Папки-передвижки

Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей 5–6 лет «Я и мои друзья»

Елена Рябчикова
Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей 5–6 лет «Я и мои друзья»
▼ Скачать + Заказать документы

Одна из приоритетных целей современного образования - способствовать положительной социализации и успешной интеграции ребенка (школьника, подростка, молодого человека) в обществе, формированию его активной, ответственной социальной позиции, возможности реализовать себя как личность, наладить взаимопонимание с окружающими, найти свое место в социуме. Развитие и коррекция эмоциональной и коммуникативной сфер должны рассматриваться как одно из наиболее важных задач воспитания. У детей эмоции отличаются неустойчивостью, быстрой изменчивостью, а также выступают мотивами поведения - это объясняет их импульсивность. Воля, умение управлять своими чувствами находятся еще в процессе развития. Кроме того, не потеряло актуальности то, что писал Л. С. Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства, когда «обесчувствованию» способствует технологизация жизни. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. А именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому задача взрослых - помочь ребенку разобраться в сложном мире собственных чувств и эмоций, а также взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Правильно понимать эмоции окружающих можно, только, ознакомившись с собственным эмоциональным миром. Выбирать верную стратегию поведения в тех или иных ситуациях можно, научившись правильно оценивать свои действия и поступки окружающих. Более глубоко почувствовать переживания другого удается с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, пантомима. Свое влияние на эмоциональное развитие имеет также развитие познавательной сферы личности : любознательность, речевое развитие. Так, включение речи в эмоциональные процессы делает их осознанными. Кроме того, слово выступает средством оценки тех или иных качеств и поступков.

Публикация «Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей 5–6 лет „Я и мои друзья“» размещена в разделах

Занятие № 1.

Цель:

- знакомство всех участников занятия между собой;

- создание положительной атмосферы;

- снятие эмоционального напряжения.

- ознакомление детей с понятием «настроение».

Приветствие.

Психолог: «Ребята, вы пришли на занятие. Мы никого не потеряли по дороге? Все здесь? Тогда давайте возьмемся за руки и скажем: «Мы здесь, мы вместе».

1. Знакомство.

«А тепер мы познакомимся. Меня зовут (психолог называет свое имя). А как зовут вас? Сейчас мы будем друг другу передавать вот этот волшебный мячик и каждый из вас назовет свое имя».

2. Сказка о двух девочках: Маше и Наташе.

«А сейчас я познакомлю вас с двумя маленькими девочками. Вот они: Маша и Наташа. Давайте мы с ними поздороваемся (куклы «здороваются» с детьми). С этими девочками происходят разные интересные истории. Хотите узнать, какие? Тогда слушайте».

История № 1. Что такое настроение.

Жила-была девочка Маша. Однажды утром она проснулась и почувствовала, что ей очень грустно (меняем лицо куклы на грустное). Играть не хочется, книжки читать не хочется и даже рисовать не хочется. Пришла к ней ее подружка Наташа и спросила: «Что с тобой, Маша? У тебя плохое настроение?» Маша задумалась. Она не знала, что такое настроение. А вы знаете?

Обсуждение понятия «настроение» :

- каким бывает настроение;

- что хочется делать, когда настроение хорошее;

- что хочется делать, когда настроение плохое

И тут Маша вспомнила! Оказывается, ей приснился ночью страшный сон. И потому у нее ухудшилось настроение.

А как вы думаете, дети, почему настроение становится плохим?

А что нужно сделать, чтобы настроение снова стало хорошим?

Сейчас мы узнаем, что произошло дальше с девочками. Наташа угостила Машу конфетой и позвала с собой на улицу играть. И настроение у Маши улучшилось (меняем лицо куклы на веселое).

3. Упражнение в парах «Веселый-грустный».

Дети объединяются в пары.

«Ребята, какое у вас бывает лицо, когда у вас плохое настроение? А когда хорошее?» (поочередно показывают друг другу хорошее и плохое настроение).

