Олеся Домокурова
Рабочая программа по математике (Колесникова Е. В.) в средней группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Познавательное развитие»
Математическое развитие (4-5 лет)
Пояснительная записка
Образовательная область «Познавательное развитие» способствует формированию математических представлений, дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.
Публикация «Рабочая программа по математике (Колесникова Е, В,) в средней группе детского сада» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – интеллектуальное развитие, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Программа ориентирована на воспитанников 4-5 лет, рассчитана на 1 год.
Цель, решаемая при реализации рабочей программы :
- формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости
Задачи программы :
Учить детей различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение).
Учить считать до пяти (количественный счёт, отвечать на вопрос «Сколько всего?».
Совершенствовать умение сравнивать количество предметов в группах на основе счёта (в пределах 5, а также путём поштучного соотнесения двух предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество.
Учить сравнивать два предмета по величине (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче, одинаковые, равные, на основе приложения их друг к другу или наложения.
Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Знать их характерные отличия.
Учить определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху – внизу, впереди – сзади).
Учить определять части суток.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом рассчитана на 1 ч в неделю, длительностью 20 минут.
Место и роль учебного курса
Учебный курс входит в образовательную область «Познавательное развитие» и обеспечивает развитие познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию. Образовательная область позволяет накапливать детьми опыт практических действий с предметами, вовлекать их в содержательные, основанные на детском опыте познавательные игры, игровые упражнения, практические действия, стимулировать их самостоятельные действия, организовывать результативную детскую деятельность, направленную на видоизменение объектов, понимание и использование простейших замещений и знаков.
Общая характеристика учебного курса
Рабочая программа по развитию элементарных математических представлений для детей средней группы составлена на основе обязательного минимума содержания федерального компонентагосударственного стандарта по разделу «Развитие элементарных математических представлений» Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, переработанной в соответствии с ФГОС ДО и парциальной программы «Математические ступеньки» Е. В. Колесниковой.
Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам:
1. «Речевое развитие» и «Познавательное развитие», где обогащают словарь детей прилагательными, обозначающими качества предметов (величину, цвет, форму, материал); активизируют в речи слова, обозначающие названия и форму предметов ближайшего окружения, расширяют кругозор, развивают познавательные интересы.
2. «Изобразительная деятельность», где дети учатся располагать предметы (фигуры) на листе бумаги, соотносить размеры, проявлять творчество.
3. «Физическое развитие», где детей учат ориентироваться в пространстве, относительно самого себя, во времени.
4. «Трудовое воспитание» - детей учат поддерживать порядок в помещении, помогать готовить к занятию и убирать после проведения занятия дидактический материал.
5. «Нравственное воспитание», где осуществляется приобщение детей к способам и формам взаимодействия, выражение отношения к людям, природе, к себе.
Обоснованием выбора данной программы является то, что она в соответствии со структурой дошкольного образования обеспечивает выстраивание систематического курса, непрерывно развивающего знания воспитанников в области математики.
Количество часов: (1 ч в неделю).
Формы организации образовательного процесса
Освоение задач математического развития детей осуществляется как в организованных педагогом видах деятельности (детских проектах, занятиях, развивающих и образовательных ситуациях, развлечениях и досугах, так и в свободной самостоятельной деятельности в условиях предметно – пространственной среды, в центрах экспериментирования, в игровых центрах. С этой целью педагог помещает в игровые центры игры и материалы, которые интересуют детей и направлены на развитие их познавательных и интеллектуальных способностей, овладение измерением, вычислениями, сравнением, классификацией.
Виды и формы контроля
Педагогическая диагностика (мониторинг) математических способностей в индивидуальном развитии ребенка ( 2 раза в год: сентябрь и май).
Планируемый уровень
К концу года дети должны уметь:
- считать в пределах пяти,относить последние числительное ко всей группе предметов, согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже;
- называть цифры от 1 до 5, писать их по точкам, соотносить количество предметов с цифрой;
- понимать отношения между числами в пределах пяти, выражать эти отношения в речи;
- отгадывать математические загадки;
- различать количественный, порядковый счёт;
- устанавливать равенство и неравенство групп предметов по названному числу;
- находить заданные геометрические фигуры среди множества других;
- выделять признаки сходства и различия между предметами и объединять их по этому признаку;
- отгадывать загадки о временах года;
- различать понятия вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно;
- уметь ориентироваться на листе бумаги;
- решать простые логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
- понимать задание и выполнять его самостоятельно;
- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
Знать:
- как сравнивать объекты по пространственному расположению (слева-справа, впереди-сзади от,
- как определить местонахождение объекта в ряду (второй, третий).
- как определить последовательность событий во времени (что сначала, что потом) по картинкам и простым моделям.
- как пользоваться схематическим изображением действий, свойств, придумывать новые знаки – символы;
- как использовать эталоны с целью определения свойств предметов (форма, длина, ширина, высота толщина).
Иметь представление:
- об использование числа как показателя количества, итога счёта, освоение способов восприятия совокупностей (звуков, событий, предметов, сравнение их по количеству, деления на подгруппы, воспроизведения групп предметов по количеству и числу, счёта и называния чисел по порядку до 5-6.
- о практическом делении целого на части, соизмерения величин с помощью предметов-заместителей.
Содержание программы(37 часов)
Образовательное содержание программы реализуется в количестве37ч.
Диагностика (2 раза в год сентябрь и май)