Светлана Александровна Окунева
Программа профессионального самообразования «Взаимодействие родителей и педагогов ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №71 "Семицветик"
(МБДОУ "Детский сад №71 "Семицветик")
Программа
профессионального самообразования воспитателя Окуневой Светланы Александровны.
Тема: «Взаимодействие родителей и педагогов ДОУ»
2019 г.
Цель: повышение собственной профессиональной компетентности по проблеме взаимодействия родителей и педагогов ДОУ
Задачи профессионального саморазвития :
Темочки:
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
1. Оказать всестороннюю консультативную помощь родителям по различным направлениям воспитания и развития детей;
2. Разработать и реализовать перспективный план работы с родителями;
3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта;
4. Реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС.
5. Систематизировать уже известные формы и методы работы с родителями и отобрать наиболее эффективные приёмы.
6. Использовать нетрадиционные формы взаимодействия с родителями. (Фотовыставки, проведение акций, презентации, круглый стол, проведение мастер классов, тренингов, деловых игр, совместные прогулки и экскурсии, брошюры, листовки и буклеты).
Прогнозируемые результаты моего саморазвития :
1. Повышение своей компетенции в вопросах взаимодействия с родителями.
2. Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.
3. Укрепление дружеских и партнёрских отношений между детьми и их родителями.
4. Обогащение предметно-пространственной среды группы совместно с родителями.
Актуальность.
Взаимодействие с родителями является актуальной и трудной на сегодняшний день. Актуальной, потому что важным направлением деятельности воспитателя в детском саду на современном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ, является тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к проблеме педагогической компетентности родителей, и направлена на ее повышении, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т. д.). Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Педагоги и родители не умеют или не хотят слушать и принимать позицию другой стороны, пытаются навязать собственную точку зрения, заставить другого изменить установки взамен организации конструктивного диалога. Препятствовать же развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы : нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Источники самообразования :
• методическая литература;
• журналы;
• семинары и конференции;
• мастер-классы;
• открытые занятия коллег;
• сеть интернет;
• общение с коллегами.
Содержание работы по самообразованию и саморазвитию :
Направления Мероприятия
Профессиональное 1. Повторение основных положений и требований государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
2. Изучение научно-педагогической литературы и передового опыта коллег посредством общения в профессиональных педагогических интернет-сообществах.
3. Участие в профессиональных конкурсах на муниципальном, региональном, федеральном уровнях
4. Проведение родительских собраний, творческих мастерских и открытых мероприятий.
5. Разработка консультаций для педагогов и родителей.
Психолого-педагогические
1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики по взаимодействию с родителями.
2. Принимать участие в работе педсоветов, семинаров-практикумах, мастер-классах. Консультация для воспитателей "Решение конфликтов в системе "Воспитатель-родитель".
3. Участие в работе сетевых интернет сообществ.
Методические
1. Знакомство с новыми формами, методами и приемами обучения.
2. Разработка электронных презентаций и консультаций для детей и родителей.
3. Разработка календарно-тематического планирования с семьей в рамках темы, изучаемой с детьми по плану.
4. Разработка пособий к ООД по взаимодействию с родителями.
5. Посещение открытых занятий коллег и участие в обмене опытом.
6. Периодическое проведение самоанализа профессиональной деятельности.
Информационно-компьютерные технологии
1. Внедрение в воспитательно-образовательный процесс ИКТ.
2. Сбор и анализ в интернете информации по дошкольному образованию, педагогике и психологии.
3. Пополнение и обновление персонального сайта.
Охрана здоровья
1. Внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
2. Вести здоровый образ жизни.
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Этапы Сроки Формы работы Практические выходы (конспекты, доклады, открытый просмотр)
1 этап
Диагностико-аналитический Август
Сентябрь
В течение года
1. Подбор методической литературы по взаимодействию с родителями.
2. Сбор, анализ и структурирование информации о разработке моделей социального партнерства ДОУ с родителями воспитанников.
3. Обогащение и расширение психолого-педагогических знаний родителей по воспитанию и обучению детей.
4. Разработка перспективного плана работы по взаимодействию с родителями
5. Разработка конспектов мероприятий, информационно-просветительского материала, презентаций, видеоматериалов, фотоматериалов, индивидуальных консультаций на актуальные темы.
6. Создание развивающей предметно-пространственной среды и пополнение в группе развивающих уголков (новые дидактические игры, лэпбуки и т. д., при участии родителей ДОУ.
1. Л. Е. Осипова «Работа детского сада с семьей», 2008г
2. Н. М Метенова «Родительское собрание. Ярославль. 2012г
3. А. В. Козлова., Р. П. Дешеулина «Работа ДОУ с семьей».
4. Н. М Метенова «Родительские собрания. Часть 1. Методика проведения 2011г
5. Н. М Метенова «Взрослым о детях. Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации для родителей в дошкольных учреждениях» Ярославль 2011г
6. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования». – М. : Мозаика-Синтез, 2016г.
7. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа – М. : Мозаика -Синтез, 2016г
8. Обзор статей в журналах: «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Воспитатель ДОУ».
2 этап
Основной
(практический) В течение года 1. Психолого-педагогический мониторинг, позволяющий выявить возможности участия каждого родителя в педагогическом процессе ДОУ;
2. Психолого-педагогическая поддержка родителей. 3. Совместная деятельность детей и родителей в соответствии с разработанной системой.
1. Анкетирование родителей для сбора социологических данных о семье.
2. Разработать лекции, тренинги, дискуссии, открытые НОД, консультации, беседы, маршруты выходного дня, занятия.
3. Привлечь родителей для участия в конкурсах, досугах, круглых столах, мастер-классах, выставках детских работ, поделок, изготовленных совместно с родителями; совместное создание предметно-развивающей среды, проведение родителями образовательной деятельности.
4. Общие родительские собрания по интересующим темам.
3 этап
Заключительный Май
Июнь
1. Подведение итогов социального партнерства ДОУ и семьи.
2. Обобщение и распространение опыта, способствующего осуществлению активного взаимодействия субъектов образовательного процесса «педагоги- родители-дети».
3. Сбор, обработка и обобщение практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными.
4. Итоговая психолого-педагогическая диагностика. 1. Итоговое родительское собрание.
2. Фоторепортажи о проведенных мероприятиях, выставках, конкурсах.
3. Демонстрирование наглядно-информационного материала.