МААМ-картинки

Взаимодействие с родителями воспитанников МБДОУ посредством использования ИКТ в образовательном процессе детского сада

Екатерина Нечаева
Взаимодействие с родителями воспитанников МБДОУ посредством использования ИКТ в образовательном процессе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Занятостью родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами объясняется снижение качества общения ребенка и взрослого, появление различных проблем в формировании коммуникативного поведения подрастающего поколения, все большее распространение общего недоразвития речи (ОНР). Коррекционно-воспитательное воздействие со стороны специального учреждения и родителей, многие из которых часто не имеют даже элементарных представлений о том, чем и как они могут помочь в данной ситуации, на современном этапе очень актуально. Не все родители способны грамотно, осознанно и основательно выполнять возложенные на них функции и нести ответственность за свои действия в процессе развития зрительного восприятия и логопедической коррекции. Еще Л. C. Выгодский говорил о том, что наиболее благоприятная атмосфера общения создается родителями в семье, где с первых дней рождения ребенка происходит полноценное развитие его личности и социализация.

Публикация «Взаимодействие с родителями воспитанников МБДОУ посредством использования ИКТ в образовательном процессе детского сада» размещена в разделах

Проблема содружества детского сада и семьи не нова, сегодня она носит творческий характер благодаря дифференцированному подходу. Понятие взаимодействие с семьей нужно отличать от понятия работа с родителями, поскольку второе — составная часть первого. Взаимодействие — не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели, это обязательно ненавязчивый, опосредованный контроль или обратная связь. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на ведение детей в пространство культуры постижение ее ценностей и смыслов. Взаимодействие должно быть развивающим и поддерживающим. Поддерживающее взаимодействие – это взаимодействие по решению  актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых. Развивающее взаимодействие призвано предупреждать возникновение проблем и помогать родителям, осваивать продуктивные способы общения с ребенком.

В структуре коррекционно-логопедической компетентности родителей выделены четыре компонента:

- мотивационно-целевой — постановка четкого видения целей и задач логопедической работы по преодолению ОНР и нарушений зрительного восприятия и сформированность устойчивых внутренних мотивов для коррекции имеющихся недостатков;

- когнитивный — обучение теоретическим и технологическим знаниям о специфике нарушения зрительного восприятия и речи ребенка, сущности логопедической работы по устранению ОНР, а также доступным способам и методам организации занятий с ребенком в домашних условиях;

- деятельностный — организация занятий с ребенком в домашних условиях для достижения максимальных результатов;

- оценочный — способность самостоятельно оценивать качество собственных усилий и эффективность занятий с ребенком дома.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс, уход от практики дистанцирования родителей от детского учреждения позволяют значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

К основным направлениям совместной деятельности учителя-логопеда и родителей, можно отнести:

- формирование мотивированного отношения родителей к коррекционным занятиям дошкольников с нарушениями речи;

- разработка и апробация различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия семьи и учителя-логопеда как способа повышения эффективности коррекционно-воспитательного потенциала образовательного процесса;

- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

- объединение усилий педагогов и родителей для развития и воспитания детей;

- создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

- повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка;

- оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддержка в них уверенности в собственных педагогических возможностях;

- обучение родителей конкретным приемам логопедической работы.

Продуктивность работы учителей-логопедов с семьями воспитанников напрямую зависит от осознания необходимости выделять время на взаимодействие с родителями дошкольников, мобильности в построении графика своей работы, установления коллегиальных отношений со специалистами образовательного учреждения и, безусловно, желания постоянно совершенствоваться в своей профессии.

К инновационным формам работы с семьями O.Л. Зверева и Т. В. Кротова отнесли следующие:

- информационно-аналитические (проведение социологических срезов, опросников);

- досуговые (совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках);

- познавательные (семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей);

- наглядно-информационные (информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей; выпуск газет, организация мини-библиотек).

Ниже представлены наиболее эффективные формы и приемы организации работы с семьями воспитанников.

Родительское собрание

Хорошо зарекомендовавшая себя форма работы, может осуществляться разными путями: педагогическая мастерская, организационно-деятельностная, деловая или ролевая игра, конференция, консилиум, диспут, размышление, дискуссия, практикум, тренинг, опыт, «круглый стол», вечер-встреча, КВН, викторины «Поле чудес» и «Счастливый случай»;

Очень удобна форма презентации (Microsoft PowernPoit, так как родители довольно в интересной и красочной форме могут познакомится с особенностями групп компенсирующей направленности.

Анкетирование, тестирование, беседы

В процессе организации логопедической работы логопед, как правило, использует несколько типов анкет, так как преследует ряд целей:

- Уточнение запросов родителей,

- Сбор анамнестических сведений,

- Выявление особенностей семейного воспитания,

- Определение степени готовности родителей к участию в коррекционном процессе,

- Подготовка к родительскому собранию на определенную тему.

- Изучение удовлетворенности родителей коррекционно-образовательными услугами.

Результаты обрабатываются с помощью программы Word.

Стенды

На логопедических стендах целесообразно размещать несколько видов информации: многолетнюю, годичную и оперативную.

Многолетняя информация — это необходимые родителям сведения о реализуемой образовательной программе, ее авторе.

Годичная информация — это сведения о задачах и содержании логопедической работы в группе на год.

Оперативная информация, как правило, касается проведения тематических недель. Такая информация требует периодического обновления, так как к началу следующей тематической недели утрачивает свою актуальность. Материалы рубрик, могут быть взяты из различных журналов, справочников, энциклопедий с целью ознакомления родителей с интересными фактами, касающимися проводимой в группе тематической недели (лексической темой). Данный способ взаимодействия не только дает родителям представление о жизни ребенка в дошкольном учреждении, но и позволяет развить детско-взрослые взаимоотношения, повысить родительский авторитет.

