Испайханова Нуржан Лом-Алиевна
Познавательное развитие детей в процессе экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад «Познавательное развитие детей в процессе экологического воспитания.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Доклад из небольшого опыта работы по теме
«Познавательное развитие детей в процессе экологического воспитания». Как сказал В. А. Сухомлинский «Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать». Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение, активное, любознательное. Развитие познавательной деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребенка. В процессе ознакомления детей с природой, развивается познавательный интерес детей к окружающему миру, и реализуется экологическое воспитание. Ребенок, общаясь с природой, познает окружающий мир.
Публикация «Познавательное развитие детей в процессе экологического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Каждое знакомство с природой – это урок развития детского ума, творчества, чувства. Природа предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний. Чтобы познавательное развитие ребенка при ознакомлении с природой достигло более высокого уровня, необходимо вести целенаправленное педагогическое руководство этим процессом. Для развития познавательной активности детей в процессе экологического воспитания мы поставили перед собой следующую цель:
• Сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого ребенка.
Эта цель выявила следующие задачи:
• Создания условий для экологического образования дошкольников.
• Осознание ребенком себя как частицы природы;
• Понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушении одной из связей ведет за собой другие изменения:
• Развитие познавательной активности.
Реализуя данные задачи, мы учим понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания. Все обучение и воспитание детей должно происходит на объектах ближайшего природного окружения. Большое внимание нужно уделять организованной образовательной деятельности. Правильно организованное экологическое занятие дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. В детском саду должен быть хотя бы маленький живой уголок природы, где собраны разные комнатные растения. Дети с удовольствием ухаживают за растениями. Изучая каждое растение по отдельности, дети смогут познать природу растений, и научатся бережному отношению к природе, реализуя тем самым экологическое воспитание.
В группах должна быть развивающая среда, а также наглядный дидактический материал, по которому воспитанники смогут научиться правильно, относиться к природе, понимая, что все в природе взаимосвязано. Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть - забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом.
В старших группах рекомендуется проводить разные элементарные опыты, где воспитанники контактируют с песком, водой, воздухом, предметами или материалами. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Результатом таких экспериментов является развитие у воспитанников способности самостоятельно добывать знания путем анализа и умозаключений.
Чтение художественной литературы способствует бережному и осознанному отношению к природе. Действительно, читая произведение, ребёнок осваивает нравственно – эстетические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навыки анализа положительных и отрицательных действий героев. Они переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, страх, радость. Чтение произведений о природе позволяет расширить кругозор экологических знаний, развивать умение «наблюдать».
На прогулках нужно организовать игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке нужно оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами
песка, земли, глины, снега, льда, воды. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Хорошим средством для достижения наилучшего познания природы являются экскурсии. На экскурсии с детьми можно провести беседы, о важности окружающего мира. Наблюдают за живой природой, птицами, насекомыми.
Большое значение в воспитании детей имеет пример родителей. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с родителями ребёнка. Совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей можно использовать следующие формы: беседы, консультации, совместные досуги, праздники, участие родителей в выставках, смотрах-конкурсах.
В заключении хочется отметить, что проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в дошкольном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.