Екатерина Нечаева
Взаимодействие с родителями воспитанников МБДОУ посредством использования ИКТ в образовательном процессе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Занятостью родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами объясняется снижение качества общения ребенка и взрослого, появление различных проблем в формировании коммуникативного поведения подрастающего поколения, все большее распространение общего недоразвития речи (ОНР). Коррекционно-воспитательное воздействие со стороны специального учреждения и родителей, многие из которых часто не имеют даже элементарных представлений о том, чем и как они могут помочь в данной ситуации, на современном этапе очень актуально. Не все родители способны грамотно, осознанно и основательно выполнять возложенные на них функции и нести ответственность за свои действия в процессе развития зрительного восприятия и логопедической коррекции. Еще Л. C. Выгодский говорил о том, что наиболее благоприятная атмосфера общения создается родителями в семье, где с первых дней рождения ребенка происходит полноценное развитие его личности и социализация.
Публикация «Взаимодействие с родителями воспитанников МБДОУ посредством использования ИКТ в образовательном процессе детского сада» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Проблема содружества детского сада и семьи не нова, сегодня она носит творческий характер благодаря дифференцированному подходу. Понятие взаимодействие с семьей нужно отличать от понятия работа с родителями, поскольку второе — составная часть первого. Взаимодействие — не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели, это обязательно ненавязчивый, опосредованный контроль или обратная связь. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на ведение детей в пространство культуры постижение ее ценностей и смыслов. Взаимодействие должно быть развивающим и поддерживающим. Поддерживающее взаимодействие – это взаимодействие по решению актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых. Развивающее взаимодействие призвано предупреждать возникновение проблем и помогать родителям, осваивать продуктивные способы общения с ребенком.
В структуре коррекционно-логопедической компетентности родителей выделены четыре компонента:
- мотивационно-целевой — постановка четкого видения целей и задач логопедической работы по преодолению ОНР и нарушений зрительного восприятия и сформированность устойчивых внутренних мотивов для коррекции имеющихся недостатков;
- когнитивный — обучение теоретическим и технологическим знаниям о специфике нарушения зрительного восприятия и речи ребенка, сущности логопедической работы по устранению ОНР, а также доступным способам и методам организации занятий с ребенком в домашних условиях;
- деятельностный — организация занятий с ребенком в домашних условиях для достижения максимальных результатов;
- оценочный — способность самостоятельно оценивать качество собственных усилий и эффективность занятий с ребенком дома.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс, уход от практики дистанцирования родителей от детского учреждения позволяют значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
К основным направлениям совместной деятельности учителя-логопеда и родителей, можно отнести:
- формирование мотивированного отношения родителей к коррекционным занятиям дошкольников с нарушениями речи;
- разработка и апробация различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия семьи и учителя-логопеда как способа повышения эффективности коррекционно-воспитательного потенциала образовательного процесса;
- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
- объединение усилий педагогов и родителей для развития и воспитания детей;
- создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка;
- оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддержка в них уверенности в собственных педагогических возможностях;
- обучение родителей конкретным приемам логопедической работы.
Продуктивность работы учителей-логопедов с семьями воспитанников напрямую зависит от осознания необходимости выделять время на взаимодействие с родителями дошкольников, мобильности в построении графика своей работы, установления коллегиальных отношений со специалистами образовательного учреждения и, безусловно, желания постоянно совершенствоваться в своей профессии.
К инновационным формам работы с семьями O.Л. Зверева и Т. В. Кротова отнесли следующие:
- информационно-аналитические (проведение социологических срезов, опросников);
- досуговые (совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках);
- познавательные (семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей);
- наглядно-информационные (информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей; выпуск газет, организация мини-библиотек).
Ниже представлены наиболее эффективные формы и приемы организации работы с семьями воспитанников.
Родительское собрание
Хорошо зарекомендовавшая себя форма работы, может осуществляться разными путями: педагогическая мастерская, организационно-деятельностная, деловая или ролевая игра, конференция, консилиум, диспут, размышление, дискуссия, практикум, тренинг, опыт, «круглый стол», вечер-встреча, КВН, викторины «Поле чудес» и «Счастливый случай»;
Очень удобна форма презентации (Microsoft PowernPoit, так как родители довольно в интересной и красочной форме могут познакомится с особенностями групп компенсирующей направленности.
Анкетирование, тестирование, беседы
В процессе организации логопедической работы логопед, как правило, использует несколько типов анкет, так как преследует ряд целей:
- Уточнение запросов родителей,
- Сбор анамнестических сведений,
- Выявление особенностей семейного воспитания,
- Определение степени готовности родителей к участию в коррекционном процессе,
- Подготовка к родительскому собранию на определенную тему.
- Изучение удовлетворенности родителей коррекционно-образовательными услугами.
Результаты обрабатываются с помощью программы Word.
Стенды
На логопедических стендах целесообразно размещать несколько видов информации: многолетнюю, годичную и оперативную.
Многолетняя информация — это необходимые родителям сведения о реализуемой образовательной программе, ее авторе.
Годичная информация — это сведения о задачах и содержании логопедической работы в группе на год.
Оперативная информация, как правило, касается проведения тематических недель. Такая информация требует периодического обновления, так как к началу следующей тематической недели утрачивает свою актуальность. Материалы рубрик, могут быть взяты из различных журналов, справочников, энциклопедий с целью ознакомления родителей с интересными фактами, касающимися проводимой в группе тематической недели (лексической темой). Данный способ взаимодействия не только дает родителям представление о жизни ребенка в дошкольном учреждении, но и позволяет развить детско-взрослые взаимоотношения, повысить родительский авторитет.
Тематика материалов стенда должна зависеть не только от возрастных особенностей детей, посещающих группу, но и от особенностей семей.
Домашние индивидуальные задания
Большинство логопедов практикуют домашние задания на печатной основе (готовые пособия, собственноручно изготовленные карточки). Но используя программу Power Point в форме компьютерной игры, можно отработать произношение того или иного звука, совершенствовать фонематические процессы, лексико-грамматический строй и связную речь. К примеру, элементарный прием поочередного появления картинок с отрабатываемым в составе слова звуком уже вызывает интерес у дошкольников к домашним заданиям. У каждого ребенка имеется свой диск для компьютерных домашних заданий логопеда. Задания рассчитаны на 7—10 мин и только для детей 5,5—7 лет и выполняются в присутствии родителей.
Создав большую базу картинок по темам и на определенные звуки, логопед может очень быстро изменить задание для каждого ребенка. С согласия родителей можно также использовать видеозапись выполняемых детьми артикуляционных упражнений, составляя необходимые для каждого ребенка комплексы с записью на диск. Дома родители могут просмотреть упражнения на компьютере с учетом замечаний логопеда и следить за выполнением упражнений ребенком более осознанно. После введения этой формы работы на стадии постановки звуков у детей значительно повышается эффективность логопедического воздействия. К тому же, в отличие от тетрадей, которые необходимо принести в детский сад, записи упражнений всегда остаются дома.
Медиапособия
Термин «медиатека» включает в себя не только аппаратные устройства (видеомагнитофон, аудиомагнитофон, диапроектор и т. д., но и носители информации (кассеты, диски и т. д., а также собственно саму информацию. Учитель-логопед может помочь родителям подобрать мультимедийные материалы к занятиям с детьми, развивающие и обучающие программы, выбор которых в настоящее время достаточно велик. Как правило, данные сведения доводятся до родителей в форме мультимедийной презентации, либо тематической выставки, на которой представляются различные медиаобъекты, упоминаются специальные логопедические порталы и сайты в Интернете. Для того чтобы владеть полной информацией о предлагаемом родителям материале, педагог должен сам предварительно ознакомиться с его содержанием. Самостоятельно подготовленные и записанные на электронные носители видеоконсультации по различным темам учитель-логопед может вкладывать в папки-передвижки с целью более эффективного усвоения родителями определенных логопедических знаний и умений.
Логоритмические распеки Т. С. Овчинниковой.
Видеотека
Многие занятия, а также некоторые консультации и индивидуальные практикумы рационально снять на видео. Родителям не всегда понятны термины, употребляемые специалистом, принципы выполнения задания. После просмотра видеоконсультации или мультимедийной презентации у взрослых появляется возможность выполнять с ребенком домашние задания в соответствии с требованиями учителя-логопеда.
Примерный перечень тем видеоматериалов логопедической направленности:
«Артикуляционная гимнастика» (о правилах ее выполнения);
«Веселые пальчики» (о правилах проведения пальчиковых игр и массажа пальцев рук);
«Автоматизация звуков» (практический видеоматериал по автоматизации звуков родного языка);
«Веселые игры» (правила и содержание речевых игр).
Проблемы использования ИКТ:
нет компьютеров у родителей;
недостаточная компьютерная грамотность педагогов и родителей;
недостаточное материально-техническое обеспечение.
Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями:
- минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;
- возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
- обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;
- оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;
- рост объема информации;
- обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта, форум;
- оперативное получение информации;
- расширение информационных потоков;
- создание электронных газет, журналов.