Наталья Сотова
Программа самообразования воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая тема: «Сенсорное развитие младших дошкольников»
Цель: Обеспечение непрерывного профессионального развития, роста профессионального мастерства, развития личностных качеств необходимых в профессиональной деятельности.
Задачи:
1. Изучить необходимые документы: ФГОС, закон «Об образовании».
2. Разработать перспективный план по данной теме.
3. Внедрение проектной деятельности в учебно-воспитательный процесс.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
4. Систематизировать и обобщить опыт работы по сенсорному развитию младших дошкольников.
Теоретические обоснования, актуальность программы
Ранний возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л. С. Выготский, - «ранний возраст сензитивен во всем».
В работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в ясельных группах была забота о здоровье, формирование культурно – гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат в семье (или могут научить). Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.
Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, я сделала вывод, что на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики как Я. А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. Тихеева, Л. А. Венгер. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
Анализ систем перечисленных авторов с позиций принципов теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого – педагогических исследований.
Основные направления реализации программы :
1. Повышение педагогической и психологической компетентности
2. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.
Прогнозируемый результат : Создание системы непрерывного повышения квалификации в данном направлении приведё т к:
1. Повышению интереса к работе;
2. Росту компетентности;
3. Росту уровня профессиональных навыков и умений;
4. Повышению уровня самоорганизации;
5. Повышению ответственности и качества своего педагогического труда.
6. Обобщению опыта и распространению его среди воспитателей ДОУ и района.
План индивидуальной работы по самообразованию :
1. Краткосрочные курсы повышения квалификации. 2. Чтение научно-педагогической литературы по данной теме. 3. Посещение занятий других воспитателей ДОУ и МО района. 4. Подготовка доклада и презентации, выступление на РМО.
Реализация программы :
Срок Мероприятие программы Форма предоставления результата
Август-сентябрь 2016 Разработка рабочей программы воспитателя
для младшей разновозрастной группы
Утверждение заведующей ДОУ.
Октябрь 2016 Изучение соответствующей литературы, ФГОС, закона «Об образовании».
Ноябрь 2016г. Разработка перспективного плана работы Утверждение заведующей ДОУ.
Систематически Разработка конспектов занятий, праздников. Утверждение заведующей ДОУ.
Систематически Создание и поддержание регулярно обновляемого мини-сайта воспитателя. Пополнение сайта методическими разработками.
2017г. Разработка и внедрение проектов. Методические разработки проектов.
Март 2018г. Курсы повышения квалификации. Работа на защиту курсов (НИРО)
Декабрь 2019г. Аттестация на первую квалификационную категорию. Портфолио воспитателя, компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности.
Май 2019г. Подготовка доклада и презентации по реализации программы саморазвития. Выступление на пед. совете
Сентябрь 2016-
июнь 2019г. Получение педагогического образования Диплом о педагогисеском образовании
Литература:
Закон «Об образовании» Российской Федерации. «ФГОС ДО» (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)
Интернет – ресурсы.
https://www.maaam.ru «Мааам»
https://www.doshkolnik.ru «Дошкольник»