4. Упражнение «Какого цвета настроение?»

Рассыпаем на картонный поднос разноцветные кружочки и предлагаем детям выбрать цвет хорошего настроения, плохого настроения.

Прощание.

Дети вместе с психологом становятся в круг и по очереди рассказывают, что им больше всего понравилось на занятии.

Затем, взявшись за руки, хором: «Улыбнемся на прощание:

До свидания, до свидания».

Занятие № 2

Цель:

- ознакомление детей с основными эмоциями (радость, грусть, счастье, горе, удивление, злоба)

- развитие умения понимать свои чувства и эмоции других людей

- развитие способность к эмпатии.

Приветствие ( дети хором говорят: «Мы здесь, мы вместе».)

1. Психолог: «Дети, давайте каждый из вас поздоровается со своим соседом. А теперь со мной и девочками Машей и Наташей. Сегодня они снова будут с нами».

2. Ребята, какое у вас сегодня настроение? (дети по очереди рассказывают о своем настроении). А вы знаете, что кроме настроения есть у нас чувства? Настроение бывает хорошим или плохим, а чувств много и они все разные. Мы с ними будем знакомиться.

Давайте послушаем, что сегодня приключилось с девочками Машей и Наташей.

3. История № 2. Какие бывают чувства.

Однажды утром Маша проснулась, потянулась и посмотрела в окно. За окошком светило солнце, погода была замечательная и Маша очень обрадовалась (радостное лицо у куклы). Она быстренько оделась, умылась, позавтракала и побежала гулять. Идет она по улице и встречает подружку Наташу. Наташа тоже обрадовалась. И стали девочки играть вместе. Играли-играли, да не смогли мяч поделить и поссорились. Рассердились они друг на друга (меняем лица). Разошлись в разные стороны. Но в одиночку играть неинтересно и девочки загрустили (меняем лица). Отправились они домой: Маша к себе домой, а Наташа к себе.

Не успели они далеко отойти друг от друга, как Маша споткнулась и разбила коленку. Расплакалась Маша (меняем лицо). Горе у Маши. А Наташа услышала, что Маша плачет. Как вы думаете, что она сделала? (подбежала, успокоила подружку, помогла дойти до дома). Девочки помирились и стали опять играть вместе.

Давайте покажем эти чувства:

- какие были лица у девочек, когда они встретились и обрадовались друг другу (радость)

- какие были лица у девочек, когда они поссорились (злость)

- какие были лица у девочек, когда они разошлись в разные стороны после ссоры (грусть)

- какое лицо было у Маши, когда она упала (горе)

- какие были лица у девочек, когда они помирились (радость)

4. Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо (машем ладошками перед лицом).

Закачалось деревцо (руки вверх, наклоняемся влево-вправо).

Капли первые упали, по листочкам побежали (хлопаем ладошками по предплечьям).

Застучали по кустам, по травинкам и цветам (хлопаем по коленям, стопам).

Вот и гром загремел ( дети кричат: Ба-бах!»).

Ветер сильнее зашумел (дуем, изображая ветер).

Но тут выглянуло солнце (ладошки растопырены, заглянуло к нам в оконце.

Раз-два, раз-два, веселись, детвора! (хлопаем в ладоши).

5. А как вы думаете, дети, бывает ли настроение у погоды? Например, какое настроение

- у солнечного летнего дня

- у дождливой пасмурной осени

- у весеннего теплого дня, когда щебечут птицы и распускаются листочки

- у зимнего морозного солнечного дня, когда много снега

- у осеннего дня, когда на деревьях разноцветные листья и еще не очень холодно

- у зимнего дня, когда солнца нет, сыро и дует сильный ветер

6. Ребята, про настроение погоды даже стишок придумали.

Овсей Дриз. О погоде.

Сыро, хмуро за окном, дождик моросит,

Низко небо серое над крышами висит.

