ира попова
Программа по экологии (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида №22 «Ландыш»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического совета заведующий МДОУ - д/с № 22 «Ландыш»
Протокол № 1 от 02.09.2014г. ___ /Трифонова О. А. /
Приказ от 02.09.2014г. № ___/О
для работы с детьми 6 – 7 лет
Разработчики программы :
воспитатель Попова И. Н.
старший воспитатель
Храмова Татьяна Валерьевна
на 2014- 2015г. г.
Город Клин, Московская область
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Программа по экологии (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Данная Программа является нормативным документом, регламентирующим процесс организации работы с воспитанниками подготовительной группы МДОУ №22 «Ландыш» по экологическому воспитанию дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края.
1.1. Актуальность
Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребенка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.
Дошкольный возраст является важнейшим периодом для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к людям, родной природе, Родине. Для этого необходимо обязательное изучение своей «малой» Родины.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить детей бережно относиться к природе своего края, своей Родины.
Огромная притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, постоянно рассказывает о красоте и богатстве своего родного края. Думается, что это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.
Любить можно только то, что хорошо знаешь, с чем соприкасаешься в своей деятельности. Перед воспитателем стоит задача – приобщать детей к природе, обеспечить возможность чувственного и действенного восприятия её. Необходимо научить детей наблюдать природу и видеть интересное в её обычных проявлениях, устанавливать видимые связи между растениями, животными и явлениями неживой природы. Эти задачи воспитатель может выполнить при условии, если сам будет знать местную природу и деятельность взрослого населения в ней.
Благодаря обращению к особенностям природы родного края, дети осознают свою принадлежность к природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение. Именно через воспитание любви и уважения, ответственности и заботы к своей малой Родине педагоги и родители делают первый направляющий шаг на пути дальнейшей самостоятельной жизни ребенка.
1.2. Отличительная особенность программы :
Программа разработана на основе обязательного минимума содержания работы по экологическому воспитанию дошкольников, в процессе ознакомления с природой родного края и предполагает расширение содержания работы с детьми по теме сельское хозяйство Клинского района.
Формирование у дошкольников любви к Родине в старшем дошкольном возрасте следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой Родины, усвоениях принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, семьи, дома, детского сада, речки, расположенных рядом.
Программа выстроена на основе образовательной программы МДОУ №22 «Ландыш» на 2011 – 2016 гг., примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В Программе раскрыто содержание работы с дошкольниками по экологическому воспитанию, в процессе ознакомления с природой родного края по теме сельское хозяйство Клинского района, с учетом специфики и условий МДОУ – д/с №22 «Ландыш».
Для работы с детьми составлен перспективный план мероприятий.
Задачи работы с детьми по Программе реализуются в рамках кружка «Почемучка»
(3 и 4 неделя в 15.50 - 16.20). Всего 18 мероприятий.
Программа предусматривает развитие у детей дошкольного возраста любви к родным местам, формирования представления о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди; все это способствует воспитанию экологической грамотности, нравственных и патриотических чувств ребенка.
Данная Программа реализуется на безвозмездной основе.
В реализации Программы по экологическому воспитанию дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края принимают участие:
- педагогический коллектив МДОУ
- воспитанники МДОУ
- родители (законные представители) детей посещающих МДОУ
Исходя из этого, содержание программы выстроено по трем блокам:
1 блок - работа с детьми
2 блок - обогащение предметно-пространственной среды
3 блок - сотрудничество с родителями
Сроки реализации программы : 2014 - 2015 г. г.
Разработчики Программы : воспитатель Попова И. Н.,
старший воспитатель Храмова Т. В.
1.3. Цель программы : выполнение задач экологического воспитания дошкольников через комплексную систему работы по ознакомлению с природой родного края на примере ознакомления с сельским хозяйством Клинского района.
Задачи:
- расширять и уточнять представления детей о природе родного края
- воспитывать бережное, заботливое, охранительное отношение к природным богатствам нашего края
- расширять и систематизировать знания детей о домашних птицах на примере птицеводства Клинского района, формировать умение выделять характерные особенности, описывать их
- расширять и систематизировать знания детей о домашних животных на примере животноводства Клинского района, формировать умение выделять характерные особенности, описывать их
- формировать представление о том, кто занимается разведением домашних птицах и животных
- расширять и систематизировать знания детей об овощах (их пользе, способах выращивания, на примере овощеводства Клинского района
- закреплять умение детей распознавать по внешнему виду и другим признакам 3 вида злаковых, произрастающих на территории Клинского района
- формировать представление о том, кто занимается выращиванием злаковых на территории Клинского района, с какой целью их выращивают
- показать связь между климатическими условиями района и развитием сельского хозяйства
- воспитывать уважение к трудом сельских жителей (земледельцев, механизаторов, животноводов и т. д.)
- заложить основы интереса к труду, уважительного отношения к людям труда, воспитывать чувство сопричастности ко всему тому, чем живет родной район
- подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека
- закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кустов и ветвей деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и т. д.)
- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть красоту природы, формировать эстетически чувства.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 блок - Особенности организации работы с детьми
Задача: познакомить детей с трудом взрослых, занятых в сельскохозяйственном производстве (хлеборобов, животноводов, птицеводов, овощеводов); приобщать детей к труду на родной земле Подмосковья; воспитывать любовь к родному краю.
