Юлия Сигалева
Программа работы в компьютерно-игровом классе «МегаБайтики» (познавательное развитие детей 5–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Разработала :
Сигалева Ю. П.
Усть-Нера, 2019 год
Пояснительная записка
Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Не утонуть в этом информационном море, а точно ориентируясь, решать практические задачи человеку помогает компьютер. «Завтра» наших детей - это информационное общество. Если сегодня еще есть сферы жизни, где можно обойтись без компьютера, то в информационном обществе неумение пользоваться компьютером будет означать социальную инвалидность. В сегодняшних условиях информации общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок, скорее всего, столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому необходимо заранее готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями образования в школе.
Публикация «Программа работы в компьютерно-игровом классе „МегаБайтики“ (познавательное развитие детей 5–7 лет)» размещена в разделах
Хотя школьный курс информатики ставит одной из своих задач формирование навыков работы на компьютере и освоение популярных компьютерных технологий, самое главное для эффективного применения компьютера – это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление.
Проанализировав свою работу по обеспечению условий развития познавательной деятельности, пришла к выводу, введение компьютера в ткань традиционного педагогического процесса детского сада позволяет переложить на него часть дидактической нагрузки, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным. Компьютер не заменяет традиционное занятие, а только дополняет его.
Использовались компьютерные обучающие программы :
Серия игр "Умный ребёнок" составлена на базе программы дошкольного обучения "Сказочное образование", разработанной специалистами компании Marco Polo Group. Задачей серии является развитие у дошкольника в процессе выполнения игровых заданий фантазии, ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей. Использование полного комплекта игр создает предпосылки для формирования у ребёнка системного видения мира и возникновения желания его творческого преобразования.
Серия "Умный ребёнок" включает комплекты развивающих и обучающих игр, помещенных в оболочку "Игродром", имеющую простой, интуитивно понятный детям интерфейс. Кроме игр в серию включен набор тренажёров по русскому языку и математике для подготовки будущих первоклассников.
Цель и задачи
Целью данной программы является развитие способностей детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий. Задачи, которые решаются для достижения поставленной цели, можно объединить в следующие группы:
I. Группа задач ознакомительно-адаптационного цикла.
Задачи:
1. Познакомить детей с компьютером, как современным инструментом для обработки информации :
2. Познакомить детей с правилами поведения в КИК и правилами безопасной работы на компьютере.
3. Преодолевать при необходимости психологический барьер между ребенком и компьютером.
II. Группа задач образовательно-воспитательного цикла.
Задачи:
1. Формировать навыки учебной деятельности:
• учить осознавать цели;
• выбирать системы действий для достижения цели;
• учить оценивать результаты деятельности.
2. Формировать элементарные математические представления:
• совершенствовать навыки счета;
• изучать и закреплять цифры;
• проводить работу с геометрическими фигурами;
• решать простейшие арифметические задачи;
• развивать умение ориентироваться на плоскости;
• закреплять представления о величине предметов.
3. Развивать речь :
• расширять словарный запас детей и знания об окружающем мире;
• формировать звуковую культуру речи;
• формировать грамматический строй речи.
4. Развивать сенсорные возможности ребенка.
5. Формировать эстетический вкус.
6. Развивать знаковую функцию сознания.
7. Развивать эмоционально-волевою сферу ребенка:
• воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость;
• приобщать к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.
III. Группа задач творческого цикла.
Задачи:
1. Развивать конструктивные способности.
2. Тренировать память, внимание.
3. Развивать воображение.
4. Развивать творческое, понятийно-образное, логическое, абстрактное мышление; использовать элементы развития эвристического мышления.
5. Развивать потребности к познанию.
Основные принципы построения программы
Программа построена на следующих основных принципах:
1. Принцип развивающего обучения.
Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития, использовать вариативность компьютерных программ согласно этим знаниям.
2. Принцип воспитывающего обучения.
Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе компьютерных занятий не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание, сорадость).
3. Принцип систематичности и последовательности обучения.
Устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.
4. Принцип доступности.
Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.
5. Принцип индивидуализации.
На каждом учебном занятии педагог должен стремиться подходить к каждому ребенку как к личности. Каждое занятие должно строиться в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, должен учитываться тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп, уровень сложности определяться строго для каждого ребенка.
6. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.
Ведущую роль в обучении играет педагог, он ставит проблему, определяет задачи занятия, темп, в роли советчика, сотоварища, ученика может выступать и компьютер. Ребенок для приобретения новых знаний и умений может становиться в позицию ученика, учителя.
7. Принцип связи с жизнью.
Педагог и ребенок должны уметь устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде, в бытие человека, в существующих отношениях вещей и материи.
Структура занятий
Каждое занятие комплексное. Оно включает в себя 3 этапа.
I этап - подготовительный.
Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.
II этап - основной.
Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером.
Используется несколько способов "погружения" ребенка в компьютерную программу :
1 способ. Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.
2 способ. Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами, их назначением.
3 способ. Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой.
III этап - заключительный.
Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз, для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки).
Занятия проводятся по подгруппам 4-8 человек 1 раз в неделю в первой половине дня.
После каждого занятия проветривание помещения.
Занятия построены на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи.
Для более эффективного, прочного овладения знаниями программа строится на основе постепенного погружения в обучающие блоки, обеспечивающие решение основных групп задач. Межблочными переходами являются программы на развитие мыслительных процессов, памяти и игровые занятия.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
работы КИК «МегаБайтики»
Месяц Название комплекса
Умный ребенок Дошкольное образование
Сентябрь Скоро в школу. Тренируем память Социально-коммуникативное развитие
Октябрь Скоро в школу. Учимся быть внимательными Познавательное развитие
Ноябрь Скоро в школу. Логические задачки Речевое развитие
Декабрь Умные игры. Память и внимание Художественно-эстетическое развитие
Январь Умные игры. Фантазия и сообразительность Физическое развитие
Февраль Умные игры. Логика и воображение Комбинирование игровых комплексов
Март Краски для малышей Комбинирование игровых комплексов
Апрель Комбинирование игровых комплексов Комбинирование игровых комплексов
Май Комбинирование игровых комплексов Комбинирование игровых комплексов