Надежда Кузнецова
Программа «Радуга красок» по художественно-эстетическому развитию (возраст детей 4–5 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная образовательная программа «Радуга красок» по художественно-эстетическому развитию разработана на основе авторской программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» автора-составителя И. А. Лыковой.
Программа реализуется в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 13 «Родничок».
Публикация «Программа „Радуга красок“ по художественно-эстетическому развитию (возраст детей 4–5 лет)» размещена в разделах
- Радуга, радужные идеи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Учреждение работает по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» под ред. О. В. Солнцевой и др.
Программа «Радуга красок» по художественно-эстетическому развитию, направленная на развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования, рассчитана на детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет и включает в себя четыре раздела, на основе которых строится развитие детей с использованием нетрадиционных техник рисования. Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.
Занятия по программе «Радуга красок» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.
Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души.
Творческий процесс - это настоящее чудо. «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше.
В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Все занятия в разработанной программе носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе :
Развивает уверенность в своих силах.
Способствует снятию детских страхов.
Учит детей свободно выражать свой замысел.
Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
Учит детей работать с разнообразными художественными,природными и бросовыми материалами.
Развивает мелкую моторику рук.
Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Новизной и отличительной особенностью программы «Радуга красок» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель программы : развитие художественно-творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов
2. Учить работать на заданном пространстве
3. Учить принимать задачу, слушать и слышать речь педагога действовать по образцу, а затем по словесному указанию
4. Обучать основам создания художественных образов
Развивающие :
1. Развивать изобразительные умения посредством нетрадиционных техник рисования
2. Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т. д.
3. Развивать воображение, память, мышление, мелкую моторику рук, стремление к самостоятельности.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.
2. Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
3. Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
4. Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
1. Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому».
2. Принцип развивающего характера художественного образования.
3. Принцип сезонности: построение или корректировка познавательного содержания программы с учетом природных особенностей в данный момент времени.
4. Принцип природосообразности: постановка или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учетом «природы» детей, возрастных и индивидуальных способностей.
5. Принцип интереса: построение или корректировка программы с опорой на интересы детей.
6. Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач художественного и эстетического развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям по изобразительной деятельности в технике пластилинографии, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Основные методы, формы и средства обучения:
Форма проведения: занятия по дополнительной образовательной программе проводятся в интегративной форме, совместной деятельности и предполагают индивидуальный подход.
Методы проведения занятия: словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); наглядные, практические, игровые.
Используемые методы:
- дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
- формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
- способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Средства: художественный и бросовый материал, изобразительные инструменты, технические средства, ИКТ.
Особенности содержания программы :
Программа представляет собой образовательную деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка и составлена с учетом реализации интеграции образовательных областей:
- «Художественно-эстетическое» - все виды образовательной деятельности направлены на решение эстетических задач.
- «Познавательное развитие» - осуществляется знакомство с природой, с явлениями общественной жизни. Идет исследовательская образовательная деятельность.
- «Речевое развитие» - осуществляется обогащение словаря, звуковой культуры речи, развитие речи, общение.
- «Физическое развитие» - дети выполняют упражнениями пальчиковой гимнастики, гимнастику для глаз.
- «Социально-коммуникативное развитие» - дети учатся общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, у них формируется готовность к совместной деятельности со сверстниками.
При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).
Образовательная деятельность целиком проходит в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей средствам нетрадиционного рисования помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
Такое построение занятий по дополнительной образовательной программе «Радуга красок» способствует более успешному освоению образовательной программы.
Ожидаемые результаты программы :
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
- расширение и обогащение художественного опыта.
- формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
- сформируются навыки трудовой деятельности
- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Дополнительная образовательная программа «Радуга красок» рассчитана для детей среднего дошкольного возраста 4 - 5 лет по развитию художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования. Занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая, 1 раз в неделю во второй половине дня. Занятия проводятся с группой детей - 8 человек в игровой форме длительностью 20 минут.