Включает в себя следующие разделы:
- педагогический мониторинг;
- беседы;
- дидактические игры;
- художественное слово;
- рассматривание иллюстраций;
- продуктивная деятельность
2 блок - Обогащение предметно-пространственной среды
Задача: изучить методику работы с детьми старшего возраста по формированию основ экологической культуры; формировать знания детей о труде взрослых, занятых в сельскохозяйственном производстве Клинского района.
Включает в себя следующие разделы:
- создание в групповой комнате условий для знакомства с сельскохозяйственным производством Клинского района;
- создание альбома для знакомства детей с сельским хозяйством Клинского района, с трудом взрослых, занятых в сельскохозяйственном производстве нашего района (хлеборобов, животноводов, птицеводов, овощеводов)
- развивающей среды, фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов;
- организация «экологических пространств» в помещении: групповой уголок природы, огород на окне
- создание условий для труда детей и взрослых в природной зоне (огород, цветник) детского сада.
3 блок - Особенности организации работы с родителями
Задача: создание преемственности детского сада и семьи в вопросах экологического воспитания детей и уважения к труженикам фермерских сельских хозяйств Клинского района.
Задачи работы с родителями:
- повысить педагогическую культуру родителей;
- вести пропаганду экологического дошкольного воспитания;
- изучать, обобщать и распространять положительный экологический опыт семейного воспитания;
- направить родителей на совместную работу с целью повышения экологического воспитания ребёнка;
- включать родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Взаимодействие с родителями по вопросу ознакомления с природой родного края осуществляется по следующим направлениям:
- просветительское ( наглядная агитация: стенды, памятки, папки – передвижки, индивидуальные консультации по возникшим вопросам);
Взаимодействие с родителями по вопросу изучения удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг в сфере экологического воспитания и ознакомления детей с трудом тружеников села Клинского района осуществляется на основе мониторинга степени удовлетворенности родителей оказанными образовательными услугами.
3. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
К концу года дети должны владеть следующими знаниями и представлениями:
- о домашней птице, которую разводят птицеводы в Клинском районе, научатся выделять характерные особенности, описывать
- каких домашних животных разводят животноводы в Клинском районе, выделять их характерные особенности, описывать их
- кто занимается разведением домашних птиц и животных
- об овощах, взращиваемых овощеводами Клинского района, называть их пользу, способы выращивания
- кто занимается выращиванием овощей на территории Клинского района, с какой целью их выращивают
- распознавать по внешнему виду и другим признакам злаковые, произрастающих на территории Клинского района
- кто занимается выращиванием злаковых на территории Клинского района, с какой целью их выращивают
- увидят связь между климатическими условиями района и развитием сельского хозяйства
- проявится интерес к труду, уважительное отношение к людям труда, воспитывать чувство сопричастности ко всему тому, чем живет родной район
- понимание, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека
- научатся правильно вести себя в природе (не ломать кустов и ветвей деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и т. д.)
4. СПОСОБ ПРОВЕРКИ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ И УРОВНЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ
Программа предусматривает проведение педагогического мониторинга уровня компетентности воспитанников и уровня усвоения программы детьми детей 2 раза в год:
- в сентябре - с целью выявления стартовых условий (исходного уровня развития воспитанников)
- в мае - с целью определения степени освоения детьми Программы по экологическому воспитанию дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края и выявления степени влияния на развитие ребенка.
Педагогический мониторинг предусматривает выявление:
- уровня овладения знаниями о природе родного края, о производстве земледелия и сельскохозяйственной продукции Клинского района
Определены единые уровни оценки - четыре уровня выполнения заданий: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего. Уровни определяются в зависимости от степени активности, самостоятельности и качества выполнения ребенком предложенного задания и оцениваются по баллам:
4 балла - Высокий уровень – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно
3 балла - Выше среднего – ребенок часть предложенных заданий выполняет самостоятельно, а часть - с частичной помощью взрослого
2 балла - Средний уровень – ребёнок выполняет не все предложенные задания и с постоянной помощью взрослого, либо все задания только с помощью взрослого
1 балл - Ниже среднего – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает
ЭТАПЫ работы по математической обработке данных мониторинга:
1 этап: напротив имени ребёнка проставляются баллы в зависимости от степени активности, самостоятельности и качества выполнения ребенком предложенного задания
2 этап: считается итоговый показатель для каждого ребёнка (среднее значение = сложить все баллы по критериям и разделить на количество критериев, округлить до десятых долей). Данный показатель помогает наглядно представить промежуточные (итоговые) результаты освоения Программы каждым ребёнком.
Итоговый результат выставляется как:
3,6 – 4,0 балла - высокий уровень сформированности интегративных качеств
3,0 – 3,5 балов - уровень выше среднего
1,8 – 2,9 балла - средний уровень
1,7 - 0 баллов - уровень ниже среднего
3 этап: подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = сложить все баллы по столбцу и разделить на количество детей, округлить до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций развития личности детей: успешности освоения содержания Программы и успешности формирования необходимых навыков всей группой детей, а так же детьми всего МДОУ.
Результаты мониторинга выражены в баллах и процентах, они объективно показывают:
- успешность освоения Программы каждым ребенком
- успешность освоения содержания Программы и успешность формирования необходимых навыков всей группой детей, а так же детьми всего МДОУ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой (2010, издание 6-е, дополненное и обновленное)
2. Н. Н. Кокорева, А. К. Бондаренко «Любить труд на родной земле»
- М. : Просвещение, 1980