Олеся Домокурова
Рабочая программа по социализации в средней группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Социально-коммуникативная» .
Социализация (4-5 лет)
Пояснительная записка
Социализация – это развернутый во времени процесс освоения растущей личностью социального опыта, переработка его в индивидуально – личностном плане. Социализация может быть как успешная, так и неуспешная. Признаками успешной социализации являются : гуманистическая устремленность развития духовно – творческих способностей ребенка, потребностей, интересов; непрерывное расширение культурного кругозора, обогащение сферы межличностного и группового взаимодействия и др. При этом критерии успешной социализации требуют соотнесения их с возрастными нормами развития растущей личности, учетом особенностей воспитания и другими жизненными и личностно – психологическими обстоятельствами. Всякого рода неблагополучия сдерживают рост личности, замедляя темп развития, делая его дискретным, прерывистым, более противоречивым. Это – неблагоприятно протекающая социализация.
Публикация «Рабочая программа по социализации в средней группе детского сада» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Дошкольное учреждение является самой важной социальной средой после семьи, оно должно прививать правила позитивного социального поведения, способствовать эмоциональному и социальному развитию ребенка. Поэтому одной из главных задач современного ДОУ является успешная социализация детей в обществе и негативных явлений среди воспитанников, организация формирования правильных норм общения и стремления к получению знаний.
Данная «Программа социализации» разработана в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, где определены цели и задачи образовательной области «Социально-коммуникативная» .
Программа ориентирована на воспитанников 4-5 лет, рассчитана на 1 год.
Цель, решаемая при реализации рабочей программы :
- освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений.
Задачи программы :
- Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям: быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам людей, желание по примеру воспитателя помочь, порадовать окружающих.
- Развивать эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, сопереживать героям литературных произведений, доброе отношение к животными растениям.
- Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание выполнять правила: здороваться, прощаться, благодарить за услугу, обращаться к воспитателю по имени и отчеству, быть вежливыми в общении со старшими и сверстниками, учиться сдерживать отрицательные эмоциии действия.
- Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой греппе, к взаимодействию в практической деятельности.
- Развивать в детях уверенность, стремление к самостоятельности, привязанность к семье, воспитателю.
Общая характеристика учебного курса
Рабочая программа по развитию социальных отношений для детей средней группы составлена на основе обязательного минимума содержания федерального компонентагосударственного стандарта по разделу «Социализация» Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, переработанной в соответствии с ФГОС ДО.
Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам:
- «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения)
- «Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире)
- «Труд» (формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности»)
- «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира)
- «Физическая культура» (развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами)
- «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье и окружающем мире)
- «Художественное творчество» (использование продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения области «Социализация»)
В основу реализации комплексно-тематического принципа построения курса положен примерный календарь праздников и сезонность, которые обеспечивают:
- социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;
- «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;
- поддержание эмоционально-положительного настроя ребенка в течение всего периода освоения содержания ;
- технологичность работы педагогов по реализации курса ( годовой ритм: подготовка к празднику – проведение праздника, подготовка к следующему празднику – проведение следующего праздника и т. д.);
- многообразие форм подготовки и проведения праздников;
- возможность реализации принципа построения программы «по спирали», или от простого к сложному (основная часть праздников повторяется в следующем возрастном подпериоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребенком при подготовке и проведении праздников);
- выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в праздники и подготовку к ним родителей воспитанников).
Обоснованием выбора данной программы является то, что она в соответствии со структурой дошкольного образования обеспечивает выстраивание систематического курса, непрерывно развивающего знания воспитанников в области социализация.
Количество часов: (1 ч в неделю).
Формы организации образовательного процесса
Освоение задач социального развития детей осуществляется как в организованных педагогом видах деятельности (детских проектах, развивающих и образовательных ситуациях, развлечениях и досугах, так и в свободной самостоятельной деятельности в условиях предметно – пространственной среды, в центрах экспериментирования, в игровых центрах. С этой целью педагог помещает в игровые центры игры и материалы, которые интересуют детей и направлены на развитие их социально-коммуникативных способностей.
Планируемый уровень:
К концу года дети должны уметь:
- В привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «вы»).
- Общаясь со сверстниками, проявляет желание понять их замыслы, делиться игрушками, вступает в ролевой диалог.
- Замечает ярко выраженное эмоцинальное состояние сверстника или близких, по примеру воспитателя проявляет сочувстие; сопереживает героям сказок и пр.
- Охотно отвечает на вопросы о семье, проявляет любовь к родителям, доверие воспитателю.
- Использовать обследовательские действия для выделения качеств и свойств предметов и материалов, рассказать о предмете, его назначении и особенностях, о том, как он был создан.
- Выполнять трудовые обязанности, охотно включаться в совместный труд со взрослыми или сверстниками.
Знать:
- формы проявления вежливости, уважения к старшим
- Семью и членов семьи, их занятия и взаимоотношения, семейные праздники события жизни (совместный отдых, приобретение домашних животных, посещение кафе, зоопарка, цирка, новоселье, выезд на дачу).
- Название родного города, ближайшее окружение детского сада, некоторые городские объекты, транспорт, отдельные правила поведения на улице; стихи о городе.
- Название страны, некоторые общественные праздники и события, стихи о родной стране.
- Разнообразие рода занятий взрослых (узнавать и называть людей отдельных профессий) профессиональные действия людей (врач лечит, продавец торгует, лётчик, шофёр управляет транспортом, строитель возводит здания и пр., некоторые инструменты, необходимые профессии, форменная одежда. Содержание деятельности людей в течение дня (утро, день, вечер).
- Имена мальчиков и девочек, любимые занятия, связь эмоциональных отношений друг к другу.
Иметь представление:
- о правилах согласованных действий и взаимоотношений. Элементарно согласовывать замысел, вести диалог, использовать приёмы справедливого распределения ролей и материалов (считалки, жребий, проявлять внимание к действиям партнёров, пояснить для других свои намерения и действия.
- о семейных делах, событиях жизни (совместный отдых, приобретение домашних животных, посещение кафе, зоопарка, цирка, новоселье, выезд на дачу). Участие в ситуациях «добрых дел», направленных на членов семьи.