуляционная поза удерживается в течение 3-7 секунд, после чего язык, губы и щёки принимают нейтральное положение на такое же время).
Цель статических упражнений – выработка у ребёнка умения удерживать органы артикуляции в определённом положении.
1. «Птенчик» - широко открыть рот;
2. «Улыбка» - широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти при этом сжаты);
3. «Трубочка» - губы вытянуты вперёд, как при произнесении звука У.
В отличие от статических, динамические упражнения служат для выработки умения переключаться с одной артпозы на другую, поэтому должны выполняться в более быстром темпе
Примеры динамических артикуляционных упражнений
1. «Часики» – рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на «раз» - к левому уголку рта, на «два» - к правому. Вместо счёта «раз-два» произносим звукоподражания: «тик-так»;
2. «Улыбка – трубочка» - на «раз» - губы в улыбке, на «два» - губы вытянуть вперёд трубочкой. Это же упражнение представляем детям, как «Весёлый и грустный» : улыбка – весёлый человечек, губы в положении «Трубочка» - грустный. Музыкальное сопровождение – «Клоуны» музыка Д. Кабалевского;
Ритмодекламация – это синтез поэзии и музыки. В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламациия рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма и выразительного речевого интонирования у детей. До тех пор, пока ребёнок не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь. На занятиях даже плохо поющие дети с большим удовольствием участвуют в ритмодекламации. Почему так происходит?
Во-первых, это интересное соединение красивой, современной, эмоционально-образной музыки и ярких самобытных поэтических текстов. Опора на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Таким образом, ритмодекламация развивает у детей чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.
Например, речевая зарядка:
Покажите-ка, ребята, как мы в лес шагали?
Вот так, вот так, весело шагали.
Налетели комары, мы их отгоняли.
Вот так, вот так, мы их отгоняли.
Рассердились и потом шишки в них кидали,
вот так, вот так, шишки в них кидали.
Вдруг полил из тучи дождь, мы все испугались,
позабыли мы про шишки, и домой помчались. шагаем
Работу над интонированием (точное воспроизведение мелодии) начинаю с понятия высоты звука. Чистота интонации зависит от музыкального окружения ребенка. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Одна из причин неверной интонации – не умение пользоваться средним и верхним регистром. В этом случае я использую транспонирование мелодии в удобную ребенку тональность. Сначала я предлагаю детям выполнить упражнения на звукоподражания, затем петь прибаутки. Желательно, чтобы мелодия шла сверху вниз: это сразу дает настройку голосового аппарата на высокое звучание.
Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Этого можно достичь, акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном начал и окончании пения фраз. Следует стремиться не только к одновременности пения, но и его выразительности, мягкие окончания фраз, динамические оттенки, смысловые акценты, качество звуковедения соответствующего характеру музыки.
Ансамбль у детей достигается постепенно. Во второй младшей группе в начале года малыши включаются в пение лишь после того, как начнет петь педагог, а уже в конце года начинают песню по окончании музыкального вступления.
Заметный результат в формировании навыков ансамбля и строя и у малышей, и у старших детей – даёт приём пения «цепочкой». Малыши осваивают его, «играя с песенкой». Для такой игры подходят песенки с повторяющимися музыкальными фразами, (например, р. н. п. «Петушок» обр. М. Красева, «Зайчик» обр. Г. Лобачёва и другие). В средней группе используются разнообразные варианты перекличек: пение «по цепочке», дуэтом, трио (вместе с воспитателем, поочерёдное пение (воспитатель, дети, и музыкальный руководитель). В такой же последовательности совершенствуется ансамблевый строй и у детей старших групп. Здесь к пению «по цепочке» добавляются «песенки-эхо» и «пение про себя». Такая работа по выработке навыка стройного, слитного пения имеет цель – научить детей интонационно точно исполнять мелодии при коллективном пении в унисон.
Для того чтобы научить детей стройному, слитному пению, можно также пользоваться следующими приемами. Прежде всего, перед началом пения надо собрать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступление, дать знак - взмах рукой или движение головой, чтобы все начали песню одновременно, после вступления. Если такого вступления нет, то рекомендуется проиграть начало песни (запев, первую музыкальную фразу, а иногда и всю песню.
Можно собрать внимание детей, проиграв первый интервал песни или первый ее звук. Дети поют его тихо на слог «ту» или закрытым ртом, а затем начинают петь по знаку педагога. При тихом пении детям легче сосредоточить свое внимание на звуках.
Работа над песней
(ее условно можно разделить на несколько этапов)
1 этап – ознакомление с новым музыкальным произведением.
Различные методические приёмы, применяемые мною в воспитательно-образовательном процессе, подготавливают детей к целенаправленному прослушиванию песни:
• краткое вступительное слово о данном произведении (название песни, авторы музыки и текста);
• пояснение непонятных слов;
• чтение стихотворений и мини-рассказа, которые настраивают детей на более глубокое восприятие музыкального образа;
• разгадывание загадок, ребусов;
• вовлечение детей в диалог при обсуждении песенного образа.
Такие приёмы помогают пробудить в детях интерес к песне, желание более внимательно её слушать и приступить к разучиванию.
2 этап – разучивание песни.
Задача этого этапа – создать атмосферу сопереживания данному произведению. Очень важно, при восприятии детьми музыки, развивать их воображение, эмоциональный отклик, мышление, суждение. Необходимо петь так красиво, эмоционально чтобы заинтересовать детей новой песней.
После прослушивания песни проводится беседа с детьми о характере сочинения, его содержании, наиболее ярких средствах, которыми пользовался композитор, намечаются исполнительские приёмы. Такой анализ подготавливает детей к разучиванию песни и, в то же время, показывает, насколько внимательно они прослушали музыку и как глубоко её поняли, и помогает раскрыть художественный образ произведения.
На этом этапе большую роль играют упражнения для развития певческих навыков. Дети учатся по подражанию, поэтому я показываю приемы исполнения, а их закрепление происходит на упражнениях. Упражнение я даю как распевание, перед пением песен. С их помощью дети разучивают трудные мелодические ходы, встречающиеся в песне. Работа над трудными мелодиями на материале самой песни требует многократных повторений, которые снижают интерес детей к песне. Поэтому упражнения, которые помогают преодолевать трудности, приобрести певческие навыки даются в игровой форме.
Для того чтобы дети быстро запомнили песню помогаю указаниями («Эта песня легкая, ты её должен быстро запомнить») и вопросами («Как начинается первый куплет?», «О чем поется во втором? «Какой куплет тебе нравится больше всего?», «Или припев?»)
Играем с детьми в «Подсказку» : пою песню с остановками и жду, когда дети подскажут слово, которое «забыла». Или предлагаю отгадать по губам слово, которое забыли дети. На последующих этапах разучивания обращаю внимание на то, чтобы дети без опоздания, вовремя начинали каждый куплет. Конечно, часто у детей с нарушением речи из-за недостаточной концентрации произвольного внимания это вызывает затруднение. В таких случаях стараюсь больше хвалить детей, чтобы у них не развился комплекс «Я не умею, я не могу». Качество исполнения песни зависит не только от ее правильного выбора, но и от методики разучивания.
3 этап – исполнение песни.
Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный материал. Если песня полюбилась, дети поют ее по собственному желанию не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, включают в игры, с удовольствием «выступают» перед зрителями.
Каждая песня требует своего сценического воплощения. Этот этап работы с песней детям наиболее любим.
Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и родителями в развитии певческих навыков.
Для успешного освоения детьми певческих навыков необходима совместная работа музыкального руководителя воспитателей и родителей.
В обучении детей пению помогает работа с родителями. Родителям можно рассказать о том, чему учатся дети на музыкальных занятиях, об охране детского голоса и так далее. Поставить для родителей папки-передвижки с материалами о музыкальном воспитании в семье, а также о развитии певческих навыков у дошкольников. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе. Воспитатели оказывают действенную помощь в обучении детей пению, они умело организовывают предметно-развивающую среду для развития музыкальных способностей детей. Благодаря наличию в каждой группе вокального дидактического материала (картинки, схемы-алгоритмы, сборники песен, воспитанники могут заниматься самостоятельной вокальной деятельностью, организовывать сюжетно-ролевые игры с вокальной тематикой (концерты, праздники в кукольной семье и так далее, кроме того дети часто поют спонтанно в самостоятельной деятельности, в режимных моментах, в свободной игре.
Результаты работы
Подводя итоги работы по развитию певческих навыков у дошкольников, мы можем говорить о том, что поставленная цель достигнута если:
• дети любят петь,
• научились владеть своим голосом,
• понимают многие вокальные термины, дирижерские жесты,
• научились слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии,
• научились начинать петь самостоятельно, после музыкального вступления и проигрыша, точно попадая на первый звук,
• научились слышать и оценивать правильное и неправильное пение.
Методов и приемов для формирования певческих навыков дошкольников достаточно много, но организуя работу в данном направлении, следует, прежде всего, ориентироваться на возможности детей, проводить работу систематически и последовательно, активно привлекать к сотрудничеству воспитателей и родителей
В будущем я планирую продолжать работу по обучению детей пению, развитию их вокальных навыков, по расширению певческого диапазона каждого воспитанника, используя наработанный опыт.
Представленные материалы могут быть использованы музыкальными руководителями и воспитателями детских садов, для развития творческих способностей детей через музыкальные занятия, игры, музыкальные загадки, диалоги и так далее.