Татьяна Черкасова
Программа развития эмоционально-волевой сферы дошкольника с нарушением развития речи средствами детской мультипликации
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В последнее время отмечается увеличение числа дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии; у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка. С возрастом эти проблемы усугубляются, поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребенка нельзя забывать о развитии его эмоциональной сферы.
Публикация «Программа развития эмоционально-волевой сферы дошкольника с нарушением развития речи средствами детской мультипликации» размещена в разделах
- Мультипликация, анимация. Создаем с детьми мультфильмы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
По мере взросления ребенок испытывает изменения в эмоциональной сфере; меняются взгляды на мир, на отношения с окружающими. Он учится контролировать свои чувства, но при этом эмоциональная сфера качественно не развивается. Только грамотное психологическое сопровождение дошкольника обеспечит максимальную реализацию имеющихся у него возможностей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.
Если своевременно не уделять внимания эмоциональному развитию детей, это может стать предпосылкой для психосоматических заболеваний, участившихся за последние годы. Они являются следствием повышенного темпа жизни и эмоциональных перегрузок. При этом следует отметить, что положительные эмоции надежно защищают детей от умственных перегрузок и приносят пользу как для физического, так и для психического развития.
Вот почему необходимо ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь пережить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно означает, дать ему словесное наименование. На сегодняшний день это можно сделать посредством мультипликационных фильмов. Через мультфильмы дети получают различные эмоции : радуются, сопереживают, плачут. Ребёнок многому учится, узнаё т новое: явления, названия, слова, юмористические ситуации. Учась у героев мультфильмов, дети социализируются, осознают, как надо себя вести. [20]
Мультфильмы понятны дошкольнику, поскольку они в доступной форме объясняют ему многие процессы, знакомят с миром, удовлетворяют познавательные и эмоциональные потребности. При этом мультфильм - наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиасреды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, задействуя два органа чувств: зрение и слух одновременно.
Современные педагоги и родители к мультфильмам зачастую относятся недостаточно серьёзно, недооценивают их влияние на ребёнка. А ведь мультфильм может способствовать формированию эмоционально – волевой сферы личности ребёнка, которая является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.
Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Умственное развитие ребёнка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Дети дошкольного возраста часто находятся в «плену эмоций», поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми.
Характерной особенностью при нарушениях речи являются вторичные отклонения в физическом и психическом развитии детей. «Ребёнок, с речевыми отклонениями не уверен в себе, тревожен, у него ограничивается овладение социальным опытом, нарушается эмоциональное восприятие окружающего мира». [4, с. 78]
Следовательно, такие дети нуждаются в дополнительных занятиях на развитие и коррекцию эмоционально - личностной сферы.
Вопросами о детях с отклонениями в развитии речи в частности занимались известные педагоги и психологи Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Ткаченко Т. А., Волкова Л. С., Левина P.E., Каше Г. А., Лурия А. Р. В частности, Ткаченко Т. А. отмечает, что «отклонение от нормы у таких детей проявляется на занятиях, в игровой, бытовой и прочей деятельности. Так, на занятиях один из них намного быстрее своих нормально развивающихся сверстников утомляются, отвлекаются, начинают вертеться, разговаривать, т. е. перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад, задание не воспринимают, а иногда не могут повторить ответ товарища» [19, с. 56].
Данная программа направлена на развитие и коррекцию эмоционально - личностной сферы дошкольника с ОВЗ средствами современной детской мультипликации.
Цель программы : формирование и развитие эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ посредством детской мультипликации
Задачи программы :
• способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка;
• сформироватьпонятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
• научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки);
• способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными);
• помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр., препятствующие его полноценному личностному развитию;
• обогатить словесный запас детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
• помочь ребёнку пережить определённое эмоциональное состояние; объяснить, что оно значит, и дать ему словесное обозначение;
• способствовать развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, моторики). Целевая группа:основная целевая группа - младшие дошкольники с ОВЗ
Формы работы:
• Групповые
• Фронтальные
• Индивидуальные
Методы работы:
• мульттерапия
• тренинг
• наблюдение
• консультирование
Необходимые ресурсы для реализации программы :
Материальное обеспечение.
Помещение для занятий.
Техническое оснащение (магнитофон, видеомагнитофон и телевизор).
Доска, мел, канцелярские товары.
Для эффективного решения задач программы, необходимо взаимодействие всех специалистов данного образовательного учреждения.
Реализация программы :
Программа рассчитана на 6 месяцев с интервалом 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия: 30 мин.
Количество участников: 10 человек.
Основные этапы реализации проекта
Этапы Содержание Формы работы Ответственные
Исходно - диагностический 1. Сбор данных посредством изучения медицинской и педагогической документации ребенка.
2. Проведение процедуры психолого-педагогической диагностики детей: изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте.
Для диагностических целей могут быть использованы следующие методики:
1. Тест тревожности Р. Теммл, М. Дорки.
2. Тест на определение уровня самооценки «Лесенка» В. Шур.
3. Тест «Страхи в домиках» М. А. Панфиловой. Информационная,
диагностическая. Педагог психолог; учитель-логопед, родители.
Организационно - подготовительный 1. Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности, формирование подгрупп для занятий в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций.
2. Формирование информационной готовности педагогов учреждения и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.
3. Индивидуальное консультирование родителей - знакомство с данными исследования, структурой речевого дефекта, с состоянием эмоционально – волевой сферы; определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада. Консультационная. Педагог, учитель - логопед, родители.
Коррекционно - технологический 1. Реализация задач, определенных в индивидуальных, подгрупповых коррекционных программах.
2. Психолого-педагогический мониторинг, аналитические справки по результатам работы.
3. Индивидуальное консультирование родителей о ходе коррекционного процесса.
4. Взаимодействие с педагогами, проведение консультаций. Мониторинг, консультирование. Педагог - психолог,родители.
Итогово - диагностический 1. Проведение диагностической процедуры психологического исследования состояния эмоционально – волевой сферы ребенка –оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми.
2. Определение дальнейших образовательных (коррекционно - образовательных) перспектив детей.
3. Решение о прекращении психологической работы с ребенком, изменении ее характера или продолжении работы. Диагностическая. Педагог – психолог.
Заключительный Совместный анализ занятий со специалистами образовательного учреждения. Диагностика изменений, произошедших с дошкольниками в ходе реализации программы. Психолого-педагогический анализ результативности программы в целом. Итоговая Педагоги, психологи.
План реализации психокоррекционной работы с детьми с ОВЗ
№ Месяц Направление работы Цель Содержание
1 Октябрь Диагностическое обследование психолога на общее психофизическое развитие. Обследование детей с нарушениями в развитии речи, заключение и рекомендации. Составление комплексной программы психокоррекционного воздействия. Выявление отклонений от норма развития с целью подбора психокоррекционных методик. Психодиагностика
2 Ноябрь Обсуждение рекомендаций психолога, ознакомление с содержанием программы педагогов и родителей ребенка с ОВЗ. Реализация коррекционно-развивающей программы Научить детей выражать с помощью движений эмоциональное состояние другого человека, различать выраженные в мимике эмоциональные состояния, дать опыт проживания негативной ситуации.
Развитие умения справляться с чувством страха, находить конструктивный выход из ситуации, вызывающей страх.
Цель - актуализация в сознании детей необходимости взаимопомощи, поддержки.
1 неделя
Просмотр мультфильма «Бабушка и внучка»
Изобразить сюжет мультфильма в сценке.
2 неделя
Просмотр мультфильма «Потерянный котенок»
Мультфильм разбирается и проигрывается по аналогии с предыдущим.
3 неделя
Просмотр мультфильма «Крошка Енот»
После просмотра дети рисуют иллюстрации к "Книге страхов", придумывают свои картинки. Затем рассказывают о том, что у них получилось.
4 неделя
Просмотр мультфильма «Щенок Пиф»
3 Декабрь Промежуточная проверка эффективности психокоррекционного воздействия
Собеседование с педагогами и родителями о развитии эмоционально - волевой сферы детей с ОВЗ С целью выявления изменений в эмоционально – волевой сфере ребенка с задержкой в развитии речи. Психодиагностика
4 Январь Реализация коррекционно-развивающей программы Развитие памяти, мышления, воображения.
Закрепление важности добросердечного отношения к людям.
Цель: снять невербальную агрессию предоставить ребенку возможность выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.
Цель: воспитание чувства коллективизма, развитие чувства дружбы. 5 неделя
Дети смотрят несколько серий про кота Леопольда, а затем им предлагают пересказать их со-держание, найти в них смысл, инсценировать мультфильм.
6 неделя
Просмотр мультфильма «Доброе сердце»
7 неделя
Просмотр мультфильма «Два барана»
8 неделя
Просмотр мультфильма «Грибок – теремок».
5 Февраль Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам развития эмоционально – волевой сферы дошкольника Привлечение родителей для работы по вопросам развития эмоционально – волевой сферы дошкольника Консультирование
6 Март Дополнительная индивидуальная работа по результатам диагностического обследования.
Рефлексия. Закрепление результатов реализация коррекционно-развивающей программы, определение целей и задач на следующий учебный год. Консультирование
Работа с родителями проводится посредством психодиагностических методик, домашних заданий и последующим обсуждением с целью:
1. повышения общей сензитивности к ребенку, его проблемам;
2. расширение возможностей понимания родителями своего ребенка, улучшение рефлексии, родительских взаимоотношений с ребенком;
3. активизации коммуникаций в семье.
Работа с педагогами:
Повышение компетентности при работе с ребенком с ОВЗ
Методические рекомендации по разработке интегрированных уроков
Умение пользоваться простыми диагностическими методиками и применение мотивационных игр и упражнений.
Работа с ребенком ОВЗ:
Развитие коммуникативных способностей через специально организованные занятия посредством просмотра мультипликационных фильмов
Оптимизация деятельности ребенка с ОВЗ посредством сопровождения
Снижение уровня стресса и психоэмоционального напряжения с помощью психотерапевтических методов.
Ожидаемые результаты: снижение тревожности и нормализации самооценки; повышение качества коммуникации; уменьшение числа страхов; снижение агрессии; формирование дифференциации своих чувств; улучшение общего психического состояния; формирование потребности в общении со сверстниками и взрослыми.
Список использованной литературы
1. Абромян, Л. А. Игра дошкольника [Текст]/ Л. А. Абромян, Т. В. Атонова, Е. М. Гаспарова. – М. : Просвещение, 1990.- 394 с.
2. Атавелян, О. К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развитияЪ О. К. Атавелян. -Челябинск, 1999.- 190 с.
3. Атавелян, М. Г. Практикум по развитию социально-перцептивной сферы умственно отсталых школьников/М. Г. Атавелян. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999.- 157с.
4. Бабаева, Т. И. О социально-эмоциональном развитии дошкольников [Текст]/ Т. И. Бабаева// Дошкольное воспитание. - 2006.- №6.-С. 13-17
5. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст]/Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 1997.- 403 с.
6. Бодалев, А. А. Общая психология / А. А. Бодалев, В. В. Столин. - М. : Просвещение, 1987. – 110 с.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте/Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 2007.- 283 с.
8. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст]/ Л. С. Выготский. – СПб. : СОЮЗ, 1997.- 224 с.
9. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка [Текст]/Н. Ф Голованова. – СПб. : Речь, 2004.- 190 с.
10. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст]/ Н. И. Гуткина. – М. : Академический проект, 2007.- 184с.
11. Доронова, Т. Н. Игра в дошкольном возрасте : пособие для воспитателей детских садов [Текст]/ Т. Н. Доронова, О. А. Карабанова, Е. В. Соловьева. – М. : Воспитание дошкольника, 2002.- 203 с.
12. Ежкова, Н. Эмоциональный компонент образования: проектирование содержания [Текст]/ Н. Ежкова// Дошкольное воспитание. - 2008.- № 11.- С. 62-67.
13. Запорожец, А. В. О психологии детей раннего и дошкольного возраста [Текст]/ А. В. Запорожец. - М., 1999.- 240 с.
14. Зейгарник, Б. В. Очерки по психологии аномального развития лично- сти/Б. В. Зейгарник. – М. : Наука, 1980.- 198с.
15. Зейгарник, Б. В. Патопсихология/Б. В. Зейгарник. - М. : Эксмо-Пресс, 2000.- 284с.
16. Изард, К. Эмоции человека [Текст]/ К. Изард. - М. : Изд-во МГУ, 1980.- 431 с.
17. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст]/ Е. П. Ильин. -СПб. :ВЛАДОС, 2001.- 517 с.
18. Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика/А. А. Катаева. - М. : Вла- дос, 2001.- 490с.
19. Ковалёв, В. В. Психиатрия детского возраста/ В. В. Ковалев. - М. : Медици- на, 1995. - 560 с.
20. Кошелева, А. Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка [Текст]/ А. Д. Кошелева //Психолог в детском саду. - 2000. -№ 2-3.-С. 45-49.
21. vse-dlya-detey.ru›…detej-doshkolnogo-vozrasta.html
22. planetadetstva.net›Воспитателям›Педсовет›…rechi-detej-doshkolnogo