А в доме чистота, уют: у нас своя погода тут.

Улыбнется мама ясно и тепло –

Вот уже и солнышко в комнате взошло!

7. Упражнение «Закончи фразу».

Дети, я сейчас буду начинать фразу, а вы – ее заканчивать, рассказывая о своих чувствах.

- если у меня день рождения, то я чувствую…

- если меня ругает мама, то я чувствую…

- если ко мне пришле в гости друг, то я чувствую…

- если я заболел, то я чувствую…

- если мне подарили подарок, то я чувствую…

Прощание.

Дети вместе с психологом становятся в круг и по очереди рассказывают, что им больше всего понравилось на занятии.

Затем, взявшись за руки, хором говорят: «Улыбнемся на прощание:

До свидания, до свидания».

Занятие № 3.

Цель: - ознакомление с понятием «комплимент»

- осознание себя

- обучение правильному оцениванию себя

- воспитание самоуважения

- формирование адекватной самооценки

Приветствие ( дети хором говорят: «Мы здесь, мы вместе».)

1. Упражнение «Имя».

Дети здороваются друг с другом, называя друг друга по имени».

2. История № 3. Что такое комплимент.

Однаждя утром Маша отправилась в гости к Наташе. Девочки поздоровались и Наташа пригласила Машу пить чай с конфетами и вкусным печеньем. Маша говорит: «Спасибо, Наташа. Ты такая добрая, гостеприимная, щедрая». А Наташа ей отвечает: «Ты тоже очень хорошая, Маша. С тобой приятно играть, у тебя красивые игрушки». Мама услышала их разговор, заглянула в комнату и говорит: «Какие вы умницы, девочки! Оказывается, вы умеете говорить друг другу комплименты».

3. Обсуждение понятия «комплимент» :

- что означает это слово

- когда говорят комплименты

- что нужно говорить в ответ на комплимент

4. Упражнение в парах «Комплименты»

Повернитесь лицом к своему соседу и внимательно присмотритесь друг к другу. А теперь по очереди скажите друг другу комплимент.

5. Физкультминутка. Игра «Ухо-нос».

Одна у нас есть голова, а уха два и глаза два.

И два виска и две щеки, и две ноги и две руки.

А если бы у нас была одна нога, одна рука, зато было бы два языка,

Тогда мы только бы и знали, что ели и болтали.

Давайте покажем наши руки, ноги, нос, рот, лоб, живот, спину, щеки, уши, плечи. Это - наше тело. А теперь я буду вас запутывать, а вы все части тела показывайте правильно (психолог называет части тела неправильно, а дети должны показывать верно).

6. Рисование «Я».

Прощание.

Дети вместе с психологом становятся в круг и по очереди рассказывают, что им больше всего понравилось на занятии.

Затем, взявшись за руки, хором: «Улыбнемся на прощание:

До свидания, до свидания».

Занятие № 4.

Цель: - расширение знаний об эмоциях и чувствах

- ознакомление с моральными нормами

- развитие умения отличать положительные черты характера от негативных

- развитие способности к эмпатии

- развитие умения правильно оценивать себя и других

Приветствие. ( дети хором говорят: «Мы здесь, мы вместе».)

1. Упражнение «Комплименты».

Психолог: «Дети, у нас сегодня в гостях маленький волшебный мячик. Мы будем передавать его друг другу и говорить комплименты. Вы помните, что такое комплименты и какие у них есть правила?» (дети говорят друг другу комплименты).

2. А вот и Маша с Наташей. Давайте с ними поздороваемся и узнаем, что с ними сегодня случилось.

История № 4. Хорошие и плохие поступки.

Однажды вышли подружки гулять. Вдруг мимо пробежал какой-то мальчик и толкнул Машу так, что она упала. Как вы думаете, что она почувствовала? (боль, обида, горе). Какое у нее настроение было? А как вы думаете, этот мальчик хорошо поступил или плохо?

Наташе стало жаль Машу. Что она сделала, как вы думаете? Верно, она помогла Маше подняться, успокоила ее, помогла дойти до дома, позвала маму на помощь. Как вы думаете, Наташа хорошо поступила или плохо? А вы пожалели бы Машу, помогли бы ей?

3. Упражнение «За что меня можно поругать, а за что похвалить»

Дети, а вы когда-нибудь поступали плохо? У каждого человека есть что-то нехорошее и что-то хорошее. За хорошие дела нас хвалят, а за плохие ругают.

Волшебный мячик, который сегодня к нам пришел в гости, умеет хранить секреты. Все, что ему скажешь, он сохранит в тайне и никому не скажет. Сейчас мы по очереди его возьмем в руки и каждый тихонько на ушко мячику скажет, за что вас могут поругать.

А теперь каждый из вас по очереди расскажет, за что вас хвалят.

4. Физкультминутка.

Дети, вы умеете прыгать? А приседать? Мы сейчас поиграем в такую игру: когда я хлопну в ладоши, вы прыгаете, а когда топну ногой – приседаете.

Прощание.

Дети вместе с психологом становятся в круг и по очереди рассказывают, что им больше всего понравилось на занятии.

Затем, взявшись за руки, хором: «Улыбнемся на прощание:

До свидания, до свидания».

Занятие № 5.

Цель:

- расширение знаний об эмоциональной сфере;

- развитие способности к эмпатии;

- ознакомление с понятим «мимика», «пантомима»;

- снижение эмоционального напряжения;

- преодоление замкнутости, пассивности.

Приветствие. ( дети хором говорят: «Мы здесь, мы вместе»)

1. Упражнение «Комплимент».

Дети касаются друг друга ладошками и говорят комплимент своему соседу.

2. Психолог: «А теперь мы поздороваемся с Машей и Наташей. И узнаем, какая история с ними произошла на этот раз».

История № 5. За что можно похвалить.

Однажды Маша и Наташа пошли вместе гулять. Наташа забыла взять с собой из дому игрушки и ей нечем было играть. Скучно ей. А Маша с ней поделилась своими игрушками. Наташа поблагодарила Машу, а потом говорит: «Маша, ты такая добрая!» Как вы думаете, это был комплимент? А за что еще можно похвалить? (вежливость, честность, аккуратность, ум, ласка)

История № 6. За стеклом.

На другой день Маше вышла гулять. Видит – в окно Наташа выглядывает. Хочет что-то сказать, а через стекло не слышно. Вот такое у нее было выражение лица (радость). Как вы думаете, какое это чувство? Верно, Наташа увидела Машу и обрадовалась. Когда мы показываем лицом то, что чувствуем, это называется мимика. Давайте покажем с помощью мимики:

- удивление - грусть - задумчивость - горе -страх - радость

3. Игра «За стеклом».

Психолог: «Представьте, что между мной и вами толстое-претолстое стекло. Через него ничего не слышно. Поэтому я буду не говорить, а показывать». Психолог показывает, а дети озвучивают следующие жесты:

- «иди сюда»;

- «да», «нет»;

- «не знаю»;

- «стоп»;

- «тихо»;

- «до свидания».

Когда мы не говорим, а показываем что-то руками, ногами и туловищем, это называется пантомима. Когда нужно не говорить вслух, а показывать свои слова руками? (если кто-то спит, чтобы его не разбудить, если разговариваешь через закрытое окно, если человек стоит далеко и не слышит тебя, но видит)

4. Давайте покажем без слов, с помощью мимики и пантомимы:

- старенького дедушку;

- злую собаку;

- растущий цветочек;

- мышонка, который всех боится;

- девочку, которая прыгает на скакалке;

- человека, у которого болит голова.

Прощание.

Дети вместе с психологом становятся в круг и по очереди рассказывают, что им больше всего понравилось на занятии.

