Екатерина Любкина
Программа развития МБДОУ на 2015–2018 годы
▼ Скачать + Заказать документы
1. Паспорт программы развития на 2015-2018гг.
Наименование программы
Программа развития МБДОУ детского сада №1 д. Вахонино на 2015-2018гг.
Основания для разработки программы, нормативные документы
- Федеральный закон от 21.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Публикация «Программа развития МБДОУ на 2015–2018 годы» размещена в разделах
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26
- Конституция Российской Федерации
- Конвенция о правах ребенка
- Устав МБДОУ детского сада №1 д. Вахонино
Разработчики программы
Рабочая группа
Сроки выполнения и этапы реализации программы
Программа реализуется в период с 2015г. по 2018г.
Назначение программы
Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития образовательного учреждения на основе анализа работы МБДОУ детского сада №1 д. Вахонино за предыдущий период. В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и организации воспитания, управление дошкольным учреждением на основе инновационных процессов.
Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС, создание условий для сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей, становление открытой, гибкой и доступной системы образования.
Проблема
1. Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей дошкольного возраста, сохраняется высокий уровень общей заболеваемости во всех возрастных группах.
2. Построение образовательной деятельности путем создания полноценного пространства развития ребенка, организация комплексного сопровождения развития детей дошкольного возраста, закладывающее базовые компетентности дошкольника в освоении мира и присвоении культуры, а так же способствующее их социализации.
3. Недостаточность оснащения предметно-развивающей среды учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
4. Необходимость интенсификации педагогического труда, повышение качества и результативности педагогов к применению современных образовательных технологий.
5. Взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, создание условий для повышения педагогической культуры родителей.
Цель
Ведение образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО: - обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечения равных стартовых возможностей детей для овладения начальным школьным образованием, обеспечение преемственности образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.
Задачи
1. Совершенствование работы по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих компонентов, способствующих формированию здорового образа жизни.
2. Формирование общей культуры личности детей, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности, в соответствии с задачами ФГОС ДО.
3. Сопровождение художественно-эстетического воспитания детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
4. Оптимизация программно-методического обеспечения образовательного процесса. Обновление предметно-развивающей среды учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО, социального заказа семьи, индивидуальных особенностей развития и интересов детей.
5. Освоение педагогами новых целевых ориентаций воспитательно-образовательного процесса, развитие и преобразование профессиональных компетентностей воспитателей.
6. Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Ожидаемые результаты
1. Создание оптимальных условий для полноценного психофизического развития и эмоционального благополучия каждого ребёнка. Повышение эффективности оздоровления воспитанников.
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства. Обеспечение возможности освоения ребенком образовательной программы на разных этапах ее реализации.
3. Создание предметно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации, отвечающей требованиям ФГОС ДО.
4. Совершенствование социально-педагогической компетентности воспитателей дошкольного образовательного учреждения.
5. Приобщение родителей к педагогическому процессу. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка как фактор повышения качества образования.
2. Информационно-аналитическая справка
Лицензия на образовательную деятельность: серия РО № 040780; регистрационный номер 289 от 23 марта 2012г., бессрочно
Адрес – 171285, Россия, Тверская область, Конаковский район, д. Вахонино, ул. Малая, д. 20.
Руководитель – Бакулина Станислава Юрьевна, образование – высшее педагогическое, педагогический стаж 19 лет, работает в должности заведующего с 11.08.2008. Приказ о назначении от 11.08.2008г. № 155-к
Адрес электронной почты: е-mail: bakulin6a-1968@mail.ru
Адрес сайта: detsad-vahonino.ucoz.ru
МБДОУ детский сад №1 д. Вахонино построен по типовому проекту в 1991 году и находится на территории Вахонинского сельского поселения. Здание двухэтажное, типовое, общая площадь 430 кв. м. В учреждении имеется методический кабинет, кабинет заведующей, пищеблок, прачечная, медицинский кабинет, изолятор. Музыкальный зал используется совместно со школой. Территория детского сада по периметру ограждена забором.
В детском саду оборудован мини-музей «Часы», создан патриотический уголок.
Материально-техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды детского сада соответствуют требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей.
Для эффективного осуществления физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ используется зал МБОУ СОШ д. Вахонино, спортплощадки, спортивное оборудование на участках. В 2014 году был приобретен спортивный инвентарь.
Дошкольное образовательное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014; Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 2; Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Конвенцией о правах ребёнка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г. ; Уставом МБДОУ, утвержденного администрацией Конаковского района 14.07.2015г.
Режим работы – по будням с 7-00 до 19-00 (12 часов); суббота, воскресенье – выходные дни
Общее количество воспитанников – 67. Функционируют 3 группы, 1 группа – первая младшая подгруппа, вторая младшая подгруппа; 2 группа – вторая младшая подгруппа, средняя подгруппа; 3 группа – старшая подгруппа, подготовительная подгруппа.
Основными задачами учреждения являются: охрана жизни и укрепление здоровья детей, создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка; создание максимальных условий, обеспечивающих интеллектуальное; личностное и физическое развитие детей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полного развития ребенка; максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
В ДОУ созданы организационно-методические условия для обеспечения физического и психического здоровья детей; обеспечения интеллектуального, личностного развития ребенка; постоянно идет поиск новых технологий работы с детьми дошкольного возраста.
МБДОУ детский сад №1 д. Вахонино сад работает по образовательной программе, разработанной на основе ФГОС ДО и опирающейся на программу «Из детства – в отрочество» - программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей от года до 7 лет.
Дополнительное образование реализуется с помощью работы кружков художественно-эстетической направленности: «Веселые кисточки», «Умелые ручки», «Играем в сказку».
МБДОУ предоставляет свои услуги – консультационный центр для родителей и детей, не посещающих дошкольное учреждение.
3. Анализ проблем деятельности, на решение которых направлена программа развития
Стратегическая цель государственной политики в области образования – обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.
Задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия остается актуальной и на сегодняшний день.
Обеспечение результатов достигается посредством создания необходимых условий для физического развития детей; внедрения в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих компонентов, направленных на снижение заболеваемости детей; формирования у дошкольников элементарных валеологических знаний.
Образовательный процесс осуществляется согласно основной образовательной программе ДОУ в форме проведения непосредственно образовательной деятельности, индивидуальной работы с детьми, организации самостоятельной детской деятельности, работы кружков по художественно-эстетическому направлению. Обучение детей проводится на основе специфических для дошкольного возраста видов деятельности: игровой, музыкальной, театрализованной, трудовой, учебной.
Развивающее обучение в новой модели образовательного пространства предлагает использование новых программ и технологий, которые предусматривают не просто усвоение нового содержания, а такую организацию деятельности детей, которая обеспечивает ребёнку новые достижения и продвижения в развитии.
Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения, были разработаны требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.
Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Поэтому предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.
Процессы обновления учреждений образования в современных условиях требуют от воспитателя переориентации его сознания, профессиональной позиции на гуманистические ценности, позволяющих принимать компетентные решения.
Существующая практика становления и формирования воспитателя как профессионала показывает очевидное несоответствие между запросами общества, социальным заказом родителей и уровнем профессиональной компетентности воспитателя.
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема формирования профессиональной компетентности воспитателя. Необходимость обновления функций управления развитием профессиональной компетентности воспитателя диктуется особенностями современной социально-образовательной ситуации.
Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования, дошкольная организация представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом.
Улучшение качества дошкольного образования, прежде всего, зависит от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения. Положительный результат, может быть, достигнут только при объединении семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
4. Концепция программы развития
Современное образование находится на новом этапе развития – идёт его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены, происходящие в обществе. Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела актуальный характер. В общегосударственном плане новое качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. Очевидно, что сегодня в условиях современного образования каждое дошкольное учреждение должно поддерживать свою конкурентоспособность, занимая, таким образом, свою индивидуальную нишу в общем образовательном пространстве. Такие качества как формирование креативных и социальных компетентностей, готовности к переобучению, востребованы целыми творческими коллективами, которые постоянно совершенствуют свое профессиональное мастерство, проявляя инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, доказывая, таким образом, свою необходимость.
Реализация основных направлений развития системы дошкольного образования невозможна без ключевых общесистемных изменений в дошкольном учреждении. Содержание образования сегодня направлено не только на приобретение знаний воспитанниками, но и на развитие личности, где ребёнок выступает как субъект разнообразных видов детской деятельности в условиях самореализации в окружающем мире, развитие его познавательных и созидательных способностей. Ориентация на ребёнка и его потребности, создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих гармоническое развитие личности каждого ребёнка и сотрудника, мотивация на эффективную деятельность – такова суть педагогического процесса на дифференцированной основе.
Необходимость разработки данной программы обусловлена не только рядом причин указанных выше. Становится объективным появление новой модели ДОУ, пересмотр управления системой образования, в воспитательно-образовательном процессе, в научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности учреждения. Разработка содержания работы дошкольного образовательного учреждения потребовала по-новому подойти к его отбору с учётом природно-климатических, экологических, экономических, социальных, культурно-ценностных особенностей деревни, в которой живут дети.
Изменения, происходящие в содержании начального образования, поставили нас перед необходимостью пересмотра содержания работы, поиска новых путей и условий развития ребёнка, внедрения педагогических технологий, создавая возможность для профессионального творчества и инновационных процессов в повышении качества дошкольного образования.
Программа развития была спроектирована исходя из конкретного анализа исходного состояния детского сада, специфики контингента детей, потребности родителей воспитанников.
Основной целью программы развития является ведение образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО, которое достигается путем обеспечения равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечения равных стартовых возможностей детей для овладения начальным школьным образованием, обеспечение преемственности образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.
Ценность инновационного характера современного дошкольного образования и программы развития ДОУ направлена на сохранение позитивных достижений детского сада, внедрение современных педагогических технологий, обеспечение личностно-ориентированной модели организации педагогического процесса, позволяющих ребёнку успешно адаптироваться и удачно реализовать себя в подвижном социуме, развитие его социальных компетенций в условиях интеграции усилий семьи и детского сада.
5. Основные направления программы развития
Для успешной реализации образовательной деятельности, ДОУ ставит перед собой следующие задачи:
1. Совершенствование работы по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих компонентов, способствующих формированию здорового образа жизни.
2. Формирование общей культуры личности детей, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности, в соответствии с задачами ФГОС ДО.
3. Сопровождение художественно-эстетического воспитания детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
4. Оптимизация программно-методического обеспечения образовательного процесса. Обновление предметно-развивающей среды учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО, социального заказа семьи, индивидуальных особенностей развития и интересов детей.
5. Освоение педагогами новых целевых ориентаций воспитательно-образовательного процесса, развитие и преобразование профессиональных компетентностей воспитателей.
6. Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
6. Ожидаемые результаты реализации программы развития
1. Создание оптимальных условий для полноценного психофизиче-ского развития и эмоционального благополучия каждого ребёнка. Повышение эффективности оздоровления воспитанников.
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства. Обеспечение воз-можности освоения ребенком образовательной программы на разных этапах ее реализации.
3. Создание предметно-развивающей среды в дошкольной образова-тельной организации, отвечающей требованиям ФГОС ДО.
4. Совершенствование социально-педагогической компетентности воспитателей дошкольного образовательного учреждения.
5. Приобщение родителей к педагогическому процессу. Взаимодей-ствие дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка как фактор повышения качества образования.