Тематика материалов стенда должна зависеть не только от возрастных особенностей детей, посещающих группу, но и от особенностей семей.

Домашние индивидуальные задания

Большинство логопедов практикуют домашние задания на печатной основе (готовые пособия, собственноручно изготовленные карточки). Но используя программу Power Point в форме компьютерной игры, можно отработать произношение того или иного звука, совершенствовать фонематические процессы, лексико-грамматический строй и связную речь. К примеру, элементарный прием поочередного появления картинок с отрабатываемым в составе слова звуком уже вызывает интерес у дошкольников к домашним заданиям. У каждого ребенка имеется свой диск для компьютерных домашних заданий логопеда. Задания рассчитаны на 7—10 мин и только для детей 5,5—7 лет и выполняются в присутствии родителей.

Создав большую базу картинок по темам и на определенные звуки, логопед может очень быстро изменить задание для каждого ребенка. С согласия родителей можно также использовать видеозапись выполняемых детьми артикуляционных упражнений, составляя необходимые для каждого ребенка комплексы с записью на диск. Дома родители могут просмотреть упражнения на компьютере с учетом замечаний логопеда и следить за выполнением упражнений ребенком более осознанно. После введения этой формы работы на стадии постановки звуков у детей значительно повышается эффективность логопедического воздействия. К тому же, в отличие от тетрадей, которые необходимо принести в детский сад, записи упражнений всегда остаются дома.

Медиапособия

Термин «медиатека» включает в себя не только аппаратные устройства (видеомагнитофон, аудиомагнитофон, диапроектор и т. д., но и носители информации (кассеты, диски и т. д., а также собственно саму информацию. Учитель-логопед может помочь родителям подобрать мультимедийные материалы к занятиям с детьми, развивающие и обучающие программы, выбор которых в настоящее время достаточно велик. Как правило, данные сведения доводятся до родителей в форме мультимедийной презентации, либо тематической выставки, на которой представляются различные медиаобъекты, упоминаются специальные логопедические порталы и сайты в Интернете. Для того чтобы владеть полной информацией о предлагаемом родителям материале, педагог должен сам предварительно ознакомиться с его содержанием. Самостоятельно подготовленные и записанные на электронные носители видеоконсультации по различным темам учитель-логопед может вкладывать в папки-передвижки с целью более эффективного усвоения родителями определенных логопедических знаний и умений.

Логоритмические распеки Т. С. Овчинниковой.

Видеотека

Многие занятия, а также некоторые консультации и индивидуальные практикумы рационально снять на видео. Родителям не всегда понятны термины, употребляемые специалистом, принципы выполнения задания. После просмотра видеоконсультации или мультимедийной презентации у взрослых появляется возможность выполнять с ребенком домашние задания в соответствии с требованиями учителя-логопеда.

Примерный перечень тем видеоматериалов логопедической направленности:

«Артикуляционная гимнастика» (о правилах ее выполнения);

«Веселые пальчики» (о правилах проведения пальчиковых игр и массажа пальцев рук);

«Автоматизация звуков» (практический видеоматериал по автоматизации звуков родного языка);

«Веселые игры» (правила и содержание речевых игр).

Проблемы использования ИКТ:

нет компьютеров у родителей;

недостаточная компьютерная грамотность педагогов и родителей;

недостаточное материально-техническое обеспечение.

Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями:

- минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;

- возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

- обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;

- оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;

- рост объема информации;

- обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта, форум;

- оперативное получение информации;

- расширение информационных потоков;

- создание электронных газет, журналов.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование игровой технологии Воскобовича в образовательном процессе детского сада Сказочные лабиринты игры» - это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Игру как метод обучения,.

Фотоотчет «Использование ИКТ в образовательном процессе»Фотоотчет «Использование ИКТ в образовательном процессе» .

Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ Все мы знаем, что компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет. Все чаще педагоги дошкольных учреждений стали указывать на то, что основным.

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе Анатолий Василевич Луначарский сказал: - "Физическое образование ребенка есть база для всего остального. " Прошло немало лет, но тема по-прежнему.

Консультация для воспитателей «Педагогическое взаимодействие с ребёнком в образовательном процессе ДОУ» Время не стоит на месте. Общество развивается. Отношения между людьми продолжают развиваться и видоизменятся, тем самым диктуя людям свои.

Проект «Использование информационных компьютерных технологий в образовательном процессе детского сада» Данный проект представляет собой новый взгляд на особенности организации работы по созданию единого образовательного информационного пространства.

Проект «Взаимодействие детского сада с родителями в период предшкольной подготовки детей» Цель проекта: создание условий для информационной и психологической подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам в связи.

Использование интерактивной доски в образовательном процессе ДОУ тема: «Использование интерактивной доски в образовательном процессе ДОУ». Актуальность темы. Использование информационно-коммуникационных.

Взаимодействие детского сада с родителями В нашем обществе уделяется большое внимание формированию всестороннего развития личности. Вот почему очень важно повысить эффективность.

Взаимодействие детского сада с родителями «Моя семья» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие с родителями воспитанников МБДОУ посредством использования ИКТ в образовательном процессе детского сада
Опубликовано: 2 февраля 2016 в 22:32
+43Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие с родителями воспитанников МБДОУ посредством использования ИКТ в образовательном процессе детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Нечаева (УИ 274778) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 41.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД