Елена Курилова
Познавательное развитие детей 4–5 лет «Эколята — молодые защитники природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, благодаря тому, что данная активность формирует на основе детской любознательности и пытливости ума устойчивые познавательные интересы через познавательно-исследовательскую деятельность.
В своей работе мы уделяем большое внимание ознакомлению детей с миром природы в разное время года, воспитанию бережного и внимательного отношения к ней. Нами был разработан и реализован проект "Эколята - дошколята".
Публикация «Познавательное развитие детей 4–5 лет „Эколята — молодые защитники природы“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эколята - молодые защитники природы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» июль 2019
Перед собой мы поставили следующие задачи:
- дать детям знания об окружающей природе, познакомить с растительным и животным миром;
- обучение практическим умениям и навыкам взаимодействия с объектами природы;
- развитие познавательной активности в процессе исследовательской, экспериментальной и трудовой деятельности;
- формирование навыков безопасного поведения в природе;
- воспитание любви и бережного отношения к природе.
В рамках проекта был создан стенд "Эколята - дошколята". Стенд разработан для использования в работе с дошкольниками по экологическому воспитанию, он носит творческий и познавательный характер и расположен в уголке природы.
В нашей работе с детьми мы используем различные методы и формы: дидактические игры, беседы, наблюдения, опыты, интегрированные занятия и т. д. В ходе этой работы нас сопровождают и помогают нам лесные сказочные герои – эколята. Это малыши-жёлуди Умница, Шалун и Тихоня и их подружка Ёлочка. Они берегут и охраняют лес, заботятся о его обитателях. Образы сказочных героев помогают нам донести до детей нужную информацию в понятной и привлекательной для них форме.
Так, самая старшая из малышей-жёлудей Умница помогает раскрывать познавательные интересы детей в рубрике "Интересные факты в природе" (о листопаде, снегопаде, возникновении сосулек, образовании льда на лужах; как распускаются листья; почему замерзает вода в реках; какие бывают снежинки; поведении животных и птиц в разное время года и т. д.). Умница помогла нам оформить «Жалобную книгу комнатных растений».
Знакомя детей с новыми фактами, мы побуждаем их проводить наблюдения, опыты и эксперименты.
Весёлый и озорной Шалун предлагает решить интересные дидактические задачи, разобрать вместе с ним игровые ситуации в рубрике "Поиграем" в таких играх, как "Времена года", "Что перепутал художник", "Составь картинку", "Назови приметы", "Перелётные и зимующие птицы" и т. д.
Рубрику «Литературная страничка» ведет самый маленький малыш из сказочных героев и любитель книг – Тихоня. Вместе с ребятами он отгадывает загадки, составляет и рассказывает сказки с помощью картинок о растениях и животных, о явлениях природы в разные времена года. Вместе с ним разучиваем стихи о красоте природы, знакомим детей с приметами, пословицами и поговорками.
Подружка малышей-желудей – Ёлочка, знакомит детей с «Лесными новостями» : о красоте леса и его разнообразии (Игра «Вопрос-ответ»); как лесные животные готовятся к зимнему периоду; о безопасном поведении в лесу (беседа «Что нельзя делать в лесу»). Вместе с ребятами Ёлочка участвовала в конкурсе рисунков «Береги лес от огня».
«Эколята - друзья и защитники природы» напоминают дошкольникам, как следует вести себя в лесу, на природе. И конечно, побуждают каждого ребёнка отразить свои впечатления от наблюдений, экскурсий и исследований в рубрике «Удивительный мир». Данная рубрика находится рядом со стендом, в котором помещены рисунки детей, поделки из картона и цветной бумаги; поделки из природного материала, сделанные совместно с родителями.
Информация на стенде периодически обновляется в зависимости от времени года.
Не остаются в стороне и наши родители. Для них в родительском уголке всегда есть информация о развитии познавательных интересов в семье в виде рекомендаций, консультаций, буклетов. Родители принимают активное участие в мероприятиях группы. Так, например, конкурс "Лучшая поделка из природного материала", "Экологическая ёлка" и другие.
Опыт работы по экологическому воспитанию был представлен нами на региональном этапе конкурса на лучший стенд (уголок) «Эколята – Молодые защитники природы» в дошкольных и образовательных организациях.
Таким образом, работа по развитию познавательного интереса помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности.