Елена Рылова
Тестовый материал для определения уровеня развития мотивационной и эмоционально-волевой готовности ребёнка к обучению.
▼ Скачать + Заказать документы
1. «Что я думаю о школе» (по А. Колеченко)
ЦЕЛЬ: Выявить уровень развития мотивационной и эмоционально-волевой готовности.
Педагог предлагает ребенку следующую инструкцию: Художник в этих картинках хотел рассказать о школьниках, школьной жизни да забыл нарисовать лица, настроения школьников. Давай поможем художнику определить их настроения. Но сначала давай вспомним, какие бывают настроения у людей. А у тебя сейчас какое настроение? (Педагог предъявляет ребенку карточки с изображением трех эмоциональных состояний и просит их назвать). Представь себя учеником, отвечающим у доски или сидящим за партой на уроке и т. д. В зависимости от ситуации на рисунке ребёнок должен нарисовать лица учеников и учителя (весёлые, грустные или сердитые). Когда ребёнок закончит рисовать, попросите его объяснить, почему ученик добрый, а учитель грустный и т. д.
Публикация «Тестовый материал для определения уровеня развития мотивационной и эмоционально-волевой готовности ребёнка к обучению,» размещена в разделах
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Оценка результатов.
Если на всех картинках количество грустных, серьёзных или тревожных лиц 0-1, значит, ребёнок с оптимизмом воспринимает будущую школьную жизнь;
Если 2-3 – повышенная тревожность, ребёнок чего-то опасается в школе;
Если 4 и более – ребёнок очень боится или не хочет идти в школу. Психологически он не готов к школьной жизни.
2. «Что я знаю о школе»
Этот тест проводится индивидуально с каждым ребёнком. Ведётся разговор с ребёнком на различные темы, при чтении опросов не спешить, не следует задавать все вопросы за один раз. Постараться получить развёрнутые ответы, давать ребёнку возможность порассуждать. Если у ребёнка возникают затруднения, предлагается помощь. Предложите ребёнку ответить на вопросы.
1. Как обращаются к учителю?
2. Как привлечь к себе внимания, если нужно о чем-то спросить?
3. Что говорят, если нужно выйти в туалет?
4. Что такое урок?
5. Как узнают, что настало время начать урок?
6. Что такое перемена?
7. Для чего нужна перемена?
8. Как в школе называется стол, за которым сидят дети?
9. На чём пишет учитель, когда объясняет задание?
10. Что такое оценка?
11. Какие оценки хорошие, а какие плохие?
12. Что такое школьный дневник?
13. В классе учатся дети одного возраста или разного?
14. Что такое каникулы?
Оценка результатов:
Если ребёнок ответил правильно на 11-14 вопросов- школьные правела для него не будут неожиданностью;7-10 вопросов – неплохо, но можно еще поговорить о школе;4-6 вопросов- необходимо поподробнее поговорить о школьных правилах;1-3 вопросов-сходите с ребёнком в школу; возможно, он не ходил в сад и не знает, что такое школа.
Примеры вариантов ответов смотрите в приложении.
3. Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно- потребностной сфере ребенка.
(Р. С. Немов)
Данная методика применяется как для предварительного знакомства с ребёнком, так и с целью выяснить степень выраженности познавательного или игрового мотивов.
Порядок провидения.
Ребёнка приглашают в комнату, где на столе выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную для его возраста сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на столе игрушками или дослушать сказку до конца?
Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают дослушать продолжение сказки. Дети с выраженным игровым мотивом предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипуляционный характер: то за одно схватятся, то за другое.
Текстовый материал :
Сказка «Почему зайцы зимой белые шубки носят?»
Повстречались как –то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался:
- Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.
- Не хвастай, Мороз Иванович, не одолеешь!- говорит заяц.
-Нет, одолею!
- Нет, не одолеешь!-стоит на своем заяц.
Спорили они,спорили, надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:
- Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.
- Давай,- согласился заяц.
(В данном месте чтение прерывается)
Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу и поет: Князю тепло, Князю жарко! Греет, горит – Солнышко ярко!
Уставать стал Мороз, думает: «До чего ж крепкий заяц!» А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем – то на гору бегом, то с горы кувырком, то чертогоном по лугу носится.
Совсем из сил Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца: - Разве тебя, косой,заморозишь- ловок да прыток ты больно!
Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках.
Назначение этих методик выявить относительную выраженность мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста.