Ольга Александрова
План профессионального самообразования воспитателя МДОУ детского сада.
▼ Скачать + Заказать документы
План профессионального самообразования
воспитателя МДОУ детского сада №3 «Радуга» Александровой О. О.
на 2016-2017уч. год
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста».
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Актуальность проблемы
Публикация «План профессионального самообразования воспитателя МДОУ детского сада,» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
В последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве, являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. В предметной деятельности, через общение со взрослым, создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения со взрослым (показ действий, управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики) становится уже недостаточной.
Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки нужно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Л. С. Выгодский отмечал, что если «ребёнок до трех лет по каким- то причинам не усвоил речи и не начал ей обучатся с трёхлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребёнку гораздо труднее, чем полуторагодовалому». Этим и обусловлен выбор темы моего саморазвития.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – это движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие детей раннего дошкольного возраста ; улучшить качество речи, чёткость звуков, и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и
Задачи самообразования :
1. Изучение и внедрение современных образовательных технологий в образовательный процесс.
2. Изучение методической литературы.
3. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.
Расширение теоретических знаний:
Изучение методической литературы по данной проблеме:
1. Изучение методической литературы по данной проблеме:Агаян, Г. Г. Мы топали, мы топали [Текст] : учеб, пособие для родителей и воспитателей / Г. Г. Агаян. – Дмитров: Карапуз, 2003. – 20 с., ил.
2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст] : практич. пособие / Сост. Л. В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2004 – 236 с.
3. Александрова, Т. В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок [Текст] / Т. В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2008. - №7. – (С. 33-37.)
4. Игры для малышей от 2 до 6 лет [Текст] / Сост. Р. Граббет. – М. : Росмэн, 1999. – 160 с., ил.
5. Коноваленко, В. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст] : Комплекс упражнений / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М. : ООО «Гном-пресс», 2000. – 18с., ил.
6. Любина, Г. Как учить стихи… играючи [Текст] / Г. Любина // Дошкольное воспитание. – 2000. - №1. –(С. 56-58.)
7. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. –(С. 60-64.)
8. Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков [Текст] / Г. Соколова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. – (С. 34-36.)
9. Соколова, Ю. А. Игры с пальчиками [Текст] / Ю. А. Соколова. – М. : 2004.-20с.
10. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]/ В. В. Цвынтарный. – Нижний Новгород: Флокс, 1995. – 230с.
Изучение статей в журналах:
«Воспитатель ДОУ»,
«Дошкольное воспитание»,
«Ребенок в детском саду»,
«Дошкольная педагогика».
Сотрудничество с педагогами ДОУ:
- консультации по реализации раздела «Развитие мелкой моторики у дошкольников»;
- составить картотеку пальчиковых игр и гимнастик во второй младшей группе;
- организация выставки «Игры, способствующие развитию мелкой моторики».
- беседы с воспитателями групп об имеющихся у них затруднениях в организации и проведении работ по формированию мелкой моторики.
Практическая работа с детьми:
-введение приемов образовательных технологий в воспитательно-образовательный процесс (изготовление дидактических игр, шнуровок, использование нестандартного счетного материала, игры с кубиками, конструкторами, предметами);
-проведение занятий кружка «Веселые пальчики» по развитию мелкой моторики;
- разучивание с детьми пальчиковых гимнастик («Дождик», «Вороны», «Ладушки-ладошки», «Ванька-встанька…», «Снеговик», «Зайчик», «Черепашка», «Терем-теремок», «Месим тесто», «Апельсин»,«Птички», «Гномики-прачки», «Квасим капусту»);
- проведение самомассажа для расслабления рук (мячиками, ежиками-мячиками, косточками фруктов, грецкими орехами, каштанами, шишками; бусинками, камушками);
-планирование индивидуальной работы с детьми, направленной на переход к творческой деятельности (использование нетрадиционных техник рисования, рисование с использованием шаблонов, трафаретов).
Практичесая работа с родителями:
-консультации «Пальчиковые игры в развитии речи детей», «Пальцы помогают говорить», «Развиваем мелкую моторику», «Играя, учимся говорить», «Мелкая моторика – развивает малыша» и т. д.
- памятки «Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости», «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода», «Как развить мелкую мускулатуру рук», «Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук», «Игровой самомассаж для кистей и пальцев», «Чтобы пальчики писали.»;
- мастер-класс по изготовлению игр, поделок, пособий на развитие мелкой моторики рук;
- групповые родительские собрания.
Пополнение, распространение и обобщение педагогического опыта на городском уровне:
-участие в работе городских МО;
- участие на городских семинарах;
-творческий отчет по своей теме.