Затем, взявшись за руки, хором: «Улыбнемся на прощание:

До свидания, до свидания».

Занятие № 6.

Цель:

- расширение знаний об эмоциональной сфере

- развитие способности к эмпатии

- снижение эмоционального напряжения

- осознание себя

- развитие уверенности в своих силах

- преодоление страхов

Приветствие. ( дети хором говорят: «Мы здесь, мы вместе»)

1. Упражнение «Ласковое имя».

Психолог: «Дети, вспомните, как вас ласково называет мама». Дети по очереди называют свои имена в уменьшительно-ласкательных варинатах.

2. Упражнение «Цветок из имен».

На ковер перед детьми высыпаем разноцветные картонные лепестки. Дети выбирают лепесток, который, по их мнению, наиболее всего подходит к их имени. Затем на белой бумаге из этих лепестков дети выкладывают цветок. Психолог: «Ребята, посмотрите, какой цветочек у нас получился. Как вы думаете, он веселый или грустный?»

3. История № 7. Злая собака.

Однажды Маша и Наташа шли по улице и кушали булочки. Вдруг из-за угла выскочила большая собака и зарычала. Как вы думаете, что случилось с девочками? Что они почувствовали? Какие у них были лица? (дети изображают эмоцию «страх»). Верно, Маша и Наташа испугались. Но потом они решили угостить собаку. Бросили ей свои недоеденные булочки и она съела их. А девочки тем временем спокойно ушли по своим делам.

4. Беседа «Что такое страх».

Дети, расскажите, что такое страх? Чего или кого вы можете испугаться? Что вы делаете, когда боитесь? А кем лучше быть – боязливым или смелым?

5. Игра «Ладошки боятся – ладошки не боятся».

Каждый ребенок выбирает себе пару. Дети усаживаются напротив друга. По команде психолога: «Ладошки боятся» - один старается хлопнуть партнера по ладоням, а другой – увернуться. Затем партнеры меняются местами. Далее звучит команда: «Ладошки не боятся». Дети хлопают друг друга по ладоням и уже не уворачиваются от ответных хлопков.

6. Рисование страха.

7. Упражнение «Напугаем страх».

Психолог: «Ребята, нас много и мы все такие смелые. Давайте напугаем эти нарисованные страхи, чтобы они исчезли и больше не появлялись». Дети пугают нарисованные изображения, а психолог быстро убирает их в коробку с крышкой. Коробку желательно тоже убрать из поля зрения детей.

Психолог: «Дети, оглянитесь вокруг. Страхи остались? Страхов нет, вы их прогнали и стали смелыми. Ура!»

Прощание.

Дети вместе с психологом становятся в круг и по очереди рассказывают, что им больше всего понравилось на занятии.

Затем, взявшись за руки, хором: «Улыбнемся на прощание:

До свидания, до свидания».

Занятие № 7.

Цель:

- закрепление знаний о понятии «комплимент»

- ознакомление с понятим «доброта»

- расширение знаний о положительных чертах характера

- развитие способности к эмпатии

- формирование морально-этических представлений, а также адекватных форм поведения

Приветствие. ( дети хором говорят: «Мы здесь, мы вместе»).

1. Упражнение «Доброе утро».

Дети передают друг другу мячик и говорят друг другу с улыбкой «Доброе утро».

2. Беседа «Доброта».

Психолог: «Дети, как вы считаете, почему утро сегодня доброе? А что такое доброта? Как это – быть добрым? Давайте вспомним, кто в сказках был добрым, а кто злым? Что делали добрые сказочные герои, а как вели себя злые?»

3. История № 8. Добрые дела.

Однажды Маша вышла на прогулку и встретила Наташу. Идет Наташа по двору и плачет. Маша удивилась (меняем лицо) и спрашивает: «Что случилось, Наташа?» А она отвечает: «Я потеряла мяч». Как вы думаете, что Маша сделала? А как бы вы поступили?

Поиграли девочки и вернулись к себе домой. Наташа стала смотреть мультики и тут пришла с работы ее мама. И говорит ей: «Я так устала, так проголодалась! И голова у меня болит…» Как вы думаете, что Наташа сделала? А как бы вы поступили?

4. Упражнение «Добрые поступки».

Дети по очереди рассказывают и показывают с помощью пантомимы, какие добрые поступки они совершают (например, помогают маме вытирать посуду, поливают цветы, кормят птичек и т. п.)

5. Упражнение «Волшебная палочка».

Психолог: «Дети, закройте глаза и представьте, что у вас в руках оказалась волшебная палочка. Она может все-все. Подумайте, какие добрые дела вы бы совершили с помощью этой палочки».

Прощание.

Дети вместе с психологом становятся в круг и по очереди рассказывают, что им больше всего понравилось на занятии.

Затем, взявшись за руки, хором: «Улыбнемся на прощание:

До свидания, до свидания».

Список литературы

1. А. И. Бокатов, С. А. Сергеев. Детская йога. М. : Издатель, 2001

2. Детская практическая психология // Под ред. проф. Т. Д. Марцинковской // М. : Гардарики, 2004.

3. Дриз О. Семицветная страна. Стихи и сказки. - М. : Детская литература, 1975. - 255 с.

4. Е. В. Ларечина. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. Методическое пособие. СПб. : Речь, 2004. - 160 с.

5. Коррекционно-развивающая программа С. М. Тергоевой «Развитие эмоциональной сферы личности ребенка и социальная адаптация»

7. Росс Кэмпбелл. Как на самом деле любить своего ребенка

8. Сказки народов мира

9. Т. Шишова. Застенчивый невидимка. М. : Издатель, 1997.

10. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции : Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.

11. https://moi-detsad.ru

12. https://www.pupsam.ru

13. https://www.solnet.ee

14. www.koob.ru

Публикации по теме:

«Сказкотерапия, как метод развития эмоционально — волевой сферы дошкольников» Одними из самых серьезных социальных проблем, с которыми сталкиваются воспитатели нашего детского сада, являются нарушение коммуникативных.

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей. Цели: 1. Образовательная. а) познакомить с основными эмоциями:.

Игры для развития эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей Игры, подбирались с учетом возможности их использования и в повседневной жизни детей, имеющих проблемы, направленные на развитие эмоционально-волевой.

Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у детей «Путешествие в страну эмоций» Программное содержание: 1. Закреплять представления детей об основных эмоциях (радость, грусть, удивление, злость, страх, развивать умение.

Обобщение опыта работы педагога-психолога «Развитие эмоционально-волевой сферы детей 6–7 лет» Обобщение опыта работы педагога-психолога по теме: «Развитие эмоционально-волевой сферы детей 6-7лет» Дошкольный возраст - время активного.

Опыт «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста через театрализованные игры и упражнения» Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности. Потребность в красивом утверждает.

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у лиц с нарушениями речи Л. М. Шипицина, Л. С. Волкова в результате исследований, выполненных с использованием методики «Цветовых выборов» М. Люшера, выявили некоторые.

Педагогический проект «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ через ФЭМП»Педагогический проект «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ через ФЭМП» Проект на тему: «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ через формирование элементарных математических представлений»Место реализации.

Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников Эмоционально-волевая сфера характеризуется как сущность и динамические изменения чувств,.

Занятие по развитию эмоционально-волевой сферы детей 5–6 лет «На лужайке» Занятие по развитию эмоционально-волевой сферы детей 5-6 лет Тема: «На лужайке» Цель: развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей 5–6 лет «Я и мои друзья»
Опубликовано: 18 января 2019 в 23:19
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей 5–6 лет «Я и мои друзья»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Рябчикова (УИ 1